double arrow

Концепция устойчивого развития

Дальнейшее развитие человечества невозможно без учета его влияния на окружающую среду. Эволюция экологического мировоззрения прошла через три этапа понимания этой сложной комплексной задачи.

1. Решение экологических проблем невозможно без изменения мировоззренческих установок о месте и роли человека в природе. Эти выводы впервые были четко сформулированы в 1972 году в Стокгольме на конференции ООН, посвященной проблеме «Человек и окружающая среда».

2. В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию сформулировала концепцию устойчивого экологического развития. Под этим термином понимается такая модель движения общества вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения в природных ресурсах без лишения такой возможности следующих поколений.

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро констатировала необходимость превращения концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человека. Работа по экологизации должна вестись до тех пор, пока не появятся поколения людей, для которых концепция устойчивого развития будет основополагающей в их мировоззрении. Конференция приняла важное решение – уменьшить выбросы промышленных газов в атмосферу к 2000 году до уровня 1990 года.

Выделяют три основные тенденции перестройки содержания образования:

1) информатизация;

2) экологизация;

3) гуманитаризация (лат. humanitas – образованность, духовная культура; сравните лат. humatus – гуманность, человечность, человеколюбие).

В каждом направлении предполагается свой результат:

- информатизация имеет целью приобщить обучаемого к строгости мышления и научить современным методам пользования информационными системами;

- экологизация призвана сформулировать в мировоззрении новое представление о месте и роли человека в природе;

- гуманитаризация образования признаёт приоритет общечеловеческих ценностей перед классовыми, групповыми.

Все три тенденции тесно связаны друг с другом и непротиворечивы.

Экологические проблемы многоплановы, поэтому их можно рассматривать в разных аспектах. Прежде всего, нужно выделить те области знания, которые необходимы для понимания, как сути проблемы, так и путей их решения. Традиционно считается, что экологические проблемы есть следствие конфликта человека и природы. Считается, что знание законов окружающего нас мира приводит к быстрому решению экологических проблем.

Такие знания действительно необходимы, но недостаточны, так как надо уметь реализовывать эти знания в конкретных делах. Это уже деятельный аспект, требующий других знаний, охватывающих экономику, организацию и технологию производства, а также психологические и социальные сведения о человеке.

Решение экологических проблем подразумевает анализ как кратковременных, так и долговременных последствий принятых человеком решений и действий в отношении окружающего его мира. Превращение концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок требует провести работу по интеграции как минимум естественнонаучных, деятельных и гуманитарных знаний на всех уровнях обучения: от дошкольного до послевузовского.

Экологизация образования и призвана сформировать такой научно-философский взгляд на деятельность человека на Земле, который будет определять мотивацию экологически разумного его поведения. Основная идея этой задачи базируется на основополагающем понятии экологии о неразрывности связи живого, включая и человека, и окружающей природной среды.

Рассмотрение человека не только как социума, но и как части живой материи на планете Земля, должно привести к осознанному пониманию необходимости подчиняться общим законам развития окружающего нас мира. В соответствии с этими установками необходимо планировать, оценивать свою деятельность.

Переход на экологически чистое развитие требует переоценки накопленных знаний о месте и роли человека в природе. При этом прежние знания не отрицаются, а пересматриваются в связи с необходимостью решения экологических проблем.

Выводы:

1. Становление и развитие человеческого общества, как части живого, подчиняется общим законам формирования и эволюции окружающего мира.

2. Экологические проблемы составляют саму суть существования человека, поэтому их нельзя решить раз и навсегда. По мере развития человечества необходимо их решать постоянно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: