В начале XXI столетия страна демонстрирует успехи ВПК, выйдя в 2001 году на первое место в мире по экспорту обычных вооружений. Усиливается роль военной науки, увеличиваются средства, выделяемые на военные НИОКР. Однако США, расходующие на военный НИОКР свыше 80 млрд. долларов ежегодно (Россия - порядка 1 млрд. долларов), резко сокращают экспорт военной техники, уступая рынки сбыта России. Очевидно, что большинство разработок американских ВПК, ориентированных на ведение информационных войн нового поколения, малопригодны для стран «третьего мира», не имеющих соответствующей информационной инфраструктуры. Востребованность российского ВПК на рынках оружия развивающихся стран впечатляет, но невольно дает понять, что российское оружие демонстрирует успехи отечественных разработок периода индустриальной эры, являясь устаревшим с позиций требований новейшего оружия информационных войн.
Карт-бланш, который получает Россия для продажи военной техники на мировых рынках, демонстрируя оборонную мощь на выставках вооружений и военных учениях, на самом деле, в значительной мере нейтрализует интеллектуальные ресурсы ВПК, уводя его от основной задачи: разработки современной методики ведения информационно-психологического противоборства. Кроме того, ряд документов, принимаемых на федеральном уровне с целью перехода России к глобальному информационному обществу, в частности, Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010г.», разработанная Министерством связи и Министерством экономического развития, неоднозначны с точки зрения проблем информационной безопасности. Основными задачами программы являются: гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости; преодоление цифрового неравенства и равномерное вхождение граждан России в глобальное информационное общество; обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширение подготовки специалистов в области новых информационных технологий.
|
|
В целях реализации ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010г». Государственной Думой РФ было предложено рассмотреть пакет законопроектов, призванных узаконить электронное включение граждан в глобальное информационное общество:
• «Об электронной торговле»;
• «Об электронной цифровой подписи»;
• «О трансформации денежной системы РФ»;
• «Об использовании платежных карт РФ»;
• «О государственной программе создания единой системы электронного денежного обращения и кредита РФ»;
|
|
• «Об информации персонального характера»;
• «О государственном регистре населения РФ»;
• «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
Вышеперечисленные законопроекты требуют повсеместного наличия компьютерной информационной системы для совершения расчетных операций в банках, регистрации доходов и расходов граждан, сбора конфиденциальной информации о клиентах банков, а также - обязательной цифровой идентификации граждан. Такая система позволяет не только отслеживать финансовые, экономические и социально-демографические процессы в обществе, но и осуществлять тотальный контроль за гражданами России, общественными организациями и бизнес-структурами.
Двойственность стандартов процесса перехода к глобальному информационному обществу и новые угрозы, вызванные мобилизацией вхождения в глобальное киберпространство, еще в 2002 году были прокомментированы Л.А. Мясниковой в журнале «Вопросы философии»:
«Мировое хозяйство постмодерна неуклонно превращается в глобальный мир ТНК, имеющий сетевую структуру. Такая структура может быть материальной или носить характер виртуальной компании.
Формирование этого мира происходило одновременно с интенсивной сетевой информатизацией общества, развитие этих процессов носило взаимодополняющий характер. Физической основой такой информации выступают глобальные коммуникативные системы и, прежде всего, «всемирная паутина» Internet, образующая мировое виртуальное киберпространство. Утверждение информационной парадигмы ведет к образованию человеко-машинного общества со своим пространством-временем и новой информационной координатой. Человеко-сетевые комплексы этого общества обеспечивают операционную деятельность в реальном масштабе времени, независимо от географического положения объекта управления, что создает объективные условия для глобальной корпоратизации экономики и интернатизации населения.
Информационная парадигма предполагает сетевой характер всех институтов общества, всех его полиструктурных срезов, в том числе, и экономического. Вся социально-экономическая динамика общества организуется по сетевому принципу. Сети образуют новую социальную морфологию - сетевая логика пронизывает производство, создавая новые его формы (ТНК, ТСА - транснациональные стратегические альянсы), институты власти, торговлю, финансы, культуру и всесторонне вторгается в повседневную жизнь человека.
