Информационная война - неотъемлемая часть политических процессов в условиях глобализации, когда основной тенденцией становится не сотрудничество государств, а противостояние однополярной модели мира во главе с Америкой и всем остальным многополярным мировым пространством. Как подчеркивает д.э.н. Э. Азроянц в книге «Глобализация: катастрофа или путь к развитию»: «Бифуркационное состояние мировой системы связано с историческим выбором структуры мира - однополярный или многополярный мир. Этот выбор предстоит сделать в ХХ1 веке. Он и определит механизмы баланса сил, необходимые для устойчивости мирового сообщества. Пока, к сожалению, доминирует агрессивная политика запада, которая формирует глобальный стратегический «разлом» - Запад и весь остальной мир».
Профессор Чикагского университета Г. Моргентау отмечает: «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за господство. Каковы бы ни были цели международной политики, господство всегда является непосредственной целью».
|
|
А стремление к политической силе, к доминированию на международной арене в современных условиях невозможно без средств информационно- психологического воздействия. Так, по утверждению французского ученого Г. Бутуля: «Международный авторитет государства измеряется способностью нанести ущерб».
В «Словаре основных понятий и определений в об - ласти геополитики и национальной безопасности» В.Л. Манилова под информационной борьбой понимается «форма борьбы сторон, представляющая собой целенаправленное использование специальных способов и средств для воздействия на информационные ресурсы противостоящей стороны и защиты собственных в интересах достижения поставленных целей».
В условиях возникновения глобального информационного общества слова, высказанные английским философом XVII в. Фрэнсисом Бэконом: «Кто владеет информацией - владеет миром!», - приобретают смысл геостратегического и геополитического императива, когда значимость информационно-психологического противоборства становится решающим в доминировании на мировой арене XXI столетия.
«Целью геополитического информационного противоборства», - уточняет И.Н. Панарин в монографии «Информационная война, PR и мировая политика», - является нарушение информационной безопасности враждебного государства в обусловленных случаях целостности (устойчивости) системы государственного и военного управления иностранных государств, эффективное информационное воздействие на их руководящую политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятие решений, а также обеспечение информационной безопасности Российской Федерации для завоевания (обеспечения) информационного превосходства в мировом информационно пространстве».
|
|
Действительно, бурное развитие средств вычислительной техники, коммуникации и связи, создание новых информационных технологий во многих отраслях промышленности, науки и техники позволило информации стать основным ресурсом воздействия на деятельность мирового сообщества. Во-вторых, успехи в области изучения мозга, состояния измененного сознания и контроля над поведением социальных групп позволили понять пути и средства психофизического воздействия на людей в «заданных» направлениях. В-третьих, научно-технические достижения позволили разработать соответствующие физико-химические средства, используемые в информационной войне вместо традиционных видов оружия.
22 июля 2000 года в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой лидерами «восьмерки», подчеркивалось, что информационно- телекоммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века.
В 2001 г ЭКО СОС (экономический и социальный совет ООН) поручил генеральному секретарю ООН создать Целевую группу по информационным и телекоммуникационным технологиям (ИКТ). Эта инициатива «была призвана перевести на поистине глобальный уровень всю совокупность действий по преодолению мирового цифрового разрыва, развить цифровые возможности и тем самым прочно поставить ИКТ на службу развития для всех».
В декабре 2003 г. в Женеве состоялся Всемирный саммит по информационному обществу. Генеральный директор Юнеско Контиро Мацура заявил, что формирование информационного общества должно привести к созданию общества знаний, содействовать решению проблем развития. В то же время в его докладе отмечалось: «нет смысла говорить об информационном обществе и, тем более, об обществе знаний, если не обеспечить свободный и бесплатный доступ к информации и знаниям во всех их формах и на всех носителях».
В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.
