Тема №2. Система ФП и Источники ФП

ФП как любая другая отрасль права состоит из финансово – правовых норм. Нормы образуют комплекс однородных норм, которые регулируют отдельные виды общественных отношений.

Система ФП основывается на логически последовательном разделении норм и их объединение в однородные правовые комплексы с учетом содержания и характера регулирования общ. отношений.

Система ФП – это определенная внутренняя структура финансово – правовых норм, которые складывается объективно как отношения реально существующие.

Выделяют 2 вида системы ФП:

I. Первичная система

a. Общая часть – закрепляет общие правовые формы и методы финансовой деятельности и разграничение компетенции, устанавливаются положения формы и методов финн. контроля

b. Особенная часть – содержание нормы, которая составляет предмет ФП. Состоит из отраслей – бюджетное, налоговое, банковское, валютное право.

ФП представляет собой комплексную отрасль права, такие ученые отрицают предмет ФП, и такая позиция позволяет им говорить, что ФП не существует. Основная часть исследователей поддерживает точку зрения о том, что ФП – это самостоятельная отрасль права, а составляющие подотрасли не имеют своих источников. Особенная часть ФП состоит из разных отраслей и институтов.

Институт – это группа финансовых норм, регулирующие однородные по содержанию финансово – правовые отношения.

Подотрасли – это совокупность институтов, представляющих целостное правовое образование в которой регулируется специфический вид общ. отношений.

Бюджетное право регулирует бюджетные отношения. В разделах особенной части ФП отргуппировывает нормы в соответствии с элементами финансовой системы:

- валютное регулирование

- государственный банковский кредит

Источники ФП – это конкретные формы выражения финансового права, т.е. правовые акты представительных и исполнительный органов гос. власти и акты ОМС, содержащие номы ФП.

Первоочередное значение имеют законодательные акты. ИОВ и судебные ОВ также имеют право участвовать в принятии актов, являющихся источником ФП, либо в законодательной инициативе, либо непосредственно принимают участие в законотворчестве. ИОВ осуществляют эти функции через подзаконное нормотворчество. Судебная власть выполняет правотворческие функции через создание судебных прецедентов, а также при применении аналогии права и закона.

I. В финансовой деятельности государства и МО первоочередное значение имеет Конституция РФ. Она является главным источником ФП и основой нормативно-юридического регулирования фин. деятельность гос-ва. Она закладывает основы ФП, которые можно подразделить на следующие группы:

1. Политические – закрепляют организацию власти, цели построения общества, систему гос. федерализма.

2. Экономические – устанавливают единство эк. пространства, запрет на установление препятствий на перемещение товаров и финансов, установление права частной собственности, ее неприкосновенности и др.

3. Организационные – закрепляют организационную структуру власти и МСУ, устанавливают компетенцию на каждом уровне гос. власти и ОМСУ и разграничивают эту компетенцию

II. За Конституцией РФ следуют законодательные акты:

Среди законодательных актов важное значение имеет кодексы – бюджетный и налоговый, а также Закон «О бюджете» (особенности – срок (принимается на 1 год), подлежит утверждению Советом Федерации, может приостанавливать на какое-либо время действия нормативных актов (законных, подзаконных), для его принятия необходим особый порядок составления и законодательной корректировке иных актов (н: НК РФ), а такте решения местных органов о местном бюджете.

III. Подзаконные нормативные акты:

Указы Президента,

Постановления Правительства

Правовые акты гос. органов управления

Правовые акты Банка России

Кроме этого источниками ФП явл. правовые акты гос. органов субъектов РФ и ОМСУ.

Особенность ФП состоит в том, что не все источники явл. источниками разных институтов ФП.

IV. Нормативные договоры

- это договорные акты, которые устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанное для неоднократное применение (н: соглашение между органами гос. власти).

V. Нормы международного права и международные договоры РФ

Договоры позволяют гражданам обоих государств избежать двойной уплаты налогов (н: между Россией и Казахстаном)

VI. Акты Конституционного суда РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: