Соотношение культуры повседневности и образа жизни

Нами были рассмотрены основные подходы к трактовке повседневности. Что же собой представляет культура повседневности? Подчас происходит отождествление понятий культуры повседневности, повседневности и образа жизни. Если эти понятия характеризуют разные феномены, то в каких отношениях они находятся по отношению друг к другу? Как соотносятся между собой культура и культура повседневности?

Рассмотрим что такое образ жизни. Образ жизни – системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Как правило, в понятие «образ жизни» включается специализированная (производственно трудовая) деятельность человека. Образ жизни – это, прежде всего, культура потребления различных социальных благ, отличающихся от разных народов и у разных социальных страт выраженной спецификой.

Понятие образа жизни частично включает и некоторые элементы материально-производственной практики в виде домашнего хозяйства; рекреацию людей (снятие физического и психологического напряжения), в том числе и игровую досуговую деятельность; процессы саморазвития человека; интимной жизни; организацию обыденных социальных отношений и общения; формирование образов обыденного мировосприятия; воспитание детей; поддержание собственного имиджа; элементы религиозной и социальной обрядовости и т.д.

Образы жизни сообществ различаются по следующим основным параметрам: организационно-регулятивной системе (жизненный уклад или быт), по объёму и качеству потребляемых благ (уровень жизни), социально-эстетически (стиль жизни). Параметры образа жизни отличаются высокой устойчивостью. В них находят предметное выражение ценностные ориентации, нормы морали и нравственности, этикет, мировоззрение, социальные стандарты. Особенности образа жизни главным образом обуславливаются этнокультурными традициями сообщества и его социальной стратификацией. Образ жизни регулируется в основном при помощи обычаев, то есть традиционно, и присущих сообществу норм социальной адекватности и критериев социальной престижности.

С одной стороны образ жизни является одной из наименее динамичных характеристик культуры, во-первых, очевидно, силу своей привычности. Во-вторых, это объясняется длительностью срока исторического формирования образа жизни на основе реальной практики многих поколений сообщества. В-третьих, его относительная устойчивость обусловлена задачей по поддержанию единства и целостности сообщества, которая осуществляется его элементами, выступающими в роли маркеров этнической, социальной и конфессиональной и т.д. самоидентификации человека. С другой стороны, как аспект бытия культуры, он подвержен изменениям и отличается адаптивной пластичностью, выражающейся в преобразовании отдельных своих элементов в целях приспособлениях к изменяющимся условиям жизни сообщества.

Очевидно, что понятие культуры повседневности находится в подчинённом положении по отношению к понятию культуры. Культура повседневности - это часть, сторона, аспект культуры в целом. Итак, культура повседневности может быть определена как повседневный аспект культуры того или иного сообщества на каком-либо этапе его исторического развития; она образуется структурами повседневного бытия человека (материальными, эмоциональными и социальными) и характеризуется определённым образом жизни.

Культурологической наукой изучаются следующие предметы культуры повседневности и вопросы, связанные с их исследованием:

1. жилище, в том числе строительные материалы, планировка помещений, система отоплений;

2. пища, повседневная, праздничная и ритуальная, напитки, основные продукты, в том числе сервировка стола и манеры;

3. интерьеры, включая мебель и технику её изготовления,

4. вещи, представление об их назначении, местах приобретения, бытовая техника;

5. средства гигиены и ухода за телом;

6. костюм, а именно, повседневная одежда, праздничная одежда и т.д., ткани, вопрос эволюции кроя и техники пошива, мест приобретения одежды, моды и механизма её распространения;

7. планировка и застройка города, селения, мощение и освещение улиц, витрины и реклама, городской транспорт, общественные здания – всё, что относится к сфере городской или сельской жизни;

8. деньги и документы;

9. пути и средства сообщения, то есть дороги, транспорт и вопрос скорости его передвижения, дальности поездок, возможности выезда за границу;

10. разнообразная техника.

Предметы повседневной культуры имеют свою специфику в различные культурные эпохи и у разных народов. И даже номенклатура предметов повседневной культуры изменяется в локальном социально-историческом контексте. Так, например, индейцам доколумбовой Америки было неизвестно колесо, а первобытным народам – деньги и документы. У народов центральной Африки ввиду отсутствия гончарного круга, в качестве посуды используются обмазанные глиной плетёные корзины, либо пища варится в ямах заполненных нагреваемой раскалёнными камнями водой. Предметы культуры повседневности могут выполнять самые разные функции, которые можно объединить в две группы, как прагматические функции и непрагматические.

Предметы повседневной культуры, их функции с точки зрения философско-культурологического знания могут быть в целом рассмотрены в аспекте теории вещи. Вещь в культуре – это бытие вещи как феномена культуры. Вещь существует актуально, то есть её бытие занимает какой-либо по продолжительности отрезок времени. В рамках этого отрезка реализуются многообразные смысловые связи вещи. Для исследователя изучение феноменов культуры начинается с рассмотрения актуального бытия вещей, в котором проявляются их важнейшие характеристики.

Актуальное бытие вещи дополняется её потенциальным бытием – бытием возможным, совокупностью скрытых возможностей вещи, которые могли бы быть реализованы при определённых условиях, но могут и не раскрыться. Исследование этой потенциальной содержательности вещи исключительно важно для культурологического анализа духовной стороны культуры, так как множество возможностей культуры прибывает в потенциальном состоянии.

Вещь обладает идеальным бытием в памяти, в воспоминаниях, в результате чего остаётся лишь иллюзия, предположение, что вещь существовала. Это предположение о существовании вещи в прошлом сопровождается расплывчатым и противоречивым представлением о ней. Такое бытие вещи может быть определено как иллюзорное. Вещь в культуре может обладать также виртуальным бытием в воображении и фантазии. Таким образом, бытие вещи в культуре отличается изменчивостью и значительной подвижностью.

Изучению культурно-исторической специфики предметов повседневности уделялось внимание во второй книге работы французского историка М. Броделя «Что такое Франция?» - «Люди и вещи». Разработка проблемы вещи в культуре осуществлялась в философии структурализма и постструктурализма (М. Фуко, Ж. Бодрийяр), в работах отечественного культуролога Г.С. Кнабе (9, С. 93)

Если изучение предметов культуры повседневности отталкивается от проблемы актуального бытия вещей, то исследование субъекта культуры повседневности – человека непосредственно связано с проблемой телесности – преобразованного под влиянием социальных и культурных факторов тела человека, обладающего социокультурными значениями и смыслами и выполняющего определённые социокультурные функции. Проблемы «человека телесного» исследовались в западной науке М. Моссом, П. Бурдье, Б. Тернером, М. Фуко, в отечественной науке они изучались И.С. Коном, В. Подорогой, И.М. Быховской, М.С. Каганом (9, С. 205).

Преобразование человеческого тела как биологического феномена в результате включения его в социокультурное пространство, приобретение им в дополнение к своим природным свойствам, свойств, порождённых социокультурными воздействиями, выявляется, прежде, всего, при сравнительном анализе последствий влияний различных социальных отношений, культурных ценностей, субкультурных ориентаций и т.д. В ходе такого исследования устанавливаются специфика означивания тела и отношения к нему, его оценки и использования, характер контроля и ограничений по отношению к различным телесным проявлениям, особенности отражения «человека телесного» в различных философских и религиозных учениях, в искусстве, образовательно-воспитательных концепциях, а также в обыденных представлениях людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: