Знаменитый менеджер ХХ столетия Ли Якокка утверждал: "Сила моих менеджеров в том, что они знают, как давать поручения и как вдохновлять людей на дело. Они умеют выявлять узкие места и определять приоритетные задачи. В корпорации "Крайслер" их у меня около дюжины, имея 25 таких напористых менеджеров, я мог бы руководить правительством США".
Одной из важных функций торгового менеджмента является управление персоналом. Специфика реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности торговых предприятий.
Золотое правило бизнеса говорит: "В бизнесе успешно работает тот, кто успешно работает с людьми". Отличительной особенностью предприятий торговли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли (в общей сумме издержек обращения розничных торговых предприятий затраты на содержание персонала составляют 40-50%).
Один процветающий американский менеджер заявил: "Лучшими, с прожитых мною лет я считаю года, вложенные в людей"
Необходимость приближения к покупателям пунктов продажи товаров массового спроса (а они составляют преимущественную часть продовольственных товаров и значительную часть непродовольственных товаров) затрудняет возможности их концентрации.Поэтому основу розничной торговой сети составляют небольшие магазины с численностью работников до 15 человек. В таких магазинах существенно ограничены возможности узкого профессионального и технологического разделения труда, что вызывает соответственно высокую долю совмещения трудовых функций работниками.
Эффективность труда персонала магазинов, занятого непосредственным обслуживанием покупателей, во многом зависит от интенсивности покупательских потоков. А этот показатель имеет высокую степень аритмии на протяжении рабочего дня и в отдельные дни недели, что определяет неравномерность загрузки работников, большую долю вынужденных перерывов в их работе. Такое положение отрицательно сказывается на производительности труда персонала магазина.
Основателя компании ІМВ Тома Уотсона - старшего однажды вынудили разъяснить причины приверженности его корпорации dress code (свод правил и рекомендаций относительно того, как сотрудники представительских профессий должны выглядеть в конкретных ситуациях делового общения, это не униформа, он исключает индивидуальности в одежде и не препятствует творчеству в оформлении своей внешности, это всего лишь «законы жанра», которые существуют в любом виде деятельности): все мужчины в темных костюмах и белых рубашках с неброскими галстуками, причем работники сервисных служб одеваются так же, как маркетологи. Господин Уотсон признался, что клиенты ІМВ раньше относились к специалистам по ремонту и наладке оборудования не слишком уважительно. Сотрудники этой категории носили форменные комбинезоны или одежду в разгильдяйски - джинсовом стиле, не смотря на то, что были инженерами очень высокого уровня. Когда же им предписали носить костюмы, это не только подняло престиж их труда, но и заметно повысило лояльность клиентов к компании. Клиенты видели, что ІМВ очень дорожит ими, поскольку даже для ремонта и технического обслуживания оборудования присылает профессионалов высокого класса.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Процесс управления персоналом торгового предприятия базируется на следующих основных принципах:
1. Система формирования и использования персонала торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития. Управление персоналом должно быть интегрировано со стратегией управления товарооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия.
2. В процессе управления персоналом должна преследоваться цель стабилизации состава работников. С экономических позиций высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно (лишь первоначальная их подготовка в системе высшего образования обходится торговому предприятию в сумму, эквивалентную 10-25 тыс. долларов США).
3. В процессе управления персоналом небольших магазинов (до 15 человек) следует отказываться от жесткой классификации работ. Наибольшая эффективность использования персонала таких магазинов достигается при совмещении профессий работников для обеспечения выполнения необходимого объема разных видов работ.
4. Отбор работников, на которых намечено распространить гарантию занятости в фиксированном периоде, должен осуществляться на конкурсной основе. В первую очередь этот принцип относится к наемным работникам — главным менеджерам и специалистам торговых предприятий, но может быть распространен и на квалифицированных продавцов по реализации товаров наиболее сложного ассортимента. В процессе конкурсного отбора предпочтение должно отдаваться работникам, которые обладают не только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску, адаптации к высокой динамичной конъюнктуре потребительского рынка.
5. В процессе формирования и использования персонала необходимо учитывать трудовую мотивацию основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе.
Еще писатель Ф.Достоевский в "Записках из мертвого дома" писал: "Если вы хотите, чтобы работа для человека превратилась из радости, в своего рода наказание для него - заставьте его делать напрасную, бессмысленную работу".
6. В процессе управления персоналом торгового предприятия должны обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. Это относится к порядку приема работников на работу, обеспечению соответствующих режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовым нормам в этой сфере.