В то же время обостряется проблема информационно-психологического противоборства и национальной безопасности государств. Так, в Пентагоне в 1996 году была принята «Единая перспектива-2010» - долгосрочная концепция развития вооруженных сил США, «содержащая идею войн нового поколения», или информационных войн, предполагающих создание относительно немногочисленных мобильных и высокоэффективных войск, способных достичь превосходства над любым противником без применения оружия массового поражения. А в директиве информационных войн Министерства обороны США подчеркивается: «Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем. Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах командования, управления и выполнения приказов вооруженными силами и реализации национальной политики. Информационная война нацелена на все возможности и факторы уязвимости, неизбежно возникающие в возрастающей зависимости от информации, а также - на использование информации во всевозможных конфликтах. Объектом внимания становятся информационные системы (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческие факторы этих систем), а также - информационные технологии, используемые в системах вооружений.
|
|
Информационная война имеет наступательные и оборонительные составляющие, но начинается с целевого проектирования и разработки своей архитектуры командования, управления, коммуникаций компьютеров и разведки, обеспечивающей лицам, принимающим решения, ощутимое информационное превосходство во всех конфликтах».[5]
В 2000-м году Объединенным комитетом начальников штабов (ОКНШ) был принят план развития вооруженных сил США на период до 2020 г., в котором усиливалось значение оборонительных информационных операций в связи с тем, что возможные противники «не будут бороться средствами индустриального века».
Новая стратегия дала импульс развитию новых технологий, стимулирующих не только ВПК, но и многие крупные корпорации Америки содействовать в укреплении интеллектуального капитала страны.
В сложной, неоднозначной ситуации в современных условиях оказывается постсоветская Россия после разрушения СССР, потерпевшего поражение в информационно-психологической войне против Америки, сумевшей добиться превосходства в разработке технологий информационных войн на протяжении более полувека. 18 августа 1948 г. Совет национальной безопасности США принял директиву 20/1 «Цели США в войне против России», однозначно определив намерение не только деструктуризации, но и полного уничтожения советской системы управления. «Правительство вынуждено в интересах развертывания ныне геополитической войны наметить более определенные и воинствующие цели в отношении России. При государственном планировании до возникновения войны следует определить наши цели, достижения, как во время мира, так и во время войны, сократив до минимума разрыв между ними». «Наши усилия, чтобы Москва приняла наши концепции, равносильны завоеванию: наша цель - свержение Советской власти».
|
|
Как известно, эта цель была реализована, и разрушилась не только крупнейшая сверхдержава мира -
Советский Союз, но и восточный блок - система Варшавского Договора. Теперь в бывших республиках социалистического лагеря размещаются ракеты НАТО и системы ПРО США, дабы создать надежный геополитический противовес к возвращению биполярной системы мира. Вот как констатирует положение в России один из идеологов холодной войны З. Бжезинский: «Крах Советского Союза вызвал колоссальное геополитическое замешательство. В течение 14 дней россияне, которые вообще-то даже меньше были осведомлены, чем внешний мир, о приближающемся распаде Советского Союза, неожиданно для себя обнаружили, что они больше не являются хозяевами трансконтинентальной империи, а границы других республик с Россией стали теми, какими они были с Кавказом в начале 1800-х годов, со Средней Азией - в середине 1800-х и, что намного более драматично и болезненно, с Западом - приблизительно в 1600 году, сразу же после царствования Ивана Грозного. Потеря Кавказа способствовала появлению стратегических опасений относительно влияния Турции; потеря Средней Азии породила чувство утраты значительных энергетических и минеральных ресурсов, равно как и чувство тревоги в связи с потенциальной мусульманской проблемой; независимость Украины бросила вызов притязаниям России на божественное предназначение быть знаменосцем всего панславянского сообщества.
Самым болезненным в этой ситуации является осознание того, что авторитет России на международной арене в значительной степени подорван; прежде одна из двух ведущих мировых сверхдержав в настоящее время в политических кругах многими оценивается просто как региональная держава «третьего мира», хотя по-прежнему и обладающая значительным, но все более и более устаревающим ядерным арсеналом».
