double arrow

Система ЮП

Юр психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

♦правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

"■криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

♦психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

♦психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

♦исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы я социальной адаптации освобожденных;

♦психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел; Структура юр-кой психологии состоит из:

♦Криминологическая /криминальная/ психология изучает особенности личности преступника и преступного поведения, вскрывает психологические причины отклоняющегося поведения и разрабатывает рекомендациипо предупреждению правонарушений.

♦Судебно-следственная психология анализирует психологические особенности деятельности судебно- следственных работников и органов дознания по сбору доказательств в уголовном или фажданском процессе и формулирует предложения по психологически эффективной тактике проведения СД.




♦Оперативно- розыскная (оперативная) психология исследует психологические закономерности раскрытия преступлений, поиска виновных и их оперативного задержания.

В качестве отдельных разделов ЮП можно выделить: психологию охраны общественного порядка и безопасности; психологию охранной деятельности. К указанным структурным элементам юридической психологии примыкает психология частной детективной и охранной деятельности. Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказания осужденными и организацию работы администрации тюрем, следственных изоляторов и исправительных колоний. Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрывает психологические аспекты подбора и расстановки кадров, принятия управленческих решений по кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формирования личного мастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологические методы обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка.



В Общей части ЮП излагаются предмет, история, система, принципы, методы и связь ее с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. Особенная часть ЮП, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: правовая психология, криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, психология предварительного расследования, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительная (пенитенциарная) психология. Особенной части юр-кой психологии, получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных ее сторон, профессиофамм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

Память

Память- сложный психический процесс, включающий в себя:

1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т. д.;

2) сохранение в памяти того, что было запомнено;

3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем воздействия

предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом м.б. оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания.

Память - это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. В психологии различают 4 типа памяти.

!) Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов.

2) Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью.

3) Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток.

4) Эмоциональная память-это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом.

Различают виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит

для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь.

Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное. Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания.

Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Воспоминание и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между ними суш-вует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание явл-ся, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой - оно оказывается его результатом. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса, т.е в том, как осуществляются запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой - в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запоминается. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности.

З. История развит.ЮП

1906 Клаперет (фр. Психолог) предложил различать юр. Психологию, кот. заним. Психологией суд. Деятельсти, и крим. психологию - науку о преступнике - суд. психологию. Этапы развития:

1.Ранняя история 18-19 вв. Работы Пасашкова 1652 - псих, рекомендации допроса свидетеля, обвин., потерп.; классиф.

преступников. Щербатов 1733-1790 - УДО Идеи перевоспитания преступников. 3 четверть 19 в. Работы Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения» 1814 «Опыты философии теории вероятности» Лаплас

2. 19-20 вв. Развитие психологи,

психиатрии, УП. Сеченов, Бехтерев, Корсаков, Сербский, Конев. 1899 Ковалевский предлагает разделить психопаталогию и прав, психологию.

Борьба между антрополог, и социологич. школами. Г.Гросс «Кримин. Психология», Бене «Внушаемость» - её влияние на детские показания. 1902 Штерн -эксперимент по получению показаний свидетелей. Клайнфельтер «Хромосомная аномалия». Дюркгейм использовал метод соц. Статистики, кот показал зависимость поведения от состояния общества. Причины агрессии: по Фрэйду - влечение, либидо, стремление к власти.

4. Интуиция

Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежуточных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных решений зависит от многих факторов. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально- психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто полагаются на интуицию.

Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте. Рациональные, сознательно организованные действия следователя на этом этапе играют существенную роль для интуиции. С помощью их можно определить и очертить район поиска, сконцентрировать творческое мышление. Оказывается здесь и неосознанное решение проблемной ситуации, и признаки элементов, из которых строится ее решение. Именно эти, первоначально не осознаваемые признаки элементов проблемной ситуации направляют процесс по правильному пути, а

«неожиданное» для следователя нахождение правильного пути является внешним проявлением, интеллектуальной интуицией*. На практике действительно незамеченное свойство вещи или явления при подробном анализе оказывается

«подсказанным» из другой ситуации, явления, увиденных следователем. В.Л. Васильевым, кот-й считает, что в сфере сознания интуитивное решение проявляется при определенных условиях. В частности, если налицо ситуация напряженной поисковой деятельности следователя, кот-ая выражается в двух сферах: эмоциональной и мыслительной.

В условиях творчества следователя это означает, что интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором следователь наталкивается на неосознанное явление, объективно содержащее ключ к решению задачи. Успех решения задачи зависит «от степени автоматизации того способа действия, кот-м осуществлялось выполнение подсказки. Чем менее автоматизирован был этот способ, тем лучше решалась задача»* Еще одно условие возникновения интуиции - предварительное упрощение проблемы. Как часть творческого мышления интуиция не включает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, отыскать ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность. Основное назначение интуиции в процессе расследования дела состоит в том, что она создает гипотезы.

Важную вспомогательную роль она играет в процессе доказывания, но совершенно безразлична с точки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений. Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при котором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода.

5. Штерн

В 1902 г. эксперименты по определению достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Его задачей было установление степени достоверности показаний. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение». Итоги своего исследования В. Штерн доложил на заседании Берлинского психологического общества, они вызвали большой интерес в юридических кругах многих стран Европы. Впоследствии В. Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, носившую ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как ее искажение в угоду узко эгоистическим интересам личности, ее индивидуалистическим намерениям, ее гордости, тщеславию, честолюбию и пр. Доклад В. Штерна вызвал бурную реакцию и у русских юристов. Рьяными сторонниками В. Штерна в России стали профессор Петербургского университета О. Б. Гольдовский, профессора Казанского университета А. В. Завадский и А. И. Елистратов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам В. Штерна, и сделали аналогичные выводы. Сам О. Гольдовский говорил: «Психологические основания ошибок очень различны и вывод из сопоставления картины, воспроизведенной свидетелем, с действительностью, получается очень печальный. Свидетель не дает точной копии, но лишь суррогат ее».

Взгляды А. В. Завадского и А. И. Елистратова наиболее точно сформулированы в следующем высказывании: «В. Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным».

В своих психологических изысканиях В. Штерн и другие проявляли непонимание особенностей психического отражения объективной действительности. Так, сущность непроизвольной памяти они рассматривали как случайный результат пассивного запечатления мозгом действующих на него факторов. «Наш обзор различных теорий памяти в зарубежной психологии показал, что основным и общим для них пороком является то, что память не изучалась как продукт деятельности, и прежде всего практической деятельности субъекта, а также и как особая, самостоятельная идеальная деятельность. Это являлось одной из основных причин, порождавших как механистические, так и идеалистические представления о памяти»

6.Эмоции, воля

Эмоции и чувства, как и др. психические явления, это различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окруж-ей действительности. Отражение в мозгу человека его реальных переживаний, т.е отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами. Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») - это переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности. Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соотв-вии или несоответствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость,удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. От условий общ-ной жизни зависят как формы проявления эмоций у чел-ка, и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с кот-ми связана та или иная эмоция. В отличие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко проявляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса. Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Физиологической основой эмоций и чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова. Эмоции подразделяются на 2 группы: активизирующие деятельность - стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность - астенические. В процессе развития человека на практике сложились системы положительных и отрицательных эмоций. Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др. Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д. Разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия, Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные - его разрушению, ведут к различным заболеваниям. В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.






Сейчас читают про: