Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права. Под источниками финансового права понимается способ внешнего выражения правовых норм.
1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:
а) Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; нормы п. «ж» и «з» ст. 71, закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене нал о-гов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; п. «а» ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что
|
|
Глава 3. Финансово-правовые нормы
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актаРоссийской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г., принятый в соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля1.
|
|
Наиболее важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующих определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. В 2001 г. вступила в силу вторая часть НК РФ, содержащая 4 главы; в 2002 г. она будет дополнена еще двумя главами. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственногои муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания, например, Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определен-
1 СЗРФ. 1995. №. З.Ст. 167.
§ 3. Источники финансового права
ной части. Примером может служить Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.
Источником финансового права являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции данного субъекта в области финансов. Среди них - закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие -законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.
в) Среди нормативных правовых актов как источников финан
сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу
ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре
гулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в
сфере финансов носят, организационный характер, т.е. содержат
поручения органам государственной власти по разработке тех или
иных нормативных актов, определяют порядок их разработки
или основные направления деятельности этих органов в сфере фи
нансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению го
сударственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О не
отложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в
стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой
дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Россий
ской Федерации» от 14 мая 1998 г. Однако в 1993 г. Президент
РФ принимал и указы, имеющие силу закона. Такое право было
дано Президенту V Съездом народных депутатов РФ, состояв
шимся в 1991 г., и прекратилось 25 декабря 1993 г. в связи с
вступлением в силу Конституции РФ. 3 числе таких указов сле
дующие: «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаи
моотношениях бюджетов различных уровней», а также «О фор
мировании республиканского бюджета Российской Федерации и
взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федера
ции в 1994 году», принятые 22 декабря 1993 г.
|
|
г) Постановления Правительства РФ также являются источ
никами финансового црава в случаях, когда содержат финансово-
правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопро
сам государственных финансов велико. В частности, это постановле
ния, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу
дарственных ценных, бумаг, устанавливающие ставки таможенных
Глава 3. Финансово-правовые нормы
пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права! являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
д) Часто источником финансового права являются ведомст
венные нормативные правовые акты. Основное место среди них
занимают инструкции и письма Министерства РФ по налогам и
сборам, Министерства финансов РФ, а также Государственного
таможенного комитета РФ. В частности, к закону о каждом нало
ге, действующем в Российской Федерации, Министерством РФ по
налогам и сборам принята инструкция.
Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов. Ведомственные нормативные правовые акты как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной влаети и их государственной регистрации. В п. 10 этих правил записано: «Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера».
|
|
е) Источником финансового права являются и локальные нор
мативные правовые акты, содержащие финансово-правовые
нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения уче
ных советов государственных высших учебных заведений, уставы
государственных и муниципальных унитарных предприятий, ут
вержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы
их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, фи
нансово-правовые нормы.
2. Помимо нормативного правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор. На нормативный договор как источник российского права указывают многие ученые1. «Нормативный дого-
1 См.: Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 84—85; Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 18; Матузов Н.И., МалькоА.В. Теория государства и права. Курс лекций. М., 1997. С. 333; Тихомиров ЮА. Публичное право. М., 1995. С. 45.
§ 3. Источники финансового права
вор - это договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникают или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения»1. В данном случае в качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».
Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в юридической науке международные договоры РФ рассматриваются как часть ее национальной правовой системы. Неслучайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно к налогообложению.
Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 ноября 1995 г.2
3. В качестве источника российского права в последние годы в теории права и юридической практике все чаще признается
1 ДелшнАВ. Указ. соч. С. 18.
2 См.: Налоги и налоговое право. М., 1997. С. 154; Демин АЛ. Финансовое
право: предмет, метод, нормы и правоотношения. Красноярск, 1998. С. 52.
Глава 3. Финансово-правовые нормы
судебный прецедент1. Судебный прецедент - это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение.
Особое значение в качестве источника финансового права имеют решения Конституционного Суда РФ. Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.2 акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд РФ формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, Конституционный Суд РФ часто в ходе рассмотрения дела формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте. Эти правила поведения называются «правовые позиции Конституционного Суда РФ». Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ. Многие из этих правовых позиций Конституционного Суда РФ затем находят свое закрепление в нормативно-правовых актах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого ограничения права собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда3. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ.
1 См.: Теория права и государства. М., 1997. С. 140: Венгеров А.В. Теория
государства и права. М., 1998. С. 420—421; Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепе-
ляева. М., 2000. С. 241; Судебная практика как источник права. М., 2000.
2 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607.
* Российская газета. 1996, 26 дек.
§ 4. Действие финансово-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц 9 7