Предпосылки Реформации

В данном параграфе будет рассмотрена предыстория европейской Реформации. Знакомство с предшествующими течениями и мыслителями поможет лучше узнать причины быстрого и решительного распространения реформационных идей в XVI веке.

Явление Реформации было отнюдь не спонтанным феноменом в европейское религиозной жизни. Католическая церковь, долгие века, бывшая монополистом в делах веры все время своего существования испытывала внутреннее давление от разнообразных групп и мыслителей, которые старались привнести в религиозную жизнь новые идеи или альтернативные взгляды. В исторической науке этот процесс получил наименование «предреформация».

Данные течения католической церковью объявлялись еретическими, а их последователи преследовались, истреблялись или существенно ограничивались в правах в зависимости от эпохи.

Историк Ерохин так пишет об общей духовной атмосфере того периода: «В XII веке появляется целый ряд сект, характерной чертой которых были высокие моральные идеалы. Достигать этих идеалов предполагалось путем возрождения истинной древней апостольской церкви, противопоставляемой церкви современной, Риму». [63]

Самым значительным событием на «еретической арене» того периода было появление секты вальденсов. Основателем считается итальянский купец Петр Вальдо (1140 — 1217). Считается, что он был богатым человеком, который раздал свои деньги нищим и начал проповедовать свое понимание Евангелия, делая особый упор на отказе от богатства. Вокруг него образовался круг сподвижников. Постепенно начал оформляться разрыв с католической церковью. Новая община стала самовольно совершать таинство исповеди и причащения, отказалась от храмов. Молитвы за усопших, догмат о чистилище были упразднены. Столь резкий отход от традиции не мог не вызвать негативной реакции римской курии, и в 1184 году они были отлучены от церкви и стали подвергаться преследованиям.

Однако вальденсы не смогли распространить свое учение и до сих пор они существуют в виде компактных общин в Италии. Но, несмотря на историческую неудачу этого движения в ряде пунктов их учение прямо сходно с идеями реформаторов XVI века: единственным посредником между Богом и человеком они считали Иисуса, отрицали чистилище, мессу, посты, обрядность, все человеческие изобретения в религии, прямо не санкционированные Писанием. Вальденсы символически понимали таинства и сохранили из них только крещение и причащение. [64]

Вальденсы явили собой пример возникновения реформационных идей в среде необразованных масс. Но был и другой процесс — философы - одиночки по тем или иным причинам пересматривали привычную догматику и выдвигали новые идеи. Одним из таких наиболее известных мыслителей был англичанин Джон Уиклиф (1320 — 1384).

Уиклиф обучался в Оксфордском университете, где благополучно получил звание доктора теологии. Его противостояние с католической церковью начиналось вовсе не из-за догматических разночтений. Уиклиф как преданный патриот своей родины протестовал против злоупотреблений римской курии в Англии. Параллельно он начал разрабатывать собственное учение. Богослов переводит Св. Писание с латыни на английский, начинает читать свои лекции на родном языке. Уиклиф в своих размышлениях требовал, прежде всего, опоры на тексты Писания, отрицал необходимость церковной иерархии, радикально пересматривает догмат о пресуществлении. Столь вольные идеи вызвали осуждение в Риме.

В 1378 римский понтифик осудил его учение. Несмотря на это, он еще три года оставался в Оксфордском университете, откуда был бесповоротно изгнан лишь в 1381 году. Несмотря на осуждение и со стороны королевской власти и римской церкви его последователи продолжали распространять идеи своего учителя.

Учение Уиклифа в массе рукописей было занесено на континент и повлияло впоследствии на учения церковных реформаторов. Вот что пишет американский историк Ч. Крименс: «Джон Уиклиф, основатель лоллардизма (так называли последователей Уиклифа, само это название имело континентальное происхождение) предвосхитил почти все основные доктрины Реформации XVI века. Он выступил против папства, поддерживал браки духовенства, осудил принцип монашества, настаивал на важности духовной стороны религии и незначительности церемоний, сводил реальное присутствие Христа в Евхаристии к духовному присутствию, призывал государственные власти реформировать коррумпированную церковь и предлагал ко всеобщему использованию Библию на английском языке». [65]

Идейным учеником Джона Уиклифа можно считать чешского реформатора Яна Гуса (1369 — 1415). Учение Яна Гуса вызвало в Чехии широкое религиозное и социально-политическое движение. Ян Гус обучался в Пражском университете — одном из крупнейших образовательных центром Европы того времени. В университете Ян получает степень магистра искусств и начинает преподавать. Позже, получив сан священника, он становится деканом философского факультета.

Будучи священником, Гус произносил нестандартные проповеди, в которых критиковал порочность церкви, протестуя против симонии и высказывая нетрадиционные богословские идеи. В частности одной из самых спорных его идей было его понимание таинства евхаристии. По мнению Яна Гуса в таинствах следует допускать только невидимое присутствие плоти и крови, что входило в противоречии с традиционной католической догматикой, в которой утверждалось, что хлеб и вино сущностно превращаются в Тело и Кровь Христа.

