Задача регулирования состоит в поддержании скорости движения при различных нагрузках на достаточно постоянном уровне. Это обеспечивается за счет регулирования движущей силы (движущего момента) с помощью различных регуляторов.
Регуляторами называются механизмы или приборы, предназначенные для автоматического поддержания непериодических колебаний угловой скорости вращения ведущих звеньев машин в заданных пределах. Непериодические колебания скорости возникают вследствие случайного изменения движущих сил или сил сопротивлений, действующих на звенья машин. Так, например, внезапное увеличение подачи энергии к двигателю вызывает повышение частоты вращения его вала, а увеличение сопротивления на ведомом валу машины влечет за собой снижение этой частоты. Регулирование средней скорости вращения вала машины осуществляется путем воздействия на приток энергии к двигателю или путем изменения сопротивления на ведомом валу машины. В настоящее время широкое распространение получили центробежные, тормозные и электрические регуляторы.
|
|
Центробежные регуляторы. Принцип действия центробежных регуляторов основан на использовании силы инерции вращающихся грузов для регулирования притока топлива (или электрической энергии) к двигателю. Схема центробежного регулятора показана на рис.8.14, а. К валу регулятора 1, получающему вращение от двигателя, с помощью подвижных звеньев и муфты 2 подвешены грузы 3. Возникающие при вращении регулятора центробежные силы инерции грузов Ри посредством рычагов 4 и тяг 5 воздействуют на муфту 2, которая может скользить вдоль вала вверх и вниз. Муфта регулятора с помощью рычага 6 соединена с рабочим органом (заслонкой) 7, регулирующим питание двигателя топливом (или турбины — паром).
При нарушении равенства работ движущих сил и сил сопротивления, например, когда Ад > А с угловая скорость вала двигателя станет возрастать. В этом случае увеличится величина сил инерции Ри, благодаря чему шары начнут расходиться и муфта переместится вверх. При этом заслонка 7 опустится и уменьшится количество топлива, подаваемого в двигатель. В результате вновь восстановится равенство Ад = Ас и угловая скорость двигателя стабилизируется.
Таким образом перемещение муфты регулятора под воздействием сил инерции грузов дает возможность автоматически поддерживать равновесную угловую скорость вращения вала двигателя.
Установившееся движение машины (Ад = Ас) может проходить при различных угловых скоростях ведущего звена.
Наибольшая скорость ωmax, допустимая по условиям безопасности, соответствует «холостому» ходу машины.
|
|
Холостым называется такое движение машины, при котором энергия движущих сил затрачивается только на преодоление сил вредных сопротивлений.
Рис.8.14
Наименьшая угловая скорость ωmin наблюдается при наибольшей нагрузке машины, когда Ад = Ас max; дальнейшее увеличение сил полезных сопротивлений вызовет нарушение этого равенства работ, которое регулятор не может восстановить, поэтому угловая скорость уменьшится и машина остановится.
Таким образом, регулятор должен обеспечивать поддержание установившегося движения машины при любом изменении скорости вращения вала в пределах от ωmin до ωmax. Это достигается подбором соответствующих значений параметров регулятора (массы и размеров звеньев, деформации пружины).
Чувствительность регулятора к колебаниям угловой скорости, т. Е. реагирование его на изменение угловой скорости, зависит от величины сил трения между звеньями регулятора. Чем меньше приведенная к муфте регулятора сила трения, тем меньшее понадобится изменение угловой скорости вала регулятора, при котором муфта придет в движение.
Тормозные регуляторы. При регулировании скорости движения с помощью тормозных регуляторов избыточная энергия двигателя затрачивается на преодоление механического, жидкостного или воздушного трения в регуляторе. Тормозные регуляторы применяются в приборах и аппаратах, потребляющих небольшую мощность, например в телеграфных аппаратах, патефонах и других приборах точной механики.
При регулировании посредством тормозных регуляторов уравнение движения машины или прибора для установившегося периода в форме моментов имеет следующий вид:
Мд = Мс + Мрег, (8.58)
где Мд, Мс и Мрег — приведенные к ведущему звену моменты движущих сил, сил сопротивлений и сил трения регулятора.
. На рис. 8.14 б приведена схема тормозного регулятора телефонного номеронабирателя. На его валу помещены тормозные колодки 8, которые под действием центробежной силы инерции Р и могут прижиматься к тормозному цилиндру 9. Для определения момента сил трения Мрег регулятора введем следующие обозначения:
т — масса колодки;
Q — сила упругости пружины;
r — радиус тормозного цилиндра;
f — коэффициент трения скольжения;
ω — угловая скорость вращения вала;
rs — расстояние от оси вращения вала до центра тяжести колодки.
Центробежная сила инерции колодки Ри = т rs ω 2. Момент сил трения регулятора
Мрег = (Ри – Q)fr = fmr rs ω 2 – fQr (8.59)
или
Мрег = к1ω2 – к2Q, (8.60)
где: к1 = fmr rs; к2 = fr.
Величина угловой скорости ω0 вала регулятора, при которой тормозная колодка станет касаться тормозного цилиндра, определится из условия
Мрег = к1ω2 – к2Q = 0 ( 8.61)
Подставив значения к1 и к2, получим ω0 =
Пользуясь уравнением (8.59), нетрудно построить график изменения момента сил трения регулятора в зависимости от угловой скорости ω.
Регуляторы воздушного трения (ветрянки), электрические и др., широко применяемые в приборостроении, рассматриваются в специальной литературе.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какое устройство называется регулятором?
2.Назовите виды наиболее распространенных регуляторов.
3.Каков принцип действия центробежных регуляторов?
4.В каких пределах центробежный регулятор обеспечивает режим установившегося движения?
5.Каков принцип действия тормозного регулятора?