Вот как оценивает кризисность ситуации в аспекте информационной безопасности России д.п. наук, профессор, зав Центром социально-экономических и политических исследований ИМЭТО РАН И.В. Загла- дин: «... В 1997 году, когда Б.И. Ельцин провел первую пресс-конференцию по Интернету, тогда им было заявлено, что в Российской Федерации будет строиться «глубокое информационное общество»». Правда, что под этим понимал первый российский президент, осталось неясным., тем более, что никаких конкретных программ вхождения России в глобальную информационную цивилизацию тогда не появилось. Отечественная наука задыхалась из-за недостатка средств. Финансирование военной науки, где был сосредоточен основной кадровый потенциал за 1991-1998г. уменьшилось в 10 раз, ассигнования на науку в целом - в 5,4 раза. В абсолютном выражении она составила 1/24 американского уровня. Доля России в мировых затратах на науку снизилась до 1%, хотя в её научных учреждениях было занято около 11 % научных работников всего мира. Бесспорно, что Российская Федерация не могла в прежнем объеме финансировать унаследованный ею от СССР военный и научный комплекс, кроме того, в связи с изменениями характера военной доктрины многие направления разработок утратили актуальность. Можно предположить, что на реализацию весьма дорогостоящих мер по осуществлению конверсии военной науки на разработку гражданских технологий и технологий «двойного назначения» правительство также было не в состоянии найти достаточных средств.
Однако, более полусотни бывших советских военных наукоградов, научных центров, были предоставлены самим себе, без выдвижения какой-либо концепции государственной политики в области науки, что имело крайне негативные последствия. Огромный потенциал конкретных научно-технических разработок, стоимостью в сотни миллионов долларов не мог быть реализован ни на внутрироссийском, ни на мировом рынке.
Уже к началу 90-х годов сложилась высокоразвитая система торговли современными Ноу-хау на мировом рынке. Его основные ниши заняты корпорациями США, Японии и Западной Европы, где существуют биржи высоких технологий, курс акций которых и для стабильной мировой экономики не менее важен, чем цены на нефть. Научные центры России, не имеющие ни международной системы рекламы, ни маркетинга своей продукции, ни представительства на соответствующих биржах, ни средств для их создания, не имели ни малейшего понятия о том, как достойно войти в системы мирового рынка знаний. У российских ученых отсутствовала информация о подлинной цене данных НИОКР. Посредники и представители за мизерные деньги (хотя они могли казаться достойными нашим ученым) скупали продукты их творчества или давали заказы на разработки. Слабая и недоработанная законодательная база РФ не давала возможности отстаивать свой приоритет в тех или иных разработках. Определенным препятствием к вхождению России в мировой рынок знаний явились и двойные стандарты её властей по отношению к экспорту технологий при совместных научных исследованиях со странами Запада. С одной стороны, прежние режимы секретности, существовавшие в СССР, с роспуском входивших в ВПК институтов, теоретически утратили силу. С другой стороны - многие старые ведомственные инструкции фактически не были отменены. Вопрос о том, какие разработки и технологии могут беспрепятственно продаваться странам Запада, а какие должны рассматриваться как секретные, решался государственными чиновниками произвольно.
Фактически, в системе международного разделения труда Россия начала становиться зоной периферийных интересов «центров технологической силы» современного мира. Это обеспечивало на какое-то время процветание деловых и политических влиятельных кругов, связанных с добычей нефти, газа, редкоземельных металлов и т.д. Определенные выгоды от сырьевой ориентации экономики получала и часть российского общества, но подобная ориентация была чревата серьезными издержками.
Она не гарантировала, что после исчерпания базовых природных ресурсов у России останутся источники не только развития, но и выживания как государства. Она создавала риск углубления внутренних противоречий в стране, в частности, между относительно процветающими субъектами Федерации, где находятся основные природные ресурсы, и дотационными регионами. Она ставила под угрозу развитие научного интеллектуального потенциала страны, поскольку не предполагала роста спроса на высококвалифицированных специалистов в сферах, не связанных с обслуживанием добывающих отраслей».
В условиях ослабления научно-технического и технологического потенциала страны, сокращения исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отставания России в области новых информационных технологий, деградацией наукоемких производств и утечкой за рубеж представителей интеллектуального капитала, назрела угроза информационной безопасности государства.
Информационная безопасность является со - ставляющей частью информационно-психологического противоборства; она представлет собой степень защищенности информационного пространства, обеспечивает его формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства, при котором информация используется строго по назначению и не оказывает негативного воздействия на информационную или иные системы как самого государства, так и других стран при её использовании.
В 1998 году была разработана Концепция государственной информационной политики (одобрена Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы Российской Федерации 15 октября 1998 года и Постоянной Палатой по государственной политике при Президенте Российской Федерации 21 декабря 1998 года). В ней были провозглашены основные принципы государственной информационной политики:
• принцип открытости;
• принцип равенства интересов;
• принцип системности;
• принцип приоритетности производителя;
• принцип социальной ориентации;
• принцип государственной поддержки;
• принцип приоритетности права.
В целом, Концепция государственной информационной политики заложила основы для формирования единого информационного пространства России, а также уделила внимание проблеме информационной безопасности личности, общества и государства, совершенствованию правового поля, регулированию происходящих информационных процессов.
Но еще в сентябре 1998 года, в ходе подготовки встречи президентов России и США, российская сторона предложила рассмотреть проект совместного заявле - ния Б. Ельцина и Б. Клинтона по проблеме информационной безопасности в мировом пространстве. В итоге в совместном заявлении российско-американского саммита было отмечено, что стороны согласились начать сотрудничество по противодействию транснациональным угрозам безопасности двух стран, включая те из них, которые представляют собой преступления с использованием новых информационных технологий, и признали неоднозначность последствий (как положительных, так и отрицательных, вызванных информационной революцией).
Вслед за этим заявлением, 23 сентября 1998 года генеральный секретарь ООН получил от МИДа Российской Федерации предложение обратить внимание Организации на проблему международной безопасности и рассмотреть проект специальной резолюции по этому вопросу. В проекте, представленном российской стороной, предлагалось государствам - членам ООН дать конкретное определение угроз в сфере информационной безопасности с последующей разработкой принципов обеспечения безопасности глобальных информационных систем и информационных инфраструктур.
Российская инициатива получила поддержку и в результате, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН за период 1998-2001г. были приняты четыре резолюции по проблемам информационной безопасности в контексте современной международной обстановки.
Информационная революция, основу которой составляют ресурсы особого рода - информация, записанная на материальных носителях или существующая в любой другой форме, изменила традиционные модели в экономике, социально-культурной сфере и политической жизни общества, а также, непосредственно, в стратегии управления государством и его приоритетами при выборе основного вектора развития.
Именно информационные ресурсы становятся системообразующим фактором по отношению к любым другим ресурсам государства - экономическим, научно-техническим, политическим и военным, занимая ключевое положение в перераспределении сил влияния на геополитической карте мира.
Развитие вычислительной техники и новых форм информационно-коммуникационных технологий, появление глобальных информационных и коммуникационных сетей, «электронная готовность» государств к взаимодействию в глобальном киберпространстве, обострение «цифрового» неравенства между развитыми странами и остальным миром вовлекают информационные ресурсы в сферу геоэкономического, геостратегического и военного соперничества различных государств, создавая угрозы в мировом информационном пространстве.
В ближайшем будущем одной из набирающих силу форм информационной войны может явиться информационная война в информационной сфере государств, причем характер такой войны может быть непредсказуемым, но разрушительным по точности наносимых ударов и эффективности результатов. Это может быть информационная война как между государствами, так и внутри страны: в частности, война между различными политическими группировками, за перехват властных функций и укрепление внутренних политических позиций; война в «СМИ» и «аппаратные игры» за оборонные заказы, война между коррумпированными кланами и «авторитетами» за сферы влияния на рынке, война в конкурентном поле новых наукоемких технологий и т.п.
Техническую часть информационной среды представляет информационная инфраструктура - совокупность центров обработки и анализа информации, каналов информационного обмена, линий связи, систем и средств защиты информации. Именно на неё направлено острие информационно-технологических средств воздействия.
Наиболее эффективными средствами воздействия на информационную сферу государства являются закладные устройства, компьютерные вирусы, специальные программы, нейтрализаторы тестов и другие средства разрушения, копирования, подавления и фальсификации информации. Сюда также включаются средства защиты от аналогичных действий противника. Средства обработки информации и передачи данных могут быть использованы при «проведении информационных атак» и сами по себе являются объектами воздействия со стороны противника и объектами защиты со своей стороны.
Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
После завершения военной операции международных сил (МКС) против Ирака в 1991 г. появился термин «информационное оружие» - комплексное применение средств разведки, управления, связи, навигации и радиоэлектронной борьбы с целью установления контроля над информационными ресурсами противника и полного выведения из строя его систем управления, систем связи, информационных сетей.
Военная операция НАТО против Югославии под кодовым названием «Союзническая сила» реально показала боевые возможности информационного оружия в театре военных действий, когда на большую глубину наносились высокоточные удары авианосителей. В течение 78 суток авиация союзников совершила 37 465 самолетовылетов, сбросив на объекты Югославии 25 000 тонн боеприпасов. Превосходство в воздухе сочеталось с постоянным информационным контролем за действиями противника благодаря наличию высоко-технологического информационного обеспечения. Между боевыми соединениями и информационными структурами, поддерживающими их, был образован сплошной континуум, простирающийся от поверхности земли до космоса. Применяемое высокоточное оружие имело лазерное, телевизионное и оптико-электронное наведение.
В результате нападавшей стороной были достигнуты основные задачи:
- завоевание военного и стратегического превосходства в воздухе;
- подрыв военно-экономического и информационно-коммуникационного потенциала страны, изоляция района боевых действий;
- разрушение систем управления Югославии, структур общественного сознания и, впоследствии, инициация отделения Сербии от Черногории, попытка реформирования Балкан по западному образцу.
Как известно, Россия в этой неравной войне оказывала Югославии всестороннюю поддержку, но ослабление «новых» Балкан в результате не только военной агрессии НАТО, но и хорошо спланированных информационных атак, послужило серьезным уроком для понимания необходимости активизации действий России в области информационной безопасности.
9 сентября 2000 года Президентом страны В.В. Путиным была утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», в которой выделены основные угрозы информационной безопасности государства:
- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Согласно принятому документу, источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним источникам относятся:
- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных информационных структур, направленная против интересов Российской Федерации в информационной сфере;
- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
- обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
- деятельность международных террористических организаций;
- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
- деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
- разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
К внутренним источникам относятся:
— критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
— неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
— недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
— недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
— неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
— недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
— недостаточная экономическая мощь государства;
— снижение эффективности системы образования и воспитания,
— недостаточное количество квалифицированных кадров в области
— обеспечения информационной безопасности;
— недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества в своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
— отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
В документе подчеркивается, что анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает несоответствие её уровня потребностям общества и государства.
В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно- телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросла угроза применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.
В то же время, невзирая на интенсификацию усилий, предпринимаемых государством для интеграции России в глобальное информационное общество и противодействия угрозам информационной безопасности, отставание страны в этом направлении от развитых стран сохраняется. По мнению специалистов, Россия продолжала и продолжает проигрывать информационную войну против Америки и глобального мирового порядка.
В книге Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством» достаточно рационально оценивается ситуация в России и отношение к ней Запада в современных политических условиях, включая задачу влияния на события, происходящие в Российском государстве:
«По правде говоря, историю России последнего десятилетия нельзя представить, как прямой путь к прогрессу или регрессу. Она скорее представляет собой череду изгибов и поворотов, ускорений и остановок, процессов интеграции и дезинтеграции, реформ и реакции, возникающих попеременно, а то и одновременно. Мы должны попытаться понять, что произошло и почему, поскольку только так можно что-либо предсказать, не говоря о том, чтобы влиять на будущие события или управлять ими».
«Россия на протяжении столетий компенсировала свою экономическую отсталость военной мощью. Для Советского Союза, особенно в последние десятилетия его существования, такой подход был единственным средством сохранить положение сверхдержавы. Руководители сегодняшней России, по всей видимости, унаследовали кое-что из прежних взглядов». «Пока Россия владеет ядерным потенциалом, который она не может поддерживать в должном состоянии, миру угрожает опасность попадания оружия не в те руки или случайного пуска. Российских ученых и передовые технологии следует, если это вообще возможно, удержать в России и переориентировать на другие задачи. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы их перекупил тот, кто предложит лучшую цену».