Ян Гус был не только реформатором, но он также отстаивал интересы чешского народа в противовес сильному пронемецкому влиянию.

Некоторые тезисы его учения разбираются в 1409 году в Пражском университете и признаются еретическими. С этих пор конфликт Гуса с Римом только возрастает, несмотря на покровительство короля Чехии. В 1412 году Гус выступает против индульгенций.

Роковой ошибкой для Гуса стало его прибытие на Константский собор в 1414 году, собиравшийся для преодоления церковного раскола в римской церкви. Император Священной Римской империи Сигизмунд, который являлся активным деятелем по созыву данного собора, дал ему обещание неприкосновенности. Однако своего обещания он не сдержал. Ян Гус был осужден как еретик, и 6 июля 1415 года был сожжен.

И хотя Гус никогда не порывал с католицизмом и остался верен многим католическим догматам и верованиям, он выдвинул два ставших важнейшими впоследствии протестантских принципа: учение о предопределении и признание Писания, а не Предания, высшей инстанцией в разрешении всех споров.

Казнь Гуса возмутила общество и его последователей. Через четыре года после его смерти начинаются т. н. «Гуситские войны». Они продолжаются по всей территории Чехии вплоть до 1438 года и приводят к поражению крайних гуситов (таборитов) и воссоединению умеренных гуситов (чашников) с римской церковью. Гуситские войны показали, к каким мощным процессам могут привести национальные противоречия в совокупности с религиозными брожениям.

Параллельно с образованием новых сект и появлением новых еретиков требования реформировать церковь звучали и из самой церкви. Не только деятельность одиночных еретиков поднимала вопрос о церковных преобразованиях. Эти процессы, путь и в более мягкой форме существовали и в церковных кругах. Б. А. Лапшов пишет об этом процессе так: «Поскольку на протяжении средневековья, особенно позднего, корень бед, постигавших христианский мир, виделся прежде всего в коррупции церкви, именно она стала основным объектом чаяний «реформации-обновления» как возвращения к истокам первоначального христианства. Естественными носителями этих идей были монашеские ордены». [66]

Здесь прежде всего следует отметить проповедническую деятельность монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы (1452 — 1498). Это был пламенный фанатик, не идущий ни на какие компромиссы с кем бы то ни было.

Италия того времени была временем расцвета Ренессанса, и юного монаха возмущал тот языческий дух, который захватил всю Италию и особенно среду высшего духовенства. В 1490 году он прибывает во Флоренцию, которая и становится городом его активной деятельности. Савонарола протестует против деятельности ростовщиков, возмущается фактом ношения женщинами Флоренции дорогих украшений, требует строго исполнения всех заповедей. Джироламо был пламенным проповедником, его речь захватывала, притягивала к себе. Считая себя божьим пророком, который был призван искоренить грехи Италии, он был искренним в своих строгих проповедях и люди не могли не замечать этого. В частности в своих проповедях он высказывал мысль, что Флоренции предстоит стать во главе «реформации всей Италии». [67]

Его активная проповедническая и политическая деятельность (несколько лет Савонарола де-факто правил Флоренцией) привела к тому, что Джироламо стал неугоден как светской власти, так и духовным владыкам. Однако церковь не хотела сразу терять такого активного и искреннего проповедника, и даже сам римский понтифик предлагал Савонароле пост кардинала, лишь бы он умерил свой проповеднический пыл, но Савонарола горделиво отказывался.

В конце концов, Папа Александр VI в 1497 году прибегнул к радикальному средству — а именно отлучению от церкви. Джироламо не принял этого отлучения и требовал апелляции к Вселенскому собору. Но его позиции в народе уже были сильно поколеблены. Это позволило схватить его и в следующем 1498 году публично казнить.

Савонарола был убежденным католиком и, не стремился ни к какому расколу или основанию собственной общины. Поэтому его появление следует считать очень сильным сигналом к тому, что требования реформации звучат все сильнее и радикальнее даже в кругах ортодоксальных католиков, не стремящихся пересматривать сложившиеся католические доктрины.

Деятельность М. Лютера, Д. Уиклифа, Я. Гуса и Савонаролы тоже вполне можно считать внутрицерковным процессом реформации церковной жизни. Но эти деятели были слишком радикальны в своих воззрениях, что и привело к их осуждению и преследованию. В то же время требования более мягкой реформации, звучавшие из недр католической иерархии, не приводили гонениям.

Исследователь Ерохин дает такое обозрение внутрицерковному предреформационному движению: «Историки выделяют три течения в предреформационную эпоху, представители которых говорили о необходимости изменений и реформ в церкви. Одно течение стремилось реформировать церковную организацию, считая, что беды церкви усилились из-за единовластия пап <...> Это соборное течение. Созыв соборов должен стать регулярным. Собор должен был стать высшим органом католической церкви.

Существовало и иное течение, наставивавшее на необходимости реформ в догматической стороне католического богословия. Оно предполагало более активное изучение текста Писания – это было так называемое библийское течение.

Еще одно течение усиливало мистические компоненты в вероучении католической церкви, стремилось к обретению нового откровения в вере». [68]

Следует здесь отметить наличие соборного движения, которое стремилось ограничить власть папы посредством собрания соборов. Именно внутри этого течения проявляются зерна будущего раскола — немецкие епископы активно возражают против единовластия римского викария. Некоторое время в соборном движении участвует богослов и философ Николай Кузанский, который даже подготавливает проект объединения Восточной и Западной Церквей.

Тот факт, что и в среде высшего духовенства назревает понимание необходимости реформ, неоспорим. К примеру: выступая в 1512 г на Латеранском соборе, выдающийся католический просветитель Эгидий Витерберский говорил о реформе как о необходимом процессе обновления, призванном обеспечить жизнеспособность церкви. [69] Такие деятели как немец Вессель Ганфорт (1420 - 1489) и англичанин Джон Колет (1466 - 1519) прямо заявляли о необходимости срочной церковной реформе.

Однако никаких реформ не последовало, что и привело к мощному идеологическому взрыву, а после активной фазы Реформации и проведения Тридентского собора (1545 — 1563), собранного как ответ на церковный раскол, все эти течения исчезли. Верховная власть папы же наоборот только усилилась.

Немаловажной предпосылкой будущей Реформации стал гуманизм. Определяя человека, прежде всего как индивидуальность, гуманисты незаметно для себя закладывают новый стиль мышления — человек теперь определяется не через сообщество, в котором он находится, а только по своим делам или убеждениям. В будущем эта идея перейдет и в протестантизм, где человек будет представать пред очами Бога один на один, нисколько не нуждаясь в какой-либо обязательной иерархии (церковь). Но гуманисты прославились не только своими теоретическими изыскания в области философии, но и вполне конкретной работой с разнообразной текстуальной базой того периода.

Итальянские гуманисты занимались филологией, критически изучали многие рукописи, в том числе и тексты Священного Писания. Подобная деятельность приносила свои плоды. В частности, гуманист Лоренцо Валла (1407 - 1457) доказал поддельность т. н. «Константанового дара», документа, согласно которому император Константин якобы даровал папе светскую власть на территории всей Западной империи.

Одним из столпов гуманистической мысли предреформационного периода по праву можно считать Эразма Роттердамского (1469 — 1536). Этот разносторонний человек, который снискал благоволение и светских властителей и церковной верхушки, в 1516 году издал текст Нового Завета на греческом языке, и при сравнении его с текстом Вульгаты стало ясно, что в латинском тексте Библии закрепились многочисленные ошибки и искажения, появившиеся при переписывании. И хотя в будущем Эразм так и не примкнет к Реформации, его заступничество помогло Мартину Лютеру на первых порах своей деятельности.

Еще одним существенным фактором, повлиявшим на развитие Реформации, стало усиление национального сознания европейских народов. Развитие национальных и патриотических чувств входило в контраст с доктриной о Церкви как космополитического, универсального объединения. В этой связи становится понятным то стремление перевести Священное Писание и богослужение на национальные языки, какое имели Д. Уиклиф и Я. Гус.

Таким образом основным духом времени того периода было нетерпеливое ожидание долгожданных реформ в Церкви. Многие возлагали эти надежды на проводившиеся соборы церкви, но решительных действий по реформированию Церкви начались лишь с началом настоящей Реформации.

В. П Слободин проводит такие параллели между эпохой предреформации и основными идеями самой Реформации: «Основные догматические положения реформаторов <…> проистекали из глубин церковного сознания и в какой-то степени явились плодом и завершением настроений и идей предреформационного периода. В самом деле, идея примата Вселенских соборов переросла в процессе реформации в отрицание папской власти, а затем и иерархии в целом; стремление к нравственному очищению заставило обращать взор к первых векам христианства, откуда уже был всего один шаг до отрицания церковного предания, а осуждение злоупотреблений, имевших целью обогащение церковной казны, естественно привело к отрицанию индульгенций, а также к отрицанию существования чистилища и заслуг святых, являвшихся догматическим базисом продажи индульгенций». [70]

Сделав краткий, но сущностный обзор, эпохи предшествующей Реформации XVI века мы обнаружили, что европейская культура постепенно начал переосмысливать роль церкви в своем изменяющемся мире.

Необходимость обновления и реформации стала видна все большим и большим людям, клирикам и мирянам. Новые отношения между людьми (в частности рост национального самосознания) требовали своего закономерного изменения в церковной структуре. Первоначально начинавшись как деятельность немногочисленных сект, наподобие вальденсов, предреформация затягивала в свой мейнстрим и образованных богословов и высших клириков церкви. Дальнейшая реформация была необратима, и в это переходное время только от церкви зависело, будет ли эта реформация планомерной и постепенной или стихийной и неконтролируемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: