Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности




В своей деятельности социальный педагог руководству­ется:

- Конституцией РФ;

- Декларацией прав и свобод человека;

- решениями Правительства Российской Федерации;

- Законом РФ "Об образовании";

- Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

- Типовым положением о детских дошкольных учрежде­ниях;

- Уставом ДОУ;

- локальными правовыми актами дошкольного учрежде­ния;

- Правилами внутреннего распорядка ДОУ;

- Правилами и нормами охраны труда, техники безопасно­сти и противопожарной защиты;

- настоящей инструкцией и трудовым договором (контрак­том).

Социальный педагог должен знать:

- нормативно-правовую базу деятельности (законы, под­законные акты, постановления, распоряжения, инструкции, со­циально-правовые и социально-экономические основы деятель­ности социального педагога в системе учреждении, оказываю­щих помощь ребенку)

- теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и со­циальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; ос­новы дошкольной педагогики и психологии;

Федеральный уровень представлен пакетом нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Основных направленийгосударственной социальной политики по улучшению положениядетей в Российской Федерации до 2000 года (Национальныйплан действий в интересах детей) (1995). Как указано в этом документе, необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное 12.1развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор следующих приоритетных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей:

укрепление правовой защиты детства

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей

улучшение питания детей

обеспечение воспитания, образования и развития детей

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах

Другими программными документами являются Президентские федеральные программы Дети

России и Молодежь России.

Очередным этапом становления нормативно-правовой базы социальной защиты детства стало принятие в 1998 году Федерального закона Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации объединившего ранее разрозненные положения в единый свод. В качестве важнейших приоритетов государственной заботы о детях названы:




подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Принципиальным для социального педагога является определение законом понятий «трудная жизненная ситуация», «социальная адаптация ребенка», «социальная реабилитация ребенка», а также обоснование необходимости разработки государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стало принятие другого Федерального закона Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних Более полное определение получили такие направления социально-педагогической деятельности, как индивидуальная профилактическая работа, процессуальные действия по подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в учреждения различной ведомственной принадлежности в профилактических, коррекционных или реабилитационных целях.

42 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах регионального уровня.

Влияние региона на социальное воспитание осуществляют в таком направлении, в котором двигаются в этой сфере власти субъекта РФ.Региональная политика в сфере воспитания является совокупностью адаптации в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в данной сфере и условиях региона, а также она начинает разрабатывать нормативные документы, выделять ресурсы, привлекать государственные и общественные организации, осуществлять некоторую поддержку воспитательных инициатив, что в общей сложности должно создать все условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с потребностями человека и запросами регионального сообщества.
Данная политика становится реальной и более или менее эффективной, если органы управления как минимум решают ряд задач, изучают положение социализации в регионе, позитивные реалии и тенденции, опасности для развития детей, подростков, юношей, а также предпринимают меры по использованию позитивного потенциала общества, корректировке, компенсированию негативных тенденций социализации в регионе.Разрабатывают комплексные межведомственные программы и ведомственные подпрограммы, определяя в них региональные задачи и цели, меры по созданию и совершенствованию условий реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.Реализуя государственную и региональную политику в сфере воспитания, в определении его стратегии и тактики, особое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.Ищут способы стимулирования заинтересованности в работе с подрастающими поколениями различных организаций и социально-профессиональных групп населения региона, способствуют мобилизации их ресурсов.
Устанавливают положения по обеспечению безопасности и благополучия подрастающих поколений региона, а также отдельных категорий детей, подростков, юношей, становящихся возможными жертвами социализации. Изыскивают меры по подготовке и переподготовке определенных людей для воспитательных организаций всех видов; вовлечению в работу с подрастающими поколениями волонтеров; педаго-гизации кадров организаций, прямо или косвенно влияющих на социализацию. Определяют стоимость разработанной политики в сфере воспитания, помня о возможности регионального бюджета, привлечения других источников, например федеральных средств, внебюджетных и частных инвестиций.



43 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах местного уровня.

Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, которая обеспечивает позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность закономерно создаваемых в муниципальном образовании возможностей для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования жителей.За основу муниципальной системы воспитания взята государственная и региональная политика в сфере воспитания, а сама она может определяться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания.Муниципальная система воспитания, по мнению А. Ю. Тупицына, в идеале должна иметь следующие характеристики:1) открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую;2) доступность, что предполагает наличие возможностей системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;3) многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы. Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.Для разрешения проблем надо создать организационно-педагогические условия, которые бы обеспечили изменение наличного экономического и социально-культурного потенциала города, района в возможности муниципальной системы социального воспитания.Сначала говорят об интеграции возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и других, что позволит активизировать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы воспитания, оптимизации и продвижения ее инфраструктуры, кадрового потенциала.Второе необходимое условие – получение органами управления системы социального воспитания города, района.

44 Социально-педагогические учреждения России: типы и виды.

Социальная инфраструктура -- совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса.

Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Социальный педагог в учреждениях системы образования

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа -- одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально педагогической деятельности в образовательном учреждении:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

- участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Во многих современных образовательных учреждениях создаются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

- выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

- налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

- изучать общественное мнение в школьном коллективе;

- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

- организовывать работу школьного телефона доверия;

- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования -- необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

45 Социальная защита детства: понятия и принципы.

Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание.

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба — система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими

Функции социальных служб:

· функция социальной помощи

· функция консультирования

· функция социальной коррекции и реабилитации

· функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд

· функция помощи в преодолении последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов

Социальный приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3-х до 18 лет. Социальный приют в системе профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, призван выполнять следующие функции:

- обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз: жестокого обращения с ним родителей или родственников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;

- защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с биологической семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования;

- снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния

- диагностика - ориентированная на получение информации о ребенке от медицинских, социальных работников, психологов, логопедов, воспитателей, инструкторов по труду;

- первичная адаптация социально дезадаптированного ребенка к жизни в социально здоровой среде. Важнейшая задача работников приюта — показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают

- восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности — игры, познания, труда, общения;

- восстановление или компенсация социальных связей детей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности их доприютской жизни не были ими освоены

Таким образом, вся деятельность приюта нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

- Защитная функция. Она направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка

- Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, Социальный патронаж семей

- Восстанавливающая функция. центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации

46 Формы жизнеустройства детей.

Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это фора устройства, при которой дети находятся на полном государственном обеспечении. Государственные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей. К государственным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относят: дом ребенка, школа-интернат, приют, центры временного содержания детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003, №3.- С. 18-20

Дом ребенка -учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. Создание и функционирование домов ребенка регулируются несколькими документами, изданными Министерством здравоохранения СССР, куда входят приказ № 1525 «Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него», а также Рабочая инструкция для медицинского персонала домов ребенка (все от 1986 года)». Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет. Дети поступают в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев это происходит в роддоме и часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием. Другими словами - это отказные иди больные дети. В случаях, когда ребенок поступает в дом ребенка по желанию родителей, подписывается контракт, в котором родители указывает срок, который ребенок проведет в доме малютки. Однако нередки случаи, когда в назначенный срок родители не забирают ребенка домой, таким образом, отказываясь от него. В некоторой степени это происходит из-за утери связи с ребенком, когда его оставляют в доме ребенка. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная.

Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Но все - таки Дома ребенка в состоянии обеспечить лишь некоторые элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны с его физической безопасностью и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они не могут создать такую обстановку, которая стимулировала бы в детях развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих игр и взаимодействия с взрослыми и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития.

Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.

Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации.

Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу.

Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов:

- интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

- вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования);

- интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня в России более 152 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28,9 тысяч детей; 213 школ-интернатов для детей сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 25,1 тысяч детей-сирот . В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

В интернаты принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся в уходе, помощи и медицинском обслуживании. Прием детей в интернаты регулируется Приказом № 35 от апреля 1979 г. И Приказом № 122 от ноября 1980 г. Министерства социальной защиты РСФСР. Дети принимаются вне зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием осуществляется на основании заявления соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в интернаты для взрослых с умственными нарушениями.

Интернаты для детей с тяжелыми умственными и физическими нарушениями являются крупными, лишенными индивидуального подхода учреждениями, размещающими в среднем 250 детей, хотя некоторые из них спроектированы для размещения до 2 тыс. детей. В последние годы предпринимались меры для улучшения качества ухода и внедрения индивидуального подхода на основании конкретного функционального нарушения. Несмотря на то, что большинство работников интернатов являются заботливыми и преданными делу людьми, в этих учреждениях неизбежно сохраняются неблагоприятные, внутренне присущие им черты, которые приводят к отставанию в развитии детей. Неудовлетворительные методы и некачественный уход, свойственные учреждениям для детей, оставшихся без попечения родителей, еще более ярко проявляются в интернатах: устаревшие, ненадлежащие методы ухода; большое количество детей, сгруппированных по принципу общего диагноза; изоляция от родителей, родственников и социального окружения; не отвечающие требованиям, плохо содержащиеся помещения; серьезный недостаток финансирования и квалифицированных кадров; низкой оплаты труда, и т. д.

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации.

Социальный Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа.

Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из других учреждений.

Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатов.

В соответствии со своими задачами Приют:

предоставляет временное проживание детям и подросткам в возрасте от трех до четырнадцати лет, оставшимся без попечения родителей и нуждающихся в срочной помощи государства, сроком до шести месяцев;обеспечивает право несовершеннолетних:на переписку и встречу с родными и близкими, представителями органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств;на получение посылок и передач;оказывает первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;оказывает комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и подростков в интернатное учреждение, семью и так далее;выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию детей и подростков;разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации детей и подростков, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации.

47 Государственная политика в области социально-педагогической деятельности.

Влияние региона на социальное воспитание осуществляют в таком направлении, в котором двигаются в этой сфере власти субъекта РФ.Региональная политика в сфере воспитания является совокупностью адаптации в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в данной сфере и условиях региона, а также она начинает разрабатывать нормативные документы, выделять ресурсы, привлекать государственные и общественные организации, осуществлять некоторую поддержку воспитательных инициатив, что в общей сложности должно создать все условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с потребностями человека и запросами регионального сообщества.
Данная политика становится реальной и более или менее эффективной, если органы управления как минимум решают ряд задач, изучают положение социализации в регионе, позитивные реалии и тенденции, опасности для развития детей, подростков, юношей, а также предпринимают меры по использованию позитивного потенциала общества, корректировке, компенсированию негативных тенденций социализации в регионе.Разрабатывают комплексные межведомственные программы и ведомственные подпрограммы, определяя в них региональные задачи и цели, меры по созданию и совершенствованию условий реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.Реализуя государственную и региональную политику в сфере воспитания, в определении его стратегии и тактики, особое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.Ищут способы стимулирования заинтересованности в работе с подрастающими поколениями различных организаций и социально-профессиональных групп населения региона, способствуют мобилизации их ресурсов.
Устанавливают положения по обеспечению безопасности и благополучия подрастающих поколений региона, а также отдельных категорий детей, подростков, юношей, становящихся возможными жертвами социализации. Изыскивают меры по подготовке и переподготовке определенных людей для воспитательных организаций всех видов; вовлечению в работу с подрастающими поколениями волонтеров; педаго-гизации кадров организаций, прямо или косвенно влияющих на социализацию. Определяют стоимость разработанной политики в сфере воспитания, помня о возможности регионального бюджета, привлечения других источников, например федеральных средств, внебюджетных и частных инвестиций.

48 Профессиональная подготовка социального педагога.

Профессиональная подготовка социальных педагогов в высших учебных заведениях связана с изменяющимися социальными, экономическими и культурными условиями развития российского общества, значимыми для системы высшего педагогического образования, а также принципами, отражающими конфессиональную специфику социально-педагогической деятельности в религиозных общинах.

Специфика педагогического образования в вузе обусловлена свободным и осознанным выбором студентами религиозной духовности в структуре профессиональной педагогической культуры. Она предполагает формирование у студентов определённых религиозных знаний высокого уровня обобщённости.

Профессиональная подготовка социальных педагогов строится как единство и взаимосвязь педагогического и элементов теологического образования в процессе осуществления религиозного воспитания; её системность и целостность обеспечиваются реализацией образовательной программы профессиональной подготовки педагогов в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Социальная педагогика».

Профессиональная подготовка социальных педагогов опирается на идеи о воспитании, присущие русской религиозно-философской мысли, которые нашли педагогическое воплощение в концепции богослова, педагога и психолога В.В.Зеньковского. Идеи и антропологические представления П.Я.Чаадаева, А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка обусловили построение В.В.Зеньковским педагогической концепции православия об интеграции воспитательного воздействия семьи, церкви и религиозной школы.

Профессиональная подготовка социальных педагогов обусловлена основными задачами социального педагога: взаимодействие с различными категориями граждан, религиозное образование, воспитание, социализация , социально-психологическая поддержка. Эти задачи определяют функции социального педагога: организаторскую, посредническую, предупредительно-профилактическую, охранно-защитную, диагностическую, эвристическую, прогностическую, коррекционно-реабилитационую, социально-каритативную (милосердную), воспитательную .

Структура профессиональной подготовки социальных педагогов в системе высшего педагогического образования является единством общего и особенного. Общие компоненты раскрывают идеи взаимосвязи человека с человеком, обществом, культурой и природой и реализуются по схеме: человек-человек (психолого-педагогический модуль), человек-общество (социо-гуманитарный модуль), человек-культура (культурологический модуль), человек-природа (естественно-научный модуль).

Критерием эффективности профессиональной подготовки социальных педагогов является формирование профессиональной готовности специалиста к социально-педагогической деятельности.

49 Области научных исследований социальной педагогики.

За последние 20 лет в России сформировались различные научные школы социальной педагогики: московские (научная школа В. Г. Бочаровой, Институт социальной педагогики РАО; научная школа В. А. Сластенина, Московский государственный педагогический институт; научная школа В. А. Никитина, Московский государственный социальный институт); а также екатеринбургская научная школа (М. А. Галагузова, Уральский государственный педагогический университет), которые ведут активную работу по подготовке научных трудов по социальной педагогике. При этом российские научные школы отличаются методами ведения научно-исследовательской работы, трактовкой научного аппарата социальной педагогики, интерпретацией социально-педагогического метода исследования.

При наличии в стране различных исследовательских центров сегодня все острее ощущается дефицит социально-педагогической теории. Сегодня обозначилась потребность в создании единой, интегрированной, целостной социально-педагогической теории, нацеленной на изменения, улучшение социальных отношений и поведения человека в них.

Основные линии исследований современной социальной педагогики мы видим в разработке теории социальной педагогики, теоретическом обосновании собственного метода исследования; систематических наблюдениях социальных изменений человека и общества; научном анализе этих эволюционных изменений с опорой на данные социальных наук; выработке компетентных действий по совершенствованию человека и общества в условиях изменившейся социальной среды.

Какими же видятся пути развития социальной педагогики как гуманитарной науки?

Первое направление. С учетом повышения значимости интегрирующей функции социальной педагогики, которая в условиях модернизации общества сегодня выходит на передний план, это развитие будет осуществляться в направлении изучения и научного обоснования сфер взаимодействия социальной педагогики с науками более высокого методологического статуса - философией, социологией, политологией, культурологией, экономикой, психологией, демографией и др. (И. А. Липский). Социальная педагогика пока еще слабо использует достижения и открытия этих наук, недостаточно опирается на их методы изучения личности и социума.

Второе направление. Дальнейшее развитие социальной педагогики будет осуществляться на пути познания и преобразования социума в изменившихся социально-экономических и социокультурных условиях. Здесь уместно подчеркнуть актуальность изучения общего и специфического. Речь идет о необходимости системных исследований городского и сельского социума как основных сфер жизнедеятельности человека в России.

Третье направление. Перспективы развития социальной педагогики мы видим в научном поиске и обосновании подходов к формированию личности нового типа, адекватной задачам постиндустриального общества. Исследование процессов формирования жизнеспособной личности в условиях городского и сельского социума должно стать одним из важнейших направлений социально-педагогического поиска.

Четвертое направление. Развитие социальной педагогики предполагает научный поиск подходов и научное обоснование процесса активизации социально-педагогической функции государственных и общественных структур, в сфере профессиональной деятельности которых находится человек.

Пятое направление. Говоря о будущем социальной педагогики, о необходимости подлинно научного видения общих перспективных и стратегических ее целей, следует особое внимание обратить на разработку комплекса обоснованных эффективных практических мер, направленных на разрешение магистральных проблем духовного развития человека и духовного потенциала общества.

Социальная педагогика, будучи интегративной наукой, в исследованиях крупных актуальных социально-педагогических проблем, в их решении объединяет свой потенциал с гуманитарными науками - социологией, социальной психологией; естественными науками - биологией, генетикой, географией; экономическими науками – экономикой.

50 Перспективы развития социальной педагогики как науки и практики.

Тенденциями организационного оформления социальной педагогики на современном этапе (н. 90-х гг. XX в. — н. вр.) являются: рост публикаций, расширение их видов и содержания; возрастание в системе исследовательских подразделений роли высших учебных заведений (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень) как ведущих научных центров в области социальной педагогики; актуализация в сети каналов коммуникации теоретико-методологических проблем, вопросов профессионального образования и практической подготовки социальных педагогов, опыта социально-педагогической деятельности; разработка в системе подготовки социальных педагогов государственных стандартов для всех ступеней профессионального образования, а также разработка критериев специализации социальных педагогов; специализация практической сферы деятельности социальных педагогов и актуализация в этой сфере функций социальной защиты, социальной адаптации, социально-психолого-педагогической помощи; - перспективы развития социальной педагогики в России.

Нна методологическом уровне намечается движение в направлении достижения предметной определенности социальной педагогики (определение предмета по объекту, определение предмета по проблеме, определение как предмета знания, определение предмета как теоретизированной реальности) посредством объединения в научные группы, коллективы, а также посредством принятия практически реализованного в данной науке образца.

На теоретическом уровне выделены принципы развития отечественного социально-педагогического знания: принцип антропологического основания социально-педагогического знания; принцип философского основания социально-педагогического знания как ценностно-смысловой компонент, определяющий его направленность; принцип философской детерминации методологии социально-педагогического знания; принцип обусловленности социально-педагогического знания политическим и экономическим развитием общества; принцип ценностного основания социально-педагогического знания, обусловленного философским основанием и определяющим культурно-исторический тип личности; принцип учета и опоры на историко-педагогическое знание; принцип инвариантного «ядра» (должного) (гуманизм, природосообразность, культуросообразность, коллективность, личностное развитие, целостность) в системе отечественного социально-педагогического знания; принцип детерминации развития социально-педагогического знания процессом дифференциации, специализации, интеграции терминологически-понятийного аппарата социальной педагогики; принцип адекватности теоретической модели школы, основного института социального воспитания и необходимого компонента социально-педагогического знания, сущности человека и социокультурной перспективе; принцип диалога отечественного социально-педагогического знания с идеями и опытом зарубежной социальной педагогики; на структурно-содержательном уровне в ближайшей перспективе намечается актуализация философского, социологического, теоретического, психологического, методического компонентов социально-педагогического знания;

На управленческом уровне намечается усиление государственного статуса социальной педагогики как необходимого компонента социальной культуры, государственной политики в области социального воспитания





Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 8137; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 7592 - | 6522 - или читать все...

Читайте также:

 

54.159.44.54 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.016 сек.