Заключение

Необходимо подвести логический итог нашей дипломной работе. В этом проекте исследовались два иконоборческих течения в христианстве — византийское иконоборчество и кальвинизм.

Тщательная аналитическая работа по выявлению основных точек соприкосновения и принципиальных расхождений выполнена. Были изучены история и догматика обоих течений.

В заключении необходимо отметить что первое исторически оформленное иконоборческое течение в истории христианства являлось скорее флуктуаций на историческом этапе своего возникновения и жизни. Итог развития византийского иконоборчества при своей весьма значительной длительности данного феномена только подтверждает догадку о том, что это было всего лишь незначительное отклонение от магистрального развития истории христианства в ту эпоху.

Кальвинизм же наоборот, лег на благодатную, исторически и культурно подготовленную почву, в результате чего сумел завоевать определенный ареол распространения.

В сравнительном анализе было выявлено, что отношение к иконам было внешне схожим, однако исходные постулаты византийских иконоборцев и кальвинизма различны.

Для Кальвина большим весом являются тексты Св. Писания, требующие устранения любых творений рук человеческих из сферы религиозного почитания, т.н. культовый аспект иконоборчества. В то же время у византийских противников икон был свой материальный объект почитания — крест, тогда как кальвинизм полностью освободился и от практики почитания креста.

Более общим моментом, объединяющие византийское иконоборчество и кальвинизм являлся т.н философский аспект иконоборчества, основная идея которого есть принципиальная неизобразимость Бога при помощи материальных средств. И для Кальвина и для византийских иконоборцев это является: во-первых, принципиально невозможным явлением, а во-вторых, факт изображения Бога есть откровенное богохульство.

Самым важным отличием византийского иконоборчества от иконоборчества кальвинистского является наличие своей, особенной христологии, которая доказывает невозможность почитания икон. Данная христология явнее всего была выражена на Влахерснском соборе 754, в то время как Кальвин о ней не упоминает вообще. Последующие кальвинисты же всего лишь эпизодически упоминают о ней, никак не разрабатывая эти идеи. Т.н христологический аспект иконоборчества в кальвинизме остается по большей части незадействованным.


Список литературы

1. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. 221 с.

2. Афиногенов. Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество православия. М., 2003. 192 с.

3. Баранов В. А. О малоизвестном доиконоборческом учении об «умеренном» иконопочитании // Мир православия № 6. Волгоград, 2006. С. 48–60.

4. Баранов. В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Новосибирск. 2010. 195 с.

5. Баранов В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества. Автореферат. Новосибирск, 2010. 10 с.

6. Барбу Д. Византийский образ: создание и способы использования. // Анналы на рубеже веков. Антология под ред. А. Я. Гуревич. М., 2002. С. 62

7. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999. 424 с.

8. Вопросы кальвинизма и реформации России. По материалам «Теологического листка» Общества Реформация за 1999 г. Выпуск 2. М., 2000. 197 с.

9. Виппер. Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1894. 353 с.

10. Виппер. Р. Ю. История Нового Времени. М., 1999. 624 с.

11. Гарин. И. И. Кальвин. Харьков, 1994. 247 с.

12. Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. 192 с.

13. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. 928 с.

14. Дроздов. Е. К вопросу об идейных истоках спора об иконопочитании в Византии в VIII-IX веках. // Труды коломенской духовной семинарии. Вып. 3. М., 2008. С. 162-181.

15. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Спб., 1995. 370 с.

16. Ерохин. В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск, 2004. 310 с.

17. Живов В. М. Богословие иконы в первый период иконоборческих споров // Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. 760 с.

18. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги 1 и 2. М., 1997. 581 с.

19. Карташев А. Вселенские соборы. URL: http://www.agioskanon.ru/hist-kartashev/007.htm (дата обращения: 01.01.2012)

20. Лапшов. Б. А. Европа на пороге Нового Времени. М., 1998. 213 с.

21. Лурье В. М., Баранов В. А. История византийской философии. Формативный период. Спб., 2006. 553 с.

22. Лютер. М. Диспут о прояснении действенности индульгенций. 95 тезисов. Спб., 2002. 64 с.

23. Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. М., 2001. 432 с.

24. Мирошниченко Е. И. Византийская концепция образа: между неоплатонизмом и богословием каппадокийских отцов. // Идеи и идеалы. – 2010. Вып 3 (5). Том 2. С. 22-30.

25. Некрасов. Ю. К. Реформа или революция? Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI века. Вологда. 1998. 336 с.

26. Постановления Собора 754 г. URL:http://nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor754.htm (дата обращения: 23.03.2012)

27. Свойкин. А. Кальвинизм. М.,1997. 38 с.

28. Слободин.В. П. Эпоха Возрождения и религиозная Реформация в Европе. М., 2001. 39 с.

29. Хаксли Д. Л. Женщины в византийском иконоборчестве //Античность и средневековье Европы. Под редакцией И.Л. Маяк, А.З. Нюркаевой. Пермь, 1996. 284 с.

30. Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. 442 с.

31. Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 2. Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867). М.: 2001. 642 с.


[1] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. - С. 527.

[2] Там же.

[3] Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 2. Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867) М. 2001 г. - С. 324.

[4] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. - С. 530.

[5] Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. - С. 58.

[6] Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999. - С. 139.

[7] Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 2. Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867) М. 2001 г. - С. 324.

[8] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. - С. 531.

[9]. Карташев А. Вселенские соборы. URL: http://www.agioskanon.ru/hist-kartashev/007.htm (дата обращения: 01.01.2012)

[10] Там же.

[11] Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 2. Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867). М.: 2001. - С. 341.

[12] Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. - С.15.

[13] Хаксли Д. Л. Женщины в византийском иконоборчестве //Античность и средневековье Европы. Под редакцией И.Л. Маяк, А.З. Нюркаевой. Пермь, 1996. - С. 184.

[14] Карташев А. Вселенские соборы. URL: http://www.agioskanon.ru/hist-kartashev/007.htm (дата обращения: 01.01.2012)

[15] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. - С. 542.

[16] Афиногенов. Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997. С. 64.

[17] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. - С. 547.

[18] Карташев А. Вселенские соборы. URL: http://www.agioskanon.ru/hist-kartashev/007.htm (дата обращения: 01.01.2012)

[19] Карташев А. Вселенские соборы. URL: http://www.agioskanon.ru/hist-kartashev/007.htm (дата обращения: 01.01.2012)

[20] Хаксли Д. Л. Женщины в византийском иконоборчестве //Античность и средневековье Европы. Под редакцией И.Л. Маяк, А.З. Нюркаевой. Пермь, 1996. - С. 183.

[21] Афиногенов. Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество православия. М., 2003. С. 99.

[22] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2005. - С. 553.

[23] Баранов. В. А. О малоизвестном доиконоборческом учении об «умеренном» иконопочитании // Мир православия № 6. Волгоград, 2006. С. 49.

[24] Барбу Д. Византийский образ: создание и способы использования. // Анналы на рубеже веков. Антология под ред. А. Я. Гуревич. М., 2002. - С. 62.

[25]
Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. 2001. М., С. 84.

[26] Мирошниченко Е. И. Византийская концепция образа: между неоплатонизмом и богословием каппадокийских отцов. // Идеи и идеалы. – 2010. Вып 3 (5). Том 2. - С. 23.

[27] Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999. С. 128

[28] Там же. С. 137.

[29] Успенский Ф. И. История Византийской империи. Т. 2. Период III (610-716). Иконоборческий период (717-867) М. 2001. - С. 255.

[30] Лурье В. М., История византийской философии. Формативный период. — СПб.: Axioma, 2006. - С. 445.

[31] Дроздов. Е. К вопросу об идейных истоках спора об иконопочитании в Византии в VIII-IX веках. // Труды коломенской духовной семинарии. Вып. 3. М., 2008. - С. 162.

[32] Постановления Собора 754 г. URL:http://nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor754/754_1.htm (дата обращения: 23.03.2012)

[33] Постановления Собора 754 г. URL:http://nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor754/754_9.htm (дата обращения: 23.03.2012)

[34] Постановления Собора 754 г. URL:http://nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor754/754_5.htm (дата обращения: 23.03.2012)

[35] Там же.

[36]

Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Спб., 1995. С. 361.

[37] Баранов В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Новосибирск. 2010. С. 79.

[38] Баранов В. А. Философские предпосылки идеологии византийского иконоборчества. Автореферат. Новосибирск, 2010. - С. 10.

[39] Живов В. М. Богословие иконы в первый период иконоборческих споров // Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. - С. 52.

[40] Дамаскин И. Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. - С. 62.

[41]. Лурье В. М., История византийской философии. Формативный период. — СПб., 2006. - С. 446.

[42]. Там же. С. 448.

[43] В. А. Баранов. Философские предпосылки византийского иконоборчества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Новосибирск. 2010. С. 117.

[44]. Лурье В. М., История византийской философии. Формативный период. — СПб., 2006. - С. 431.

[45]

Слободин. В. П. Эпоха Возрождения и религиозная Реформация в Европе. М., 2001. С. 19.

[46] Там же. С. 22.

[47]

Ерохин. В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск, 2004. С. 78.

[48]

Лютер. М. Диспут о прояснении действенности индульгенций. 95 тезисов. Спб., 2002. С. 19.

[49]

Ерохин. В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск, 2004. С. 86.

[50]. Там же. С. 88.

[51]

Слободин. В. П. Эпоха Возрождения и религиозная Реформация в Европе. М., 2001. С. 28.

[52]

Некрасов. Ю. К. Реформа или революция? Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI века. Вологда. 1998. С. 142.

[53]

В. Н. Ерохин. История религиозной Реформации в европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск,2004. С.138.

[54] Там же. С. 142.

[55] Там же. С. 145.

[56]

Свойкин. А. Кальвинизм. М.,1997. С. 20.

[57]

Виппер. Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1894. С. 70.

[58] Гарин. И. И. Кальвин. Харьков, 1994. С. 45.

[59]

Ерохин. В. Н. История религиозной Реформации в европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск, 2004. С. 171.

[60]

Лапшов. Б. А. Европа на пороге Нового Времени. М., 1998. С. 55.

[61]

Виппер. Р. Ю. История Нового Времени. М., 1999. С. 80.

[62]

Ерохин. В. Н. История религиозной Реформации в европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск, 2004. С. 185.

[63]

Ерохин. В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск, 2004. С. 28.

[64] Там же. С. 30.

[65] Там же. С. 32.

[66]

Лапшов. Б. А. Европа на пороге Нового Времени. М., 1998. С. 10.

[67] Там же. С. 12.

[68]

Ерохин.В. Н. История религиозной Реформации в Европе в XVI – начале XVII веков. Нижневартовск. 2004. С. 47.

[69] Там же. С. 12.

[70]

Слободин.В. П. Эпоха Возрождения и религиозная Реформация в Европе. М., 2001. С. 20-21.

[71] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги 1 и 2. М., 1997. С. 94.

[72] Там же. С. 101.

[73] Там же. С. 100.

[74] Там же. С. 104.

[75] Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. М., 1999. - С. 204.

[76] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги 1 и 2. М., 1997. С. 106.

[77]

Вопросы кальвинизма и реформации России. По материалам «Теологического листка» Общества Реформация за 1999 г. Выпуск 2. М., 2000. С. 9.

[78] Там же. С. 57.

[79] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги 1 и 2. М., 1997. С. 104.

[80] Постановления Собора 754 г. URL:http://nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor754/754_9.htm (дата обращения: 23.03.2012)

[81] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги 1 и 2. М., 1997. С. 106.

[82] Постановления Собора 754 г. URL:http://nesusvet.narod.ru/ico/books/sobor754/754_9.htm (дата обращения: 23.03.2012)

[83] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Том первый. Книги 1 и 2. М., 1997. С. 99.

[84] Вопросы кальвинизма и реформации России. По материалам «Теологического листка» Общества Реформация за 1999 г. Выпуск 2. М., 2000. С. 57.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: