Уровень 1: Авторитарная модель воспитания

Авторитарные родители верят в строгую дисциплину. Они верят в существование абсолютно правильных и абсолютно ложных норм поведения, также как и в то, что ребенок должен без колебания признавать определенный моральный кодекс. Они опасаются, что если ребенок допустит какое-то отклонение от него и при этом не понесет наказания, он может стать человеком своенравным или даже преступником. В фундаменталистских школах и старинных английских закрытых учебных заведениях розги являются общепринятым способом укрепления дисциплины и наказания за нарушения правил поведения. Главная задача авторитарного воспитания состоит во внушении ребенку чувства точного следования букве закона. Можно предположить, что страх быть уличенным в чем-то предосудительном и понести наказание или, напротив, желание снискать одобрение и вознаграждение за высокоморальное поведение прививают человеку угодничество.

В какой-то мере можно согласиться с родителями, которые опасаются, что если детям предоставить слишком много свободы, то они реализуют ее негативным образом: будут ленивыми, наркоманами, станут мелкими ворами, будут вести беспорядочную половую жизнь или станут насильниками. Более того, многие родители испытывают чувство опасности, когда видят, что дети отвергают их собственные ценности и выбирают свой особый путь в жизни. Следовательно, модель основанного на повиновении воспитания является средством защиты, к которому обращаются родители ради сохранения своего авторитета.

Во многом это объясняет ту ненависть, которую некоторые родители и местные общины испытывают в отношении школ. Консерваторы боятся изменений и беспокоятся, что дети перестанут разделять их фундаментализм и, в частности, их религиозные убеждения. Реакционные родители сопротивляются знакомству своих детей с теорией эволюции, компаративистскими исследованиями в социальных науках, современной литературой и моральным образованием. Они боятся, что дети отвергнут их догматизированные моральные ценности и усвоят альтернативные стили жизни. Например, строгие католические семьи противятся сексуальному образованию в школах, полагая, что оно развращает детей. Содержание полового воспитания сводится для них к одному слову: «Нельзя!». Они убеждены, что их сыновья и дочери должны воздерживаться от половой жизни вплоть до вступления в брак, несмотря на то, что он может быть довольно поздним или даже никогда не состояться.

Они также выступают против «прояснения ценностей», опасаясь, что их дети могут оказаться членами иной этнической или религиозной общины. Особенно опасной представляется им сама мысль усомниться в установленных истинах, т.е. то, что предполагает любого рода критическое исследование. Такие люди полагают, что абсолюты добра и зла «извращаются» ситуационной этикой. Совет думать самому и самому принимать решения приводит их в ужас, поскольку они убеждены, что это означает позволить детям делать все что угодно.

Можно понять желание любящих родителей делать все для детей наилучшим образом. Тем не менее, очевидно, что авторитарная модель повиновения едва ли дотягивает до зрелого уровня морального развития, поскольку бездумное и догматическое следование внушенному этическому кодексу не гарантирует адекватного морального поведения. Принятие моральных правил из-за страха формально по своей сути и отнюдь не говорит о том, что намерения личности действительно нравственны. Более того, эта жесткая модель не позволяет справляться с многочисленными конфликтами, возникающими в обществе, основанном на различных моральных принципах и ценностях. Она не помогает человеку контролировать ситуацию моральной дилеммы. Когда жесткие структуры авторитарного нравственного сознания охватывает сомнение, то оно может оказаться не в состоянии отыскать соответствующие средства и механизмы решения проблемы. Ведь если авторитарная личность достаточно долго и строго следовала принятым императивам, то она может оказаться не в состоянии разобраться во всех тонкостях и сложности морального выбора. Быть может в ней так сильна доминанта веры и почитания авторитета, особенно если он был освящен церковью и санкционирован законом, что в ряде случаев такая личность будет не в состоянии принять какое-либо решение.

Подчинение моральным правилам имеет абсолютное, но абстрактное достоинство. Обычно родители, учителя и различные социальные институты стремятся упрочить власть фундаментальных норм цивилизованного общества. Безусловно, общество использует различные формы вознаграждения и наказания для стимулирования своего рода покорности. Справедливость этих процедур особенно очевидна в отношении закоренелых преступников, от которых общество должно себя защищать. Эти люди или генетически или вследствие прочно укорененного в их сознании прошлого криминального опыта предрасположены к отклоняющемуся социальному поведению. Здесь необходимо применять всю власть закона, чтобы оградить от них невинных людей.

И все-таки авторитарный метод подчинения недостаточен сам по себе, поскольку этот вид морального воспитания, если здесь уместно это выражение, равносилен внушению. С его помощью едва ли можно вырастить нравственную индивидуальность, поскольку ребенок просто принимает здесь все то, что ему дают. Человек обрекается на безропотное подчинение внушенным ему правилам поведения. В первых двух главах мы уже видели трудности, которые возникают в случае догматического подхода к морали. Ограниченные представления о нравственности особенно вредны для морального роста ребенка, поскольку если он не сможет преодолеть эти представления, то ему с необходимостью будут присущи те или иные моральные недостатки. Такие индивиды, когда они становятся взрослыми, могут оказаться жестокими, совершать аморальные поступки или даже преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: