Глава 3 Организация и деятельность правоохранительных органов

Современный период развития России характеризуется многочисленными и быстротечными изменениями, происходящими в экономической жизни, в области государственного строительства и идеологических отношениях. Значительная часть этих изменений связана с проводимой в стране государственно-правовой реформой, которая не могла не затронуть различные стороны организации и деятельности государственных правоохранительных органов.

"Материальные придатки" государства — армия, полиция, тюрьмы, лагеря заключенных, принудительные лечебно-профилактические учреждения и т.д. — составляют важнейшую часть государственного аппарата. Они примыкают главным образом к исполнительной власти, лишь некоторые из них отчасти — к судебной. Данная часть государственного аппарата выполняет следующие основные задачи: охраняет установленный конституцией общественный и государственный строй; защищает государство от внешних и внутренних врагов; поддерживает в обществе правопорядок; изолирует от общества преступников.

Наиболее многочисленной среди этих звеньев государственного аппарата является армия (вооруженные силы), состоящая обычно из сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил (последние создаются в прибрежных государствах и в тех, по территории которых протекают крупные реки). Имеются также войска смешанного типа (например, морская пехота, воздушно-десантные войска) и множество специальных формирований (ракетные войска, войска связи и т.д.). В армии существует строгая иерархия, жесткая дисциплина. Ранее считалось, что любой приказ командира должен быть выполнен без обсуждения и размышлений полностью, точно и в срок. Теперь военные уставы ряда стран мира допускают невыполнение явно преступного приказа. Командир вправе налагать на подчиненных своей властью дисциплинарные взыскания, вплоть до предания суду военного трибунала, а в военное время в ряде стран он имеет право расстреливать на месте за неисполнение приказа.

Армии в различных странах мира комплектуются на основе одного из двух способов: всеобщей воинской обязанности или волонтерской системы.[9] При первом способе военные власти (территориальные военные комиссариаты и др.), действующие на основании закона о воинской службе, могут призвать в армию любого человека, не освобожденного от воинской обязанности. В мирное время призыву подлежат на определенный срок (в разных странах обычно 1 — 1,5 года) только мужчины (в Израиле — и женщины), достигшие определенного возраста (18—19 лет). После службы они увольняются в запас и могут призываться время от времени на короткий срок (30—40 дней) на сборы для переподготовки и возобновления воинских навыков. Во время войны они, а также военнообязанные женщины (медицинские работники, некоторые другие специалисты) призываются в армию бессрочно, до окончания войны и демобилизации.

При системе волонтерского комплектования вооруженных сил любое лицо (мужчина или женщина), удовлетворяющее возрастным и иным требованиям и прошедшее медицинскую комиссию, может заключить договор с военными властями о срочной военной службе (существуют минимальные и максимальные сроки). В Республике Грузия, например, при создании национальной гвардии в 1992г. офицеры приглашались в возрасте до 35 лет, рядовые и сержанты — до 30 лет. Срок службы — от двух до пяти лет. Таким образом создается высокопрофессиональная армия, гораздо меньшая по численности, чем при системе всеобщей воинской обязанности, но значительно более эффективная. Военнослужащие такой армии получают высокую заработную плату. В России при существующей пока всеобщей воинской обязанности (по указу Президента — до 2000 г.) лишь небольшая часть вооруженных сил комплектуется на основе волонтерской системы.

Полиция (милиция) также является одним из важнейших "материальных придатков" государственной власти. Ее непосредственная задача — охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия. В большинстве стран полиция (милиция) подразделяется на две большие группы: общегосударственная и местная (муниципальная полиция (милиция)). Первая находится в подчинении министра внутренних дел, вторая — либо префекта, назначенного центром, либо избранного мэра города. По роду своей деятельности полиция во многих странах делится на несколько групп. Полиция (милиция) управления осуществляет надзор за дорожным движением, следит за санитарным состоянием населенных пунктов, за порядком на рынках и т.д. Основной задачей уголовной полиции является борьба с общеуголовными преступлениями, розыск преступников, их арест, проведение первоначальных следственных действий (дознания), а по незначительным правонарушениям — следствия, результаты которого обязательно утверждаются прокурором или рассматриваются судьей.

В ряде стран существует полиция безопасности, она ведает паспортной системой, наблюдает за массовыми собраниями, митингами, демонстрациями, дает разрешение или принимает уведомление о проведении этих акций. Особое место занимает политическая полиция, которая следит за действиями и лицами, угрожающими безопасности государства. Она имеет тайных агентов, внедряющихся в различные организации. В ряде стран функции тайной полиции выполняют другие учреждения (Федеральное бюро расследований в США, бывший Комитет государственной безопасности в СССР). Наконец, существует военная полиция (жандармерия, карабинеры, части особого назначения (ОМОН в России) и т.д.). Она представляет собой внутренние войска, вооруженные по армейскому образцу с приданием специальных вооружений и средств защиты (бронежилеты, щиты, нервно-паралитический газ и т.д.).

Полицейские (работники милиции) представляют собой особую категорию чиновников. Их отношения построены на строгой иерархии и субординации и мало отличаются от армейских. Политические права полицейских во многих странах ограничены законом: члены полиции не могут состоять в политических партиях или в их руководстве, не могут баллотироваться в выборные органы государства, стачки полицейских запрещены.

Скрытую деятельность в стране и за рубежом ведут разведка и контрразведка. Первая занимается сбором за рубежом секретных данных (прежде всего военного и политического характера, но собирает и закрытые экономические сведения), внедряя с этой целью своих тайных агентов в различные организации и учреждения, вербуя агентов среди местного населения.[10]

Разведка и контрразведка построены на началах военной иерархии, с жесточайшей дисциплиной, со строгой конспирацией. Сотрудники этих организаций имеют обычно воинские звания, но носят военную форму только в особых случаях, они не знают состава своих подразделений и поддерживают связи только с теми немногочисленными коллегами, которые определены для этого по службе.

К "материальным придаткам" относятся, как упоминалось, и другие органы и организации: тюрьмы, лагеря, принудительные лечебно-перевоспитательные учреждения, в определенной мере таможня.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: