Труд – это осознанная целенаправленная, результативная деятельность людей, требующая затрат физической, умственной, биологической энергии. Труд следует рассматривать и как форму жизнедеятельности людей, способ их экономического поведения. Осознанность трудовой деятельности означает, что ей предшествует выработка проекта действий, фиксация образа действий в сознании человека.
Так что трудом следует считать не просто деятельность людей, а только такую деятельность, которая осуществляется в соответствии с замыслом, заранее продуманным планом, проектом. Намечаемый способ действий может быть выработан самим человеком труда, т.е. работником, или задан ему другими людьми. По крайней мере, считается, что человек трудится только в том случае, когда ему известно, что делать и как делать. Важно также знать для кого, зачем делать.
Характер управленческого труда. Понятие управленческого труда в определённой мере связано с понятием управления как сферы его приложения. Если считать, что любой труд проявляется в двух формах – физической и умственной, то одной из разновидностей умственного труда является управленческий.
Управленческий труд исторически выделялся в особую категорию общественного труда с последующей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управления как вида профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду. Если в одном общем процессе труда участвует группа лиц, то обязательно возникает необходимость координации их трудовых усилий.
Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Исторически было принято считать, что только труд рабочих является производительным, что стоимость создаётся лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники непроизводственной сферы при всей их необходимости – просто нахлебники. Известнейший экономист Адам Смит, именуемый «отцом экономики», в своей фундаментальной книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданной ещё в 1776 г., утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращении труда».
Эти мысли зачинателя трудовой теории стоимости Адама Смита и его продолжателя Давида Рикардо очень понравились Карлу Марксу, который положил их в основу своей экономической теории. Однако при всём уважении к гениальным экономистам прошлого следует отметить, что эта часть их воззрений не выдержала испытаний временем.
Сейчас весь прогрессивный мир считает, что труд в сфере науки управления, образования, культуры, информационных услуг столь же производителен как и в сфере материального производства. И производство информации, знаний, выработка управленческого решения ничем не уступает по важности материальному производству. Так что физический и умственный труд уравновешиваются в правах, тем более что в экономике их не так-то просто различать. Рабочие управляют станками-автоматами, водитель транспортного средства прорабатывает большое количество информации, а об энергичном учителе говорят, что он физически устаёт за урок не меньше дровосека.
Представители профессии, труд которых во времена А. Смита не закреплялся ни в каком материальном продукте, заняли в структуре занятости развитых рыночных стран доминирующее место. Услуги приобрели производительный характер и учитываются в качестве равноправной части валового национального продукта. Так что смитовская концепция производительного и непроизводительного труда для современного производства – это анахронизм.
Дело не в том, что надо считать производительным характер труда работников, занятых всеми видами обслуживания основного производственного процесса и управлением производства. Необходимо осознать системно-интегральный характер производительности современного производства.
Продукт современного производства – сложное динамическое единство «материальных» и «нематериальных» свойств, которое обеспечивается организационно и профессионально сбалансированной работой многочисленных групп специалистов из самых различных областей. Перекос в сторону одной из них разрушает эту целостность с потерей потребительских качеств, престижа и имиджа данной производственной системы. Именно поэтому оценки производительности должны носить интегрально-факторный характер, позволяющий учесть роль всех сторон процесса производства.
Особенности управленческого труда. При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления следует иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности. Назовём основные особенности управленческого труда.
1 Количество труда. Результаты труда работников аппарата управления в большинстве случаев невозможно измерить прямым путём, например, объёмом произведённых продукции, работ или услуг. Количественное измерение выполняемых работ может быть применимо лишь к незначительной части служащих, выполняющих повторяющиеся операции (машинистки, операторы вычислительных машин, расчётчики, кассиры, копировщики и т.п.). Труд руководителей и специалистов, выполняющих творческие и неповторимые операции, количественно может оцениваться только косвенно – в труде других людей, т.е. выражаться в экономических показателях руководимого или обслуживаемого работником подразделения.
2 Предмет труда, средство труда, продукт труда. Работники управленческого труда имеют дело со специфическими предметами, средствами и продуктами труда.
Предметом труда в сфере управления выступают не материально-вещественные элементы производства, а информация, сбор, передача, обработка которой занимают большой удельный вес в бюджете рабочего времени служащих.
Средством труда работников управленческого аппарата является организационная и вычислительная техника, а также условно-постоянная информация (нормативные, методические и справочные материалы).
Продуктом труда в сфере управления выступает также информация в форме документов, решений, распоряжений и т.п., необходимых для нормального функционирования и развития организационной системы управления.
3 Качество труда. В управленческом труде велико значение показателя качества, так как низкое качество управленческой деятельности может повлечь за собой крупные социально-экономические потери (принятое решение без достаточного обоснования может привести к большим убыткам или к тяжёлым последствиям в масштабе фирмы или региона).
4 Высокие квалификационные требования. Труд в сфере управления, в особенности работа руководителя, специалиста, предъявляет к работнику повышенные квалификационные требования. Только период общего и специального образования у данной категории работников занимает 15 лет, не говоря уже о периоде накопления опыта, навыков, умения.
5 Широкие пространственные границы рабочего места. Труд работников аппарата управления носит весьма мобильный характер, имеет рабочее место с развёрнутыми пространственными границами. В отличие от работающих на производственных участках со строго очерченными границами рабочего места, руководители и многие специалисты по роду своей работы перемещаются по территории предприятия, выезжают в командировки, посещают другие организации.
6 Содержание труда. Содержание труда работника аппарата управления складываются из множества различных операций и процедур, различающихся:
· по характеру трудовых процессов (работа с информацией, принятие решений, организация исполнения);
· по сложности и квалификационным требованиям (творческие, логические, технические операции);
· по уровню механовооружённости (ручные, механизированные, автоматизированные);
· по частоте повторяемости, последовательности выполнения и т.п.