В виртуальном пространстве происходят политические игры, а путь к власти формируется виртуальным имиджем, рациональными ожиданиями и технологиями обеспечения успешности. Морфология сетей обеспечивает принципиально новый подход к власти через «владение рубильником» сетей, то есть фактически создается виртуальное государство с анонимной властью. При этом концентрация суверенного государства теряет смысл. Через сети мира ТНК и ТНБ экономика из способа хозяйствования, из специфического феномена культуры превращается в многомерную, властную систему координат на новом международном уровне. Создается информационно-финансовая олигархия и достаточно ярко просматривается сетевой контур международного олигархического режима - демократия как власть людей уступает место постдемократии власти денег. Фактически создаются условия для превращения истории в искусственно конструируемую сетевую политическую реальность и на этот путь уже вступили США.
Таким образом, развития глобальных сетей приводит к ситуации, когда власть структуры становится сильнее структуры самой власти.
То есть социальная морфология доминирует над социальным действием».
Один из специалистов в области информационных войн В.Ф. Прокофьев в работе «Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание» обращает внимание на компьютерную теорию Дж. Лилли «Программирование и метапрограммирование чело - веческого компьютера»: «Компьютер общего назначения - это электронная машина, которую оператор при помощи специальных команд может привести в любое доступное ей состояние при любых допустимых сходных условиях. Все виды поведения машины находятся под контролем оператора. Программа совместно с машиной образует систему, которая может переходить из одного состояния в другое, и в этом особенность её поведения. Такое обобщение в значительной мере разрешает главную проблему мозга, которая затрагивает его объективное поведение. Природа его субъективных аспектов может быть оставлена следующему поколению, если, конечно, заверить его в том, что покорение основных научных вершин еще впереди». (У. Росс Эшби «Теория интеллекта»)
|
|
Развивая мысль Росса Эшби, Дж Лилли пришел к выводу, что можно создавать компьютерные программы, программирующие поведенческие реакции людей; функционирование сознания; деятельность моторной памяти; изменение мотивации и внутренних установок; контролировать в целом мыслительную деятельность человека. Использование биокомпьютеров, по мнению В.Ф. Прокофьева создает предпосылки для применения одного из опаснейших видов информационного оружия - кибероружия, способного управлять сознанием человека и его поведением. З. Бжезинским в 2000 году была написана книга «Технотронная эра», в которой четко обозначена главная мысль: «Мы движемся к технотронной эре, которая легко может перейти в диктатуру». Бжезинский говорит об огромном количестве «бесполезной массы» людей и о необходимости вести за ними контроль через постоянно обновляющиеся компьютерные файлы - досье: соответствующие государственные органы будут иметь доступ к этим файлам, власть будет сосредоточена в руках тех, кто контролирует информацию. Существующие органы власти будут заменены учреждениями, задачей которых будет упреждающее выявление возможных социальных кризисов и разработка программ управления этими кризисами. Это породит тенденции на несколько последующих десятилетий, которые приведут к технотронной эре - диктатуре, при которой почти полностью будут упразднены ныне существующие политические процедуры».
|
|
Как уже подчеркивалось, происходящая в мире глобальная информационная революция имеет не только конструктивные, но и деструктивные тенденции, с одной стороны, способствуя укреплению инфомационно-технологических ресурсов стран, с другой - создавая возможности для всеобщего контроля и информационных атак по отношению к личности, обществу и государству. Попытки России мобилизовать внутренний научно-технический потенциал страны для приобщения к глобальному информационному обществу, акцентируя практически внимание на компьютеризации населения, модернизации цифровой техники и расширении электронной базы данных и отслеживанию коммуникационных потоков не только не способствует противодействию информационным угрозам, но зачастую и сами создают электронно-информационные «ловушки», содействуя в глобальных масштабах прозрачности государства и его уязвимости в контексте сценариев мировой закулисы.
Вместе с тем в последние три года на уровне федеральных структур наметился поворот к осмыслению востребованности и приоритетности интеллектуального капиталла страны. В целом ряде федеральных документов: Концепции национальной безопасности Российской Федерации; Доктрине информационной безопасности Российской Федерации; Основах государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности, разработанных Советом Безопасности России, подчеркивается необходимость в создании более эффективного инструмента по предотвращению угроз в области информационно-психологического противоборства.
В американской Доктрине информационной безопасности дано определение информационной войны: «Информационная война - комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на её военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование структуры управления противника».
Что же подразумевается под комплексным воздействием? Мартин Либик в своей работе «Что такое информационная война?», опубликованной в августе 1995 г. национальным институтом Обороны США выделяет по методам воздействия семь форм информационной войны:
1. Командно-управленческая.
2. Разведывательная.
3. Психологическая.
4. Хакерская.
5. Экономическая.
6. Электронная.
7. Кибервойна.
В.Ф. Прокофьев в книге «Тайное оружие информационной войны - атака на подсознание» уточняет, что по «направленности информационных воздействий информационная борьба подразделяется на два вида: информационно-техническую и информационно- психологическую. При информационно-технической борьбе главными объектами воздействия и защиты становятся информационно-технические системы (системы связи, телекоммуникационные системы, радиоэлектронные средства, компьютерные сети), при информационно-психологической борьбе - психика личного состава вооруженных сил и населения противостоящих сторон, системы формирования общественного мнения и принятия решений.
Именно системы принятия решений национальных государств становятся основной целью воздействия в информационной войне со стороны США и структур мировой власти, утверждающих ценности «открытого общества» и макроэкономики во главе с ТНК.
В книге А. Панарина «Правда железного занавеса» осмысливается стратегия информационной экспансии нового мирового порядка, пытающегося утвердить приоритеты мондиалистской модели глобального информационного общества, по сути, предполагающего ослабление и диффузию национальных государств: «Но здесь нам предстоит внести ряд уточнений, раскрывающих новейшую стратегию западного гегемонизма и его новые «технологии подавления». Дело в том, что после возникновения СССР и образования возглавляемого им второго мира, обладающего военно-стратегическим паритетом с Западом, прямое подавление национальных суверенитетов традиционными колонизаторскими мерами стало слишком рискованным. В условиях биполярной структуры Запад берет на вооружение качественно новые, постклассические технологии. Стержневым компонентом здесь является денационализация правящих элит неЗапада, и их интеграция в мировую элиту, не имеющую отечества».
«Главной мишенью при этом становится государственный национализм с акцентом на оба термина: государственность здесь означает нормативное, законодательное ограничение для элиты жить по законам привилегированной мировой диаспоры; национализм - ценностные социокультурные ограничения, связанные с этикой патриотизма и служения народу».
«Поэтому элита всячески насаждает альтернативную модель привилегированной диаспоры «граждан мира», давно уже «ничем не обязанной» собственной стране и не считающейся ни с её интересами, ни с её традициями. Интернационализация глобализма на деле становится не интернационализацией достижений и возможностей, не общим «путем наверх» и интернационализацией образа жизни оторвавшихся от национальных корней элит, образующих диаспору участников мировых решений».
Целью государственной политики в «Основахполитики Российской Федерации в области наукии технологий на период до 2010 года и дальнейшуюперспективы», назван «переход к инновационномупути развития на основе выбранных приоритетов».
Одним из приоритетов, указанных в этом документе, подписанном президентом РФ В. Путиным, является: «опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба». А ключевая проблема страны, определяющая дальнейшее развитие это - модернизация системы управления, это - новые управленческие методологии и технологии.
Вот почему среди методов информационно- психологического воздействия на рубеже ХХ-ХХ1 столетий есть смысл выделить командно-управленческие операции, направленные на структуры управления государством и системы принятия решений.
По мнению специалиста по теории информационных войн И.Н. Панарина, «Информационная война - есть основное средство современной мировой политики и экономики, доминирующий способ достижения политической, финансовой и экономической власти». А власть, особенно власть, претендующая на мировое господство, предполагает либо деформацию целей тех или иных геополитических центров силы, либо разрушение этих целей под воздействием информационных атак глобального мирового порядка.
ХХ столетие является уникальным по степени напряженности мировых отношений и интенсифика- ций геополитических конфликтов, ставших причиной трех глобальных мировых войн (третья война - информационно-психологическая, получившая новое развитие в III -м тысячелетии).
Именно в ХХ столетии радикально трансформируется геополитическая карта мира, когда бывшие великие державы - Британия, Франция, Германия и Россия - уступают место Америке и её глобальному до - минированию в мировом пространстве. Наконец, ХХ столетие становится трагической переломной вехой в истории Российской государственности, когда в 1917 году была разрушена Российская империя, а в 1991-м рухнула сверхдержава Советский Союз.
Очевидно, что разрушение российской, а затем, советской государственности состоялось не в результате военных действий иностранных держав, а вследствие внутренних системных деструкций и целенаправленных информационных диверсий со стороны мировых структур Запада, заинтересованных в утрате исторической миссии России в мировом политическом процессе.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 году подчеркивается:
«Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.
Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах».
«Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях».
В настоящее время неэффективно решать вопросы национальной безопасности страны, в том числе, при помощи методов информационно-психологического противоборства, игнорируя глобальные угрозы безопасности России со стороны геостратегических центров силы мировых структур мондиализма.
В ХХ столетии сформировались три мондиа- листские организации, сконцентрировавшие в своих руках концептуальную, стратегическую и финансовую власть на планете.
В 1921 году американским банкиром Морганом был создан «Совет по международным отношениям», в который вошли крупнейшие финансовые магнаты и политическая элита Запада. Совет был предназначен для разработки американской стратегии в планетарном масштабе, унификации планеты по американскому образцу и созданием «мирового правительства». Вплоть до завершения Второй мировой войны, роль Совета, как закулисной мировой политической структуры, была ограниченной и недостаточно эффективной. Ситуация изменилась в 1947 году с усилением холодной войны между США и СССР. В этих условиях «Совет по международными отношениям» становится главным стратегическим центром по ведению информационно-психологических операций против СССР и стран социалистического лагеря. Его членами становятся генералы Пентагона и НАТО, деятели ЦРУ и других спецслужб. Не случайно один из идеологов холодной войны, директор ЦРУ Ален Даллес, продекларировавший методы разрушения СССР еще в 1945 году, был президентом СМО в 1946 - 1950 г.г., а ранее, в 1933-1944 г.г. его секретарем.
В 1954 году в голландском городе Остбэк была создана вторая мондиалистская структура «Бильдерберг- ский клуб», объединившая крупнейших политиков, финансистов и идеологов Запада. В его состав вошли Гарри Трумэн, Генри Киссинджер, Дэвид Рокфеллер, Ален Даллес, Вилли Брандт, Збигнев Бжезинский, Маргарет Тэтчер, Лорд Хьюм, Жорж Помпиду и т.д.
В 1973 году была создана третья мондиалистская структура «Трехсторонняя комиссия» (Trilatrals), получившая три штаб-квартиры: в Нью-Йорке, Европе и Японии.
Задача «Трехсторонней комиссии» - осуществление фундаментальной геополитической трансформации на планете под эгидой Америки и разделение мирового пространства на три геостратегические зоны:
1. Американское пространство, включающее в себя Северную и Южную Америку.
2. Европейское пространство.
3. Тихоокеанское пространство, контролируемое Японией.
Фактическим руководителем «Бильдербергского клуба» и «Трехсторонней комиссии» является крупнец- ший финансовый магнат Америки, председатель правления банка «Чейз Манхэттэн Бэнк» Дэвид Рокфеллер. Решения, принимаемые членами «Трехсторонней комиссии» становятся негласным законом для основных политических структур Запада. Американский сенатор Б. Голдуотер назвал «Трехстороннюю комиссию» Дэвида Рокфеллера «новейшей международной кабалой», механизмом подчинения политики США интересам международных банкиров.[6]
Мондиалистские структуры соподчинили себе и превратили в инструмент своего влияния международные организации: ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Всемирный банк, МВФ, Международный банк реконструкции и развития; крупнейшие транснациональные и национальные корпорации; а также превратили в зону своих интересов многие политические партии, профсоюзы, национальные структуры армии, полиции и разведки; парламентские органы, общественные и духовные организации; средства массовой информации, финансово- кредитные учреждения и фонды.
Мировую политическую элиту, являющуюся дирижером глобальных геополитических сценариев, представляют 23 человека. Среди них - Д. Рокфеллер, Г. Киссинджер, З. Бжезинский, Б. Клинтон, Д. Карри- ган, лорд Винстон, С. Фридман, Р. Купер, Р. Макнамара и другие. Советник Центра стратегических и международных исследований Джорджстаунского университета З. Бжезинский, бывший в 1977-1981 г. помощником президента США по национальной безопасности, в книге «План игры. Геостратегические структуры ведения борьбы между СССР и США» (Нью-Йорк, 1986) обосновывает универсальность американского мон- диализма и глобальный характер противостояния двух сверхдержав.
Маргарет Тэтчер в научном труде «Искусство управления государством», оценивая результаты холодной войны, делает выводы, касающиеся международной политики:
• «Только Америка имеет моральное право, а также материальную основу занять место мирового лидера.
• Судьба Америки неразрывно связана с отстаиванием ценностей свободы в глобальном масштабе.
• Ближайшие союзники Америки, в особенности, союзники из англоязычного мира, должны рассматривать миссию Америки как основу для своей собственной миссии».
«На сегодня Америка - единственная сверхдержава. Ни одна из сверхдержав прошлого - ни Римская империя, ни империя, созданная Габсбургами, ни Британская империя - во времена их расцвета не обладали таким превосходством в ресурсах и размахе над своим ближайшим соперником, как современная Америка. Причину этого нельзя объяснить лишь последствиями холодной войны. Это в такой же мере и результат динамизма, присущего американской системе».
По мнению А. Панарина, высказанного в аналитической работе «Правда железного занавеса», «Америка, ориентированная на новый мировой порядок, идентифицирует себя с системой планетарного естественного отбора, означающего «демократию меньшинства» и свободу сильных - при небывалом еще бесправии слабых - незащищенных и неприспособленных».
Ученый полагает, что очень важно в новых исторических условиях дать точную оценку поражения в холодной войне Советского Союза, который, при всех негативах тоталитарного строя и идеологических ошибках аппарата КПСС, реально влиял на политическую ситуацию в мире, вопреки постсоветской, деморализованной и ослабленной экономически России.
«Противоположность «гуманитарного» (учитывающего роль идей) и «естественнонаучного» (учитывающего только материальные факторы) подходов ярко проявляются при оценке того, почему рухнул Советский Союз. Сторонники «гуманитарной истории» говорят о саморазрушении Советского Союза, разуверившегося в своих целях и потому добровольно разрушившегося и капитулировавшего перед Западом. Сторонники «естественно-научной истории» предпочитают не замечать очевидных фактов саморазрушения и делают акцент на поражении СССР в войне с Западом, то есть на разрушении страны извне. В этом методологическом бесчувствии к роли внутренних факторов парадоксально совпадают выводы радикальных «западников» и радикальных «почвенников», те и другие не замечают, что наряду с внешней холодной войной велась внутренняя холодная гражданская война, в которой победила партия западников, тотчас же приступившая к демонтажу собственной страны».
Специалисты, изучающие опыт ведения информационно-психологических войн, как правило, ссылаются на книгу д.э.н. В.А. Лисичкина и д.ф-м.н. Л.А. Шелепина «Третья мировая информационно- психологическая война», подчеркивая ее фундаментальность и практическую ценность, определяя её как «оружие — в руках». На основе фактологического материала в книге изложены предпосылки успешности реализации информационно-психологических атак Америки против СССР в течение холодной войны и применяемые методы информационно- психологического воздействия. Анализируя опыт мировых войн ХХ столетия, авторы делают выводы, актуальные и для сегодняшнего периода информационного общества: «ХХ век был ареной трех опустошительных войн, в той или иной степени затронувших нашу планету».
Первая мировая война 1914-1918 годов может быть названа войной вооруженных людей. Это - последняя война старого типа, характеризующаяся схватками людей, использованием конницы, когда танки и самолеты не играли заметной роли.
Вторая мировая война 1939-1945 годов - это война моторов. Решающее значение имели танки, авиация, артиллерия. Супероружие - ядерные бомбы, ракеты - не играли решающей роли. Определенный вес имела пропаганда, идеологическое воздействие на противника.
Третью мировую войну часто называют холодной, психологической войной. Это было противостояние двух сверхдержав - США и СССР, двух мировых систем, двух укладов жизни: капитализма и социализма. Она длилась более 40 лет (1946 - 1991), т.е. почти всю вторую половину ХХ века. В старом понимании это была холодная война, которая только в отдельных регионах принимала характер горячей (Корея, Вьетнам, Куба, Ангола). Она сопровождалась невиданной гонкой вооружения, прежде всего, ракетно-ядерного оружия, и его накоплением. Она не имела прямых аналогов в прошлом и, в определенном смысле слова, это - неизвестная война. До сих пор нет её подлинной истории. Смысл событий для подавляющего большинства людей остался за кадром.
Главная же суть Третьей мировой войны - новое оружие - информационно-психологическое, т.е. определенные способы воздействия на других людей и общественное сознание. Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие манипулировать сознанием не только отдельных личностей, но и целых народов. Их применение вызывает, в конечном счете, нарушение социально-экономических процессов и приводит к гибели того или иного государства.
Все три войны были обусловлены нарастаниемпротиворечий и возникновением глобальных неу-стойчивостей».
Первая мировая война - геополитический передел мира и неизбежный способ развязки противоречий классического капитализма; Вторая мировая война - борьба за передел мира между ведущими западными державами и финал социально-экономической системы монополистического капитализма; постиндустриальное (информационное) общество - борьба за геополитическое и геоэкономическое доминирование между развитыми странами (и, прежде всего, США) и остальным миром.
Одну из причин крушения СССР авторы видят в несоответствии советской системы управления требованиям информационного общества, а также в устаревшей методике сверхцентрализованного экономического планирования, игнорирующего тенденции динамично меняющейся реальности.
«Во второй половине ХХ века происходило качественное изменение капиталистической системы. Сформировавшееся постиндустриальное общество (для него также используются термины: информационное общество, общество потребления, современный капитализм) отличается от начала века не менее, чем последний отличается от феодализма. В этом обществе проявляются новые моменты: на передний план выходит информация, наука становится непосредственной и производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер».
В постиндустриальном обществе относительно хаотическое состояние экономики классического капитализма сменяется структурами регулируемой экономики. Большое влияние приобретает государственный аппарат, распределяющий заказы, ведущий политику экономического регулирования. В своей деятельности государство опирается на корпорации, учитывая, прежде всего, их интересы. В результате коренного изменения производительных сил в середине прошлого века ведущую роль стали играть новые технологии, наука, информационное обеспечение. В дополнение к существующим ранее двум группам производств (А - производство средств производства и Б - производство предметов потребления) возникла третья группа В - производство научно-технологической информации и средств информационного обеспечения.
В условиях гигантских масштабов производства становится выгодным привлекать средства со стороны как государства, так и мелких вкладчиков. Возникают три вида основного капитала: государственный, акционерный и частный, причем, доля государственного в некоторых странах доходит до 30%, а акционерный капитал в крупнейших корпорациях приобретает черты коллективной собственности. Так, в компании «Дженерал моторс» вклад любого акционера меньше 1% от общего капитала, а число акционеров больше миллиона.