double arrow

Элементы организации

В организации выделить отдельные элементы: социальную структуру, цели, участников, технологии, внешнее окружение.

1. Социальная структура. Социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения. Социальная структура организации различается по степени формализации.

Формальная социальная структура – это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции (например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей).

Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на регламентах, положениях и закреплены в официальных документах.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превращаться в бюрократическую систему. В социологии существуют противоположные оценки и характеристики этой системы. М. Вебер высоко оценивал возможности бюрократии. По М. Веберу, идеальный типбюрократии включает следующие свойства:

– управленческая деятельность осуществляется постоянно;

– власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления четко очерчены, что образует основной принцип контроля над чиновником;

– управленческая деятельность становится особой профессией; существует система образования по подготовке чиновников, управленческие функции документируются;

– в управлении господствует принцип безличности.

Главное достоинство бюрократии, по М. Веберу, – это высокая хозяйственно-экономическая эффективность:точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный же недостаток – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

В качестве противовеса возникают и функционируют неформальные организации. Неформальные организации представляют собой спонтанно сложив­шуюся систему социальных связей, взаимодействий или норм межличностных и межгруппового общения.

Неформальная организация как непосредственная спонтанная общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагает личностные неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формальных предписаний. В ней нет жестокого закрепления безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, преобладают групповые нормы.

2. Цели. Не имеющая цели организация бессмысленна, она не существует продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. По А.И. Пригожину, существуют три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям они даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов), это задания, которые определяют целевое существование организаций.

Цели-ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

Цели-системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т. е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

3. Члены организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

4. Технология. Технология представляет собой совокупность основных характеристик процесса производства (создания) того или иного продукта. Технология алгоритмизирует деятельность.

5. Внешнее окружение. Организация существует в физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Организация всегда взаимодействует с окружением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: