Практические занятия (36 час. – 18 недель)– Шапошникова Вера Вадимовна
Недели | Раздел курса, тема | Семинар | Контроль |
Раздел 5. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM | |||
5.1. Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM. Основные переменные и уравнения модели IS-LM. Вывод модели IS - LM. | Тема 5.1. | тест | |
5.2. Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Экономическая политика в моделях AD-AS и IS-LM при изменении уровня цен | Тема 5.2. | тест | |
Резерв лекционного времени для раздела 5 | КР по разделу 5 | ||
Раздел 6. Циклические процессы и экономический рост в рыночном хозяйстве | |||
6.1 Понятие экономического цикла, фазы и типы экономического цикла. Взаимодействия мультипликатора и акселератора | Тема 6.1. | тест | |
6.2. Безработица и инфляция | Тема 6.2. | тест | |
6.3. Понятие экономического роста. Типы и факторы экономического роста | Тема 6.3. | тест | |
6.4. Теории экономического роста и экономического цикла | Тема 6.4. | ||
Резерв лекционного времени для раздела 6 | КР по разделу 6 | ||
КОНФЕРЕНЦИЯ | |||
Раздел 7. Открытая национальная экономика | |||
7.1. Валютный курс и паритет покупательной способности. | Тема 7.1. | тест | |
7.2. Краткосрочная модель открытой экономики. Модель Манделла – Флеминга. | Тема 7.2. | ||
Резерв лекционного времени для раздела 7 | КР по разделу 7 | ||
Раздел 8. Переходный период и переходная экономика. | |||
8.1. Переходный период: сущность и основное содержание. Концепции переходного периода. | Тема 8.1. | тест | |
8.2. Особенности переходной экономики России. Приватизация и ее цели | Тема 8.2. | тест | |
Резерв лекционного времени для раздела 8 | КР по разделу 8 | ||
Подготовка к экзамену. Разделы 1 - 8. /Ср/ | ЭКЗАМЕН | Разделы 1 - 8 |
Раздел 5. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM
|
|
Семинар 5.1. Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM. Основные переменные и уравнения модели IS-LM. Вывод модели IS - LM.
Задания:
1. Прочитать в одном (или нескольких) учебнике раздел по теме семинара и написать конспект в объеме не менее трех страниц.
2. Выполнить в лекционной тетради задания, оставленные на лекции для самостоятельного изучения
3. Письменно ответить на вопросы (ответ на каждый – примерно 0,5 стр.):
3.1 Что такое товарные рынки и каковы их функции?
Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.
1 Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
2. Посредническая функция. Экономически обособленные товаропроизводители в условиях разделения труда должны обязательно найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Поэтому посредническую функцию рынка трудно переоценить. Без рынка негде встретиться конкретным участникам общественного производства для взаимного обмена результатами своей деятельности.
3. Ценообразующая функция. Поступающие на рынок продукты и услуги одного назначения обычно содержат неодинаковое количество материальных, трудовых и финансовых затрат. Но рынок признает лишь общественно-необходимые затраты. Только их согласен оплатить покупатель в зависимости от спроса и предложения того или иного товара. Благодаря этому на рынке устанавливается подвижная связь между стоимостью товара и его ценой, которая чутко реагирует на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре рынка.
4. Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что производить?, для кого производить?, как производить?, по какой цене продавать?Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения на товары и услуги, существенно влияющее на их цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В результате устанавливаются более или менее оптимальные экономические пропорции.
5. Санирующая функция. Рынок — не благотворительная организация. С помощью конкуренции на нем происходит "естественный отбор": рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и дает "зеленый свет" более предприимчивым и эффективным производителям.
|
|
3.2 Дайте определение денежного рынка и объясните, какую роль он играет в экономике.
Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.
Задачи денежных рынков состоят в том, чтобы переправлять сбережения из рук тех экономических единиц, которые зарабатывают больше чем тратят, в руки единиц которые тратят больше чем зарабатывают. На этих рынках функционируют прямые каналы финансирования, по которым средства переходят непосредственно к заемщикам в обмен на акции и долговые обязательства, или косвенные, где средства проходят через финансовых посредников - банки, взаимные фонды, страховые компании.
3.3 Для чего изучается процесс взаимодействия товарных рынков и рынка денег?
Равновесие на товарном рынке предполагает, что рост ставки процента ведет к снижению выпуска. Равновесие на финансовом (денежном) рынке предполагает, что рост выпуска ведет к росту ставки процента.
3.4 В чем состоит практический смысл модели IS-LM?
Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.
|
|
3.5 Что произойдет с процентной ставкой, уровнем дохода, объемами потребления и инвестиций в соответствии с моделью IS-LM. Если
a. ЦБ увеличит предложение денег?
b. государство повысит закупки товаров и услуг?
c. государство поднимет налоговые ставки?
d. государство увеличит правительственные расходы и налоги на одну и ту же величину?
3.6 Верны ли следующие утверждения:
a. увеличение предложения денег и снижение налоговых ставок оказывают воздействие на величину рыночной процентной ставки;
b. снижение предложения денег и снижение налоговых ставок оказывают одинаковое воздействие на величину рыночной процентной ставки;
c. если уровень цен снижается, то кривая совокупного спроса смещается вправо, а кривая LM— влево.
Решить задачи: