Автоматические и автоматизированные профили рисков

применяются с момента их поступления на таможенный пост и загрузки в специальное программное средство таможенного поста в соответствии с Регламентом синхронизации либо с даты начала действия профилей рисков, указанной в профилях рисков (если такая дата позже даты загрузки профиля риска в специальное программное средство таможенного поста). Неформализованные профили рисков применяются со дня, следующего за днем поступления письма, содержащего профиль риска, на таможенный пост (ОТО и ТК таможни) в соответствии с установленным порядком организации делопроизводства.
32. Риски, содержащиеся в автоматических или в автоматизированных профилях рисков, выявляются в момент принятия таможенной декларации (после присвоения регистрационного номера таможенной декларации).
Риски, содержащиеся в неформализованных профилях рисков, выявляются в ходе проверки документов и сведений, если момент проведения этой проверки соответствует моменту начала действия неформализованных профилей рисков, определенному пунктом 31 Инструкции.
При внесении изменений в таможенную декларацию на любом из этапов документального контроля производится повторная проверка таможенной декларации на предмет выявления рисков, содержащихся в профилях рисков, действующих с момента, определенного пунктом 31 Инструкции.
33. При выявлении рисков, содержащихся в автоматизированных профилях рисков, специальное программное средство сообщает должностному лицу таможенного поста (ОТОиТК таможни) о необходимости проведения проверки неформализованных индикаторов риска и действиях, которые указанное должностное лицо должно совершить. При положительном результате указанной проверки должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК таможни) выявляет риск, содержащийся в профиле риска, путем выбора в программном средстве категории "ПР применяется" - профиль риска считается выявленным. При отрицательном результате проверки указанное должностное лицо выбирает в программном средстве категорию "ПР не применяется", указывает свою фамилию и инициалы - профиль риска считается не выявленным.
В случае выбора категории "ПР не применяется" должностное лицо делает в графе Е или E/J комплекта ТД1 (на листе с обозначением "1") или ТДЗ (на листе с обозначением "1/6") соответственно отметку "ПР № не применяется к товару № " либо "ПР № не применяется ко всем товарам". Отметка заверяется подписью лица, принявшего решение, с указанием его фамилии, инициалов, даты принятия решения. В Отчете должностное лицо указывает соответствующую отметку в соответствии с правилами заполнения Отчета.
34. При выявлении при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях рисков, в том числе в срочных профилях рисков, должностные лица таможенных органов применяют меры по минимизации рисков.
Если профилем риска не предусмотрена проверка бумажных экземпляров электронных документов, то требование о представлении письменной таможенной декларации и бумажных экземпляров документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не допускается.
35. По результатам применения мер по минимизации рисков (а также при принятии решения о неприменении профилей рисков в соответствии с пунктом 33 Инструкции) при декларировании товаров и выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (помещении товаров под таможенный режим международного таможенного транзита) должностное лицо таможенного поста (ОТОиТК таможни) заполняет Отчет. В качестве результатов применения мер по минимизации рисков указываются коды в соответствии с классификатором результатов применения мер по минимизации рисков (приложение № 11 к Инструкции).
Поля Отчета заполняются как автоматически программным средством, так и уполномоченным должностным лицом таможенного поста (ОТОиТК тамояши) на основании информации, содержащейся в профиле риска. В качестве результата применения мер по минимизации риска по умолчанию автоматически указывается код "10"6, который может быть изменен указанным должностным лицом в зависимости от результата применения каждой из мер по минимизации риска либо принятия решения о неприменении профиля риска.
В Отчет вносится информация обо всех мерах по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков, а также мерах по минимизации рисков, примененных самостоятельно без указания в профиле риска.
В Отчет должна быть внесена информация о результатах таможенного досмотра, проведенного при иных таможенных процедурах, если начальник таможенного поста (ОТОиТК таможни) считает целесообразным учесть его результаты вместо проведения таможенного досмотра повторно в соответствии с указанием в выявленном риске, содержащемся в профиле риска. При этом в Отчете не указываются сведения о ранее выявленном профиле риска при иных таможенных процедурах.

18. Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля регламентирован рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.

Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:

-область риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

-индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;

-профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.

Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют:

-использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;

- использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;

- использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности).

Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.

Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:

- контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и определение страны происхождения;

- контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;

- валютный контроль;

- контроль таможенной стоимости;

- контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечением уплаты таможенных платежей;

- контроль таможенного транзита;

- контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;

- формирование таможенной статистики;

- правоохранительная деятельность.

В аналитической работе используются традиционные математико - статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:

  1. В отношении таможенных органов:

1) регионы Российской Федерации;

2) таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление и выпуск;

3) таможенные органы, расположенные в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;

4) соответствующие должностные лица.

  1. В отношении участников внешнеторговой деятельности:

1) перевозчик;

2) таможенный брокер;

3) таможенный склад, склад временного хранения;

4) вид транспорта, номера транспортных средств;

1) декларант;

2) отправитель;

3) получатель товара.

  1. В отношении товара:

1) код в соответствии с ТН ВЭД;

2) страна происхождения;

3) страна отправления;

4) иные показатели.

Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.

19.При выявлении рисков, содержащихся в профилях рисков, меры по минимизации рисков не применяются должностными лицами таможенных органов в следующих случаях:

1) при наличии и соблюдении условий в примечаниях к мерам по минимизации рисков, свидетельствующих о необязательности применения мер;

2) при активации должностным лицом функции выпуска электронной копии ДТ выявляются профили рисков, содержащие меры по минимизации рисков, ранее примененные на этапе регистрации и проверки данной ДТ, при этом сведения, заявленные в ДТ, не изменялись, и остались неизменными меры по минимизации рисков и примечания к ним.

99. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) и иные уполномоченные должностные лица вправе принять решение о неприменении мер по минимизации рисков с кодом "109" (таможенный досмотр товаров) или "110" (таможенный досмотр транспортных средств) либо о снижении объема и степени таможенного досмотра при одновременном соблюдении следующих условий:

1) мера по минимизации риска с кодом "109" или "110", содержащаяся в профиле риска, ранее применялась в отношении этой же товарной партии, в том числе при предшествующей таможенной процедуре (технологической операции), в регионе деятельности данного таможенного поста (либо в регионе деятельности иного таможенного поста в случае применения Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании уполномоченным таможенным органам в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, утвержденного отдельным правовым актом ФТС России);

2) объем таможенного досмотра (в соответствии с профилем риска) не превышает объема таможенного досмотра, проведенного ранее;

3) характеристики и степень таможенного досмотра, а также особенности использования технических средств таможенного контроля совпадают либо находятся в числе характеристик таможенного досмотра, проведенного ранее.

100. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) и иные уполномоченные должностные лица вправе принять решение о неприменении мер по минимизации рисков с кодами "105" (таможенный осмотр товаров), "109" (таможенный досмотр товаров), "110" (таможенный досмотр транспортных средств),"204" (взятие проб и образцов товаров),"601" (таможенная экспертиза товаров), "633" (таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов) либо о снижении объема и степени таможенного досмотра в случае, если в отношении товаров, повторно декларируемых этому же таможенному органу в связи с предшествующим отказом в их выпуске или отзывом ДТ, выявлены риски в соответствии с профилями рисков, содержащих указанные меры по минимизации рисков, которые ранее применялись в отношении данной товарной партии (в том числе меры по минимизации рисков, применяемые самостоятельно без указания в профиле риска) при предшествующем таможенном декларировании (до принятия решения об отказе в выпуске товаров либо отзыва ДТ).

101. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) и иные уполномоченные должностные лица вправе принять решение о неприменении любых мер по минимизации рисков либо применении мер не в соответствии с характеристиками и примечаниями, указанными в профиле риска, либо применении мер не в полном объеме в силу объективных причин и при условии, что таможенным органом проведены исчерпывающие мероприятия, направленные на применение мер по минимизации рисков в полном объеме в пределах сроков, установленных на совершение таможенных операций.

102. Решение о неприменении отдельных мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, либо применении мер не в соответствии с характеристиками и примечаниями, указанными в профиле риска, либо о снижении объема и степени таможенного досмотра на основании пунктов 99 - 101 Инструкции принимается начальником таможенного поста (лицом, его замещающим) либо иными уполномоченными должностными лицами путем наложения положительной резолюции на докладной записке должностного лица, содержащей соответствующее обоснование.

При наличии технической возможности вместо докладной записки, предусмотренной абзацем первым настоящего пункта, используется информационное сообщение, формируемое и передаваемое с использованием специального программного средства, в котором записи и решения заверяются электронной подписью.

При принятии решения о неприменении отдельных мер по минимизации рисков, содержащихся в профиле риска, либо применении мер не в соответствии с характеристиками и примечаниями, указанными в профиле риска, либо о снижении объема и степени таможенного досмотра в соответствии с пунктами 99 - 101 Инструкции начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, письменно докладывает первому заместителю начальника таможни о причинах неприменения отдельных мер по минимизации рисков либо о применении мер не в соответствии с характеристиками и примечаниями, указанными в профиле риска, либо о применении мер не в полном объеме.

По результатам рассмотрения указанных причин первый заместитель начальника таможни письменно в виде резолюции принимает решение об объективности причин неприменения мер по минимизации рисков в полном объеме и обеспечивает направление принятого решения в координирующее подразделение таможни.

Положения пунктов 99 и 100 Инструкции не подлежат использованию в качестве оснований для неприменения меры по минимизации риска с кодом "109" (таможенный досмотр товаров) или "110" (таможенный досмотр транспортных средств) в случаях, когда необходимость применения данных мер определена специализированным программным средством, функционирующем на основе механизма случайной выборки в соответствии с разделом VII приложения № 17 к Инструкции.

103.Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) обеспечивает контроль объективности и правомерности принятых решений о неприменении мер по минимизации рисков, применении мер не в соответствии с характеристиками и примечаниями, указанными в профиле риска, и снижении объема и степени таможенного досмотра.

104. Порядок применения отдельных мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, приведен в приложении № 17 к Инструкции, а также определяется иными правовыми актами ФТС России.

105. К товарам, перемещаемым лицами, в отношении которых ФТС России принято решение об определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, применяются меры по минимизации рисков, перечень которых приведен в приложении № 13 к Инструкции с отметкой "Без ПР", в том числе в случае отсутствия выявленных рисков, содержащихся в профилях рисков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: