Определение рисков предприятия и их ранжирование

Учебная цель: идентификация рисков предприятия и их ранжирования на основе методики построения кривой акцента по заданной ситуации.

Порядок проведения практического занятия:

1. Изучите предложенную ситуацию.

2. Охарактеризуйте факторы и источники рисков согласно ситуации.

3. Определите масштаб проблемы рисков предприятия (13-15 рисков). Результаты идентификации рисков необходимо свести в табл.1.1.

Таблица 1.1

Масштаб проблемы рисков

Порядковый номер риска Наименование риска

Рассматривая идентифицированные риски, дайте общее представление о каждом из них.

4. Проведите построение треугольника пар и сопоставьте пары рисков, выбирая наиболее важный из каждой пары риск (наиболее важный риск необходимо отметить).

1*   1*   1*
  3*   n
  2* 2*   2*
    n
  3*   3*
  n
     
n
  n-1
n

где n – количество рисков в масштабе проблемы

Рис.1.1. Треугольник пар

По результатам анализа следует определить количество повторений того или иного риска и составить табл.1.2.

Таблица 1.2

Анализ результатов сравнения

Порядковый номер риска         n
Количество повторений            

5. Оцените приоритетности идентифицированных рисков. Балльная шкала оценок соответствует количеству идентифицированных рисков. Риску с наибольшим количеством повторений (табл.1.2) присваивается максимальный балл, т.е. данный риск считается наиболее приоритетным. Результаты ранжирования сводятся в табл.1.3.

Таблица 1.3

Ранжирование рисков

Оценка риска m        
Порядковый номер риска            


m
На основании данных табл.1.3 осуществляется графическое изображение кривой акцентов (рис.1.2).

где m – наивысшая оценка в шкале балльных оценок рисков;

m/2 – средняя оценка в шкале балльных оценок.

Рис.1.2. Кривая акцентов

6. Сделайте вывод о состоянии проблемы рисков на предприятии и предложите варианты возможных решений по снижению рисков, исходя из их приоритетности.

Ситуация для анализа. Еще год назад российский холдинг «Амтел» строил планы по завоеванию отечественно­го рынка шин класса премиум, опираясь на брэнд, технологии и инвестиции финской шинной компании Nokian Tyres. Однако со­глашение о создании СП с финнами рас­торгнуто, а бывший партнер стал прямым конкурентом. Nokian за­ложила первый камень завода по производ­ству шин премиального сегмента. В июле 2004 г. открытие российского производства пре­зентует другой мировой гигант отрасли — французская Michelin. На рынке уверены: выстоять в борьбе с ними «Амтелу» будет очень сложно.

Этот год холдинговая компания «Амтел», один из крупнейших производителей шин в России, начала с громкого скандала. В феврале представители компа­нии сообщили прессе о своих претензиях к финско­му партнеру Nokian Tyres, которого обвинили в не­выполнении договоренностей. Те сначала отрицали наличие разногласий, но вскоре сообщили о том, что инициируют процесс расторжения договора о созда­нии СП Amtel-Nokian Tyres. Недавно «Амтелу» все же удалось мирно разре­шить конфликт с финским производителем. СП со­хранить так и не удалось, однако права на принадле­жащую Nokian марку Nordman, под которой россия­не производили шины на своих мощностях в рамках СП, удалось оставить еще на полгода. Шины под этим брэндом россияне будут выпускать до конца года. Это позволит «Амтелу» уменьшить потери от разрыва с Nokian. Российский холдинг самостоятельно зани­мался продвижением марки Nordman на российском рынке, в результате эти шины начали завоевывать популярность у потребите­лей. Шины под маркой Nordman очень хорошо рас­купались. Только в 2003 году Amtel-Nokian Tyres реализовало около 600 тыс. шин (5% от общего числа производимых «Амтелом» шин), на 2004 год был запланирован выпуск 2 млн штук. Шины Nordman приобретали в основном владельцы отечест­венных автомобилей, которых привлекала невысо­кая цена. «Амтел» рассчитывал получить от фин­ского партнера права на премиальный брэнд Nokian, который предназначался бы для владельцев инома­рок. Однако финны решили производить шины под этой маркой в России самостоятельно, начав строить собственный завод под Санкт-Петербургом. Отечественный рынок шин последние семь лет растет в среднем на 11 % ежегодно, а до 2010 года рост будет сохраняться не менее 10 — 15% в год. Это напрямую связано с активным развитием автомобильного рынка в целом. А там наблюдается очень четкая тенденция: импортируемые и производимые в России иномарки планомерно отвоевывают долю рынка у отечественных игроков. Учитывая, что владельцы иномарок предпочитают приобретать ши­ны ведущих мировых производителей, вместе с поте­рей лидерства российских машин автоматически по­теряют свою долю рынка и ориентированные на оте­чественные автомобили производители покрышек. Избежать такой участи в «Амтеле» планировали за счет выпуска совместно с финнами шин верхнего це­нового сегмента под брэндом Nokian. Теперь в компа­нии рассчитывают только на собственные силы. Готовиться к производству шин премиум-класса «Амтел» начал еще в 2001 году. С этого времени хол­динг планомерно инвестировал средства в модерни­зацию производства. Сегодня в состав компании вхо­дят три российских шинных предприятия (в Вороне­же, Кирове и Красноярске), один завод на Украине («Росава») и предприятия по выпуску химволокна, технического углерода, резинотехнических изделий. Более 94% акций холдинга принадлежит семье гол­ландского предпринимателя Судхира Гупты, осталь­ная часть — ИФ Templeton Strategic Emerging Markets Fund. Компания выпускает шины для авиа­ционной, автомобильной, велосипедной, сельскохо­зяйственной техники, однако фокусируется на изго­товлении шин именно для легковых автомобилей, чья доля в структуре производства группы составляет 73%. Основная доля продаж компании долгое время приходилась на владельцев и производителей отече­ственных автомобилей. Чтобы выпускать шины для иномарок, «Амтелу» пришлось серьезно вложиться в переоборудова­ние — всего было инвестировано 3 млрд рублей. Кроме того, в 2002 году «Амтел» создал собственный научно-исследовательский центр «НИОКР-Амтел», занимающийся разработкой новых модельных ря­дов шин. В работу центра компания инвестирует 5% от суммы годовых продаж. И хотя неудача с Nokian несколько скорректировала планы российской ком­пании, наличие собственных разработок позволило «Амтелу» вскоре после объявления о разрыве отно­шений с финнами запустить производство шин клас­са премиум под брэндом Amtel-Planet на Кировском шинном комплексе («Амтел-Поволжье»).

Однако основную ставку в компании делают на новый завод, строящийся на месте шинного ком­плекса в Воронеже,— «Амтел-Черноземье». Холдинг собирается инвестировать в строительство $50 млн и выпускать до 3 млн шин премиум-класса в год. Необ­ходимые для этого средства компания собирается привлекать как за счет банковских кредитов, так и на внешнем рынке. Компания уже продала 5,64-про­центный пакет акций фонду Templeton, выручив $ 15 млн. Еще 20 — 25% акций холдинг планирует раз­местить в ближайшей перспективе на международ­ных биржах. Кроме того, до конца этого года компания рассчитывает получить кредит от ЕБРР на сумму $17 млн.

Производство на строящемся в Воронеже заводе компания обещает запустить уже в 2006 году. К этому времени, кстати, должен быть достроен завод Nokian под Петербургом. Финны собираются инвес­тировать в его строительство 52 млн евро и начать выпускать под брэндом Nokian 1,5 млн шин в год. Кстати, марка, под которой будут производить про­дукцию «Амтел» в Воронеже, пока неизвестна. Воз­можно, к этому времени компании удастся догово­риться о производстве шин под брэндом одного из ми­ровых лидеров отрасли. В противном случае холдингу придется продвигать продукцию под собственной маркой. По крайней мере, как сообщил директор департамента маркетинга и рекламы «Амтела» Алек­сей Шакиртдинов, российский производитель соби­рается выпускать в будущем шины под новым брэн­дом Nordmaster. He исключено, что их производство будет налажено как раз на Воронежском заводе.





Подборка статей по вашей теме: