Культурно-исторические предпосылки возникновения христианства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГГУ)

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины: История религий (Христианство)

Рекомендуется для направления подготовки:

033300 Религиоведение

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Аннотация

Дисциплина «История религии (Христианство)» входит в базовую часть Б.3 Профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 033300 «Религиоведение». Дисциплина реализуется в УНЦ изучения религий.

Курс по истории христианства предполагает изучение одной из крупнейших мировых религий, оказавшей огромное влияние на формирование европейской культуры. Поэтому особый интерес представляет определение культурно-исторических предпосылок ее возникновения, а так же условия, в которых зародилась и формировалась эта религия на всех этапах своего становления, в связи с чем освещаются основные исторические вехи христианства. В рамках изучения этой религии рассматриваются основные христианские представления и их развитие в контексте взаимодействия с другими религиями, прежде всего, с иудаизмом и исламом. Особый интерес представляет типологическая и генетическая связь христианского культа с религиозными представлениями, зафиксированными в текстах иудеев и мусульман. В рамках курса изучаются основные христианские конфессии, а также состояние христианства в современном мире.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника. Программой предусмотрен текущий контроль успеваемости в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (28 часов), семинары (36 часов), самостоятельная работа студента (80 часов).

Цель курса: сформировать у студентов целостное представление об основах христианского вероучения и ритуальной практики.

Задачи курса:

-изучить историю возникновения христианства и основные его исторические этапы;

-изучить священные тексты христианства;

-систематизировать знания об основных направлениях христианства;

-систематизировать знания о роли христианства в общественно-политической, культурной и повседневной жизни;

-ознакомиться с современным состоянием исследований по истории христианства.

Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «История религии (Христианство)» входит в базовую часть профессионального цикла. Дисциплина «История религии (Христианство)» требует от студента усвоения компетенций в ходе изучения курса «Всеобщая история» (базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла), «История религий» (базовая часть профессионального цикла). Дисциплина «История религий (Христианство)» является предшествующей для дисциплин: а) «История религий» (базовая часть профессионального цикла), б) «Социология религии» (базовая часть профессионального цикла), в) «Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения» (базовая часть профессионального цикла), г) «История и теория мировой культуры» (базовая часть профессионального цикла).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История религии (Христианство)»:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности
исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека
в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие,
социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- владение навыками реферирования и аннотирования научной
литературы (ОК-5);

- способность использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике (ОК-8);

- владение культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-13);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-15);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии,
обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной
деятельности (ОК-16);

2. Профессиональные компетенции (ПК):

- обладание навыками логического анализа различного рода рассуждений и
профессиональной аргументации в области религиоведения (ПК-1.1);

- способность пользоваться базовым общепрофессиональным
представлением о методах религиоведческого исследования (ПК-1.2);

- умение пользоваться в процессе преподавания философских,
обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных
учреждениях базовыми знаниями в области истории религий (ПК-2.2);

- способность понимать, критически анализировать и излагать базовую
религиоведческую информацию (ПК-2.14);

- способность интерпретировать и представлять в ясной форме
содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции
истории религий (ПК-2.16)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1. Знать: историческое наследие и культурные традиции, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

2. Уметь: понимать движущие силы и закономерности
исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека
в историческом процессе, политической организации общества; понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; пользоваться в процессе преподавания философских,
обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных
учреждениях базовыми знаниями в области истории религий;

3. Владеть: навыками логического анализа различного рода рассуждений и
профессиональной аргументации в области религиоведения; навыками реферирования и аннотирования научной литературы; способностью пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования; способностью интерпретировать и представлять в ясной форме
содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции
истории религий

Структура дисциплины:

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
  Культурно-исторические предпосылки возникновения христианства             Выбор темы реферата
  Рождение христианства             Подготовка к семинару
  Раннее христианство (I- нач. IV в.)             Подготовка к семинару, работа над рефератом
  Христианство в эпоху поздней античности и ранней Византии             Подготовка к семинару, работа над рефератом
  Христианство в Западной Европе в V-XI вв             Подготовка к контрольной работе, работа над рефератом
  Христианство в Византии и у южных славян в IX-XV вв             Контрольная работа
  Христианство в Западной Европе в XII-XIII вв             Подготовка к семинару, работа над рефератом
  Кризис средневекового христианства в XIV-XV вв             Подготовка к контрольной работе, работа над рефератом
  Западноевропейская Реформация и Контрреформация             Контрольная работа
  Христианство в XVIII - ХIХ вв             Подготовка к семинару
  Христианство в ХХ в             Подготовка к экзамену
  Промежуточная аттестация             Экзамен

Содержание дисциплины:

Тема 1:

Культурно-исторические предпосылки возникновения христианства.

Предпосылки возникновения христианства в эллинистическо-римском мире. Религии Восточного Средиземноморья в эпоху эллинизма. Влияние греческой культуры на культуры Ближнего Востока. Распространение восточных культов среди греков и римлян. Проблема религиозного синкретизма. Еврейская религия в эллинистическо-римскую эпоху. Еврейские религиозные течения. Саддукеи. Фарисеи. Ессеи. Кумранская проблема. Влияние иранской религии. Эсхатологизм. Мессианство. Еврейская словесность на греческом языке. Септуагинта. Апокрифы. Теология и философия Филона Александрийского. Проблема иудейского прозелитизма.

Тема 2:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: