ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОГОБУ СПО «КИРОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РЫНОК ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИИ
Выполнил: студентка ТВ-11
Е.В.Бородина
Проверил: преподаватель ИД
Т. В.Блинова
Киров,2013г.
Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
Рынок, его элементы.. 4
Функции рынка. 7
Литература. 11
Введение
Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Вместе с тем в более широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.
Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным явлением – его возникновение вполне закономерно и связано с процессом развития общественного производства.
Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.
Для идеального рынка (который в действительности не существует), необходимо три основных условия:
1) абсолютное право любого человека или организации производить, покупать или продавать что угодно, не запрещённое законом или моральными нормами;
2) абсолютное право свободной продажи и покупки любого товара на рынке по свободной цене;
3) абсолютная свобода доступа к любой отрасли производства продуктов и оказания услуг без ограничения.
Рынок, его элементы
Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории как рынок и развитие рыночной экономики. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле рынок – это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. Однако кроме обращения как такового рыночные отношений включают: - отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики; - процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; - кредитные отношения; - процесс функционирования рыночной инфраструктуры (посредники, различные банки, биржи, страховые компании и т.п.). Поэтому, в широком смысле слова рынок – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цены, кредита, финансов). Когда говорят о рыночной экономике, обычно выделяют два этапа ее развития: стихийный рынок (XV – XIX вв.) и организованный, который функционирует под определенным воздействием со стороны государства (XXв.). Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено моносубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне; ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы. В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие сдерживающие факторы: несовершенство российского законодательства, непомерно высокие налоги, рост криминальной деятельности (рэкет, вымогательство, незаконные сделки), предоставление свобод торгово-спекулятивному предпринимательству. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства. Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов. Основными элементами рынка являются: 1) производители и потребители, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его; 2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности; 3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, а, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом; 4) спрос и предложение. Спрос – фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание покупателя приобрести товар; предложение – это полное количество товаров, выносимых на рынок. 5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.; 6) рыночная инфраструктура. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. 1. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. Эта функция проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы производства и повышают цены и наоборот. 2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок. 3. Стимулирующая. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивая возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда. 4. Санирующая. С помощью рыночных механизмов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, рынок поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных предприятий. 5. Ценообразующая. Поступающие на рынок товары и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат, но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. 6. Посредническая, т.е. рынок выступает своеобразным посредником между товаропроизводителями и потребителями.
Функции рынка
Как было отмечено в предыдущих параграфах, на рынке происходят постоянные колебания цен под воздействием изменений в спросе и предложении. Экономическая теория исследует колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Равновесная цена представляет собой "нормальную цену", при которой предельная общественная полезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга. Эта "нормальная цена" - состояние наиболее эффективного использования всех основных факторов производства - и труда, и капитала, и земли.
Колебания рыночных цен и определяют важнейшие функции рынка:
1. Распределение основных факторов производства. В тех отраслях, где наблюдается повышение цен, происходит оживление производства, сюда переливаются капиталы, труд, важнейшие факторы производства. Если в результате такого перелива произойдет превышение предложения товаров над спросом на них, начнется обратный процесс: начнут снижаться рыночные цены и произойдет отток ресурсов из данной отрасли.
2. Стимулирование технического прогресса. Если какой-то фирме или отдельному товаропроизводителю удается уменьшить затраты факторов производства на своем предприятии до уровня более низкого, чем сложившийся уровень издержек, ледащих на основе рыночной цены, то эта фирма получит дополнительную прибыль. Для этого необходимо совершенствовать технологию, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы. Следовательно, рыночная система сама заставляет производителя участвовать в процессе совершенствования и развития техники, технологии и, следовательно, науки.
3. Дифференциация доходов субъектов рынка. Эта функция с неизбежностью вытекает из двух предыдущих: те товаропроизводители, чьи издержки оказались ниже, чьи оценки рыночной конъюнктуры оказались более точными, становятся богаче в результате нарастающего итога получаемых дополнительных прибылей. Другие же товаропроизводители, оказавшиеся в проигрыше, терпят убытки, разоряются и уходят с рынка вообще. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве - объективный результат действия механизма цен. Можно по-разному относиться к факту разорения части товаропроизводителей, но жаловаться на неисправность рынка - это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы.
Все исследования по экономической теории с точки зрения позитивного экономического анализа сходятся на том, что в рыночной системе отсутствует личная зависимость одного субъекта хозяйства от другого. Это следует понимать не в смысле отсутствия личных контрактов между продавцами и покупателями. Главное здесь в другом - над каждым агентом рыночного хозяйства господствует не личность - в виде феодала, начальника и т.п. - а безличностная сила рыночных цен. Только эта сила и "приказывает", ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Основные элементы рыночного механизма. Любой рынок базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные элементы рыночного механизма мы и рассмотрим ниже.
Известно, что любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех вопросов: что производить? как производить? и для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются через механизм взаимодействия основных элементов рыночного хозяйства: цен, спроса и предложения и конкуренции. Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на конкретном примере.
Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель. В результате у производителей картофеля доходы уменьшатся, а скотоводы получат дополнительный доход. Повышение доходов скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту очередь предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает в картофелеводстве, начинают переходить на другую работу с более высокой оплатой труда. Производство картофеля снижается. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля.
Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие элементы рыночного механизма способствовали установлению равновесия на рынке.
Во-первых, это цены. Изменение соотношения цен послужило ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяли и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Наконец, третий элемент рыночного механизма - это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности, что приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Но когда предложение какого-либо товара начинает превышать спрос на него, усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства этого товара. В случае, когда спрос больше, чем предложение, конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение производства и предложения данного товара.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: www.dic.academic.ru/.
2. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://ru.wikipedia.org.
3. Мордовченков Н. В. Рыночные аспекты современной инфраструктуры (теория, методология, опыт) / Н. В. Мордовченков. Н. Новгород: Изд-во Гладкова, 2002. - 394 с.
4. http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN
/ETEOR/EK_TEOR/D4/frame/doplit1/GLAVA%202.7.htm
5. http://webkonspect.ru/?room=profile&id=985&labelid=9658