Создание первых теоретически концепций, прежде всего, касалось природы индивидуального развития организма, в объяснении которой сложилось два противоположных направления – преформизм и эпигенез.
Созданию теоретических концепций индивидуального развития предшествовало развитие эмбриологии. В XVI веке развитие эмбриологии связано с именами ученых:
· Леонардо да Винчи, выполнил рисунки зародышей;
· У.Альдрованди сделал первую попытку после Аристотеля попытку систематически проследить за этапами развития куринного яйца и за формированием цыпленка в яйце;
· Д.Фабриций изучал зародыши человека, кролика, морской свинки, мыши, собаки, кошки, овцы, свиньи, лошади, коровы и др., сравнивая зародышевое развитие разных животных между собой;
· Р.Декарт в своем трактате «О формировании животного» (1648) высказал соображения о последовательности и способе образования отдельных органов – сердца, позвоночника, головного мозга и т.д.;
· В.Гарвей в своей книге «О зарождении животных» (1651) писал о новообразовании органов в процессе зародышевого развития;
· Ф.Реди (1668) точным опытом показал, что личинки мух не зарождаются в гниющем мясе, а выводятся из отложенных на него яиц;
· Я.Сваммердам наблюдал зародышевое развитие, первым изучил стадии метаморфоза насекомых и предложил их классификацию:
· Р.Грааф установил, что женские половые железы, названные им яичниками, содержат пузырьки различной величины (граафовы пузырьки) и др.
Несмотря на все открытия в области эмбриологии, еще долгое время ученые придерживались достаточно наивных взглядов, тем более что и средства научного исследования в то время были весьма ограниченными. Неясным представлялся процесс оплодотворения, питание плода и др.
В рассматриваемую эпоху оформились, ранее существовавшие в зачатке, две концепции: преформистская и эпигенетическая
Преформисты (Дж.Ароматари, Я.Сваммердам, А.Левенгук, Г.В.Лейбниц и др.) исходили из того, что в зародышевой клетке уже содержатся все структуры взрослого многоклеточного организма, поэтому процесс онтогенеза сводится лишь к количественному росту всех предобразованных зачатков органов и тканей. Преформисты делились на овистов и анималькулистов. Овисты считали, что будущий взрослый организм предобразован в яйце, а анималькулисты считали, что в сперматозоидах.
Теория эпигенеза (У.Гарвей, Р.Декарт и др.) полностью отрицала, какую бы то ни было предопределенность развития организма, и отстаивала точку зрения, в соответствии с которой развитие структур и функций организма определяется воздействием внешних факторов на зародышевую клетку.
Борьба между этими направлениями была острой и длительной. Каждое направление обосновывало свою позицию не только эмпирическими, но и философскими соображениями: так преформизм согласовывался с креационизмом, а эпигенетики, не признавая существование сверхъестественных сил, противостояли идеи предопределенности.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда начался период Возрождения, с формированием каких общественных отношений он связан?
2. Как развивались биологические знания в XVI – XVII веках?
3. Какую роль в процессе накопления биологических знаний сыграли Великие географические открытия?
4. Какие последствия имела описательная накопительная работа в биологии, проведенная в XVI – XVII веках?
5. Когда и кем закладываются основы частных отраслей зоологии?
6. Какие исследовали в период Возрождения развивали искусственные и естественные систематики растений?
7. Какие биологические знания были получены в XVI – XVII веках о морфологических и анатомических характеристиках организмов?
8. Какие были предложены первые теоретически концепции индивидуального развития организма?
9. Какой вклад внесли ученые XVI века в развитие эмбриологии?
10. Как развивался теоретический компонент биологического познания в XVI – XVII веках?