Система жанров журналистики. Факторы ее дифференциации и тенденции развития. (концепция Л.Е.Кройчика)

Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе - род, вид. Жанр - эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал.

«Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы» Л.Е. Кройчик. Система журналистских жанров. // Основы творческой деятельности журналиста - Санкт-Петербург. 2000 г..

В качестве предметов отображения в журналистике может выступать любой факт действительности, из области политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но в тоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики в целом признается современность в совокупность множества составляющих её социальных ситуаций.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ - Требования, предъявляемые к информационному сообщению: оперативность, релевантность (соотвествие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность), «очищенность» от дополнительных деталей, отвлекающих от смысла основной темы, краткость

ЗАМЕТКА. Отличается небольшим размером. Излагаются результаты определенного изучения предмета выступления. Кратко упоминаются источники информации, не большая глубина изучения проблемы, не рассказывается о методах, не излагается ход изучения, авторские эмоции.

Типы информационного содержания заметки. Всесторонность информации возникает в результате комбинирования следующих видов информации: 1.Фактологическая информация. Для журналиста факты – это достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений в настоящем или прошлом. 2. Вероятностная информация. Она включает предположение или совокупность предположений о настоящем, прошлом или о будущем каких-либо явлений. 3.Превентивная информация. Под ней понимают сообщения о событиях, которые «запланированы» и с большой степенью вероятности должны произойти в ближайшем будущем. 4.Оценочная информация. Оценка представляет собой отношение субъекта оценки к оцениваемому предмету. 5. Нормативная информация. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям. 6. Программная информация. В заметке программная информация обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

Жанровые виды заметки: 1.Событийная заметка. Основным содержанием является фактологическое описание. 2. Анонс. Его образуют заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и др. 3. Аннотация. Кратко описать качества уже состоявшегося явления. 4. Мини-рецензия. Цель - сообщить о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с кино/выставкой и т.д. 5. Блиц-портрет. Краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. 6. Мини-обозрение. Главная цель – сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях 7.Мини-история. Небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии 8. Мини-совет. Заметка, основным содержанием которой является программная информация

Структура заметки: Два основных типа: 1. Последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? 2. Заметка, в которой базовый факт каким-либо образом комментируется.

Информационная корреспонденция- Отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Предмет - единичное событие, явление, действие. Включает в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Хотя автор не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

Информационный отчет-Предмет - события, совершающиеся в форме обмена информацией (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.)

Информационное интервью. Задача - сообщить аудитории сведения, полученные от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

Блиц-опрос. В отличие от интервью, цель которого – получение ответов на несколько (различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос от множества людей.

Вопрос – ответ- Публикация данного типа возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица.

Репортаж- Понятие «репортаж» происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. Второй - изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Некролог-Предмет отображения - факт смерти какого-то человека. Некрологи, как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как он работал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ- Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. Психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования уровне автора, уровне героя, уровне аудитории.

Фельетон. (Салтыков-Щедрин, Дорошевич) Соединение публицистического, сатирического и художественного начала. Природа жанра - сатирическое начало, сущность которого в комическом иносказании, подчиняющем в фельетоне все остальное. Особенность: это средство осмеяния какого-то зла.

Памфлет. Сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. Основоположники - Блез Паскаль, Бернарда Мандевиля. У нас Писарев, Горький, Леонов и др. Автор фельетона высмеивает лишь отдельные недостатки героев, при этом он не пытается морально уничтожить тех, кто совершает промахи. Памфлет - это своего рода оружие, которым пытаются испепелить своего врага, то есть все конкретно.

У Кройчика памфлет это разновидность фельетона, а у Тертычного отдельный жанр. Пародия. Зарубежные классики: Рабле, Сервантес, Роттердамский, отечественные артисты А.И. Райкин, писатели Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, журналисты Н.А. Добролюбов. Предмет - разные явления (действия общественных, государственных деятелей, какие-то народные традиции, и др). Основные методы - гипербола, гротеск, литота, ирония. П. Напоминает сатирический комментарий. Но цель сатирического комментария- критика определенных недостатков того или иного явления. Цель п. - создать некую модель явления, ставшего предметом внимания пародиста, имитировать его в своем произведении под определенным углом зрения.

Сатирический комментарий. 1. Родственный аналитическому комментарию. Отличает - ярко выраженная целевая установка автора высмеять тот феномен, который привлек его внимание. 2. Схож с фельетоном. Роднит цель выступления: они нацелены на высмеивание определенных человеческих недостатков. Однако если сатирический комментарий «обходится» такими средствами, как ирония, насмешка, то основным методом полноценного фельетона является сатирическая типизация.

Житейская история. Сходен с «мини-историй». Отличается полнотой, насыщенности «развертки» соответствующих своих сторон, языковой образности, наглядности. В худ. литре похож на рассказ. Житейские истории создаются с помощью художественного метода, т.е. Основную роль в рождении таких текстов играет авторская фантазия. Легенда. Это один из древнейших жанров. Часто содержит в своей основе вполне реальный исторический факт. Почти всегда главный факт, на который опирается легенда, - не разгаданная тайна. В центре ее часто стоит герой попавший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в результате сложившихся обстоятельств.

Эпиграф - это краткое, афористичное художественное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе. Его можно считать родственным комментарию или оценочному суждению. Отличие эпиграфа от комментария: в эпиграфе отсутствуют документальные факты.

Эпитафия - посвящается личности умершего человека. Но в отличие от некролога, выступает как напоминание о достоинствах умершего человека. Анекдот. В газете не всегда журналистский жанр, т.к. Журналисты редко сами придумывают анекдоты. Другое дело «вторичный» анекдот, т.е. Произведение, созданное на основе анекдота, ставшего его литературной основой.

Шутка - предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Обычно бывает в тексте в виде фрагмента, но и бывают в качестве самостоятельного жанра. Две основные задачи: 1.в развлечении читателя. 2. Розыгрыш читателя.

ОЧЕРК. Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие.

С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного. 1. Социологическое - направленность на исследование общественных отношений и проблем. 2. Публицистическое - опора на факт. Художественное - стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка: 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего. 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

Портретный очерк. Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон.

Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру.

Путевой очерк. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» «приключение»). Путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).

Аналитические жанры

Аналитический отчет. Предмет - выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений с реальными проблемами и вынести оценку выступлениям участников. В зависимости от ситуации журналист может сосредоточить свое внимание на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния. Это в и определит вид аналитического отчета –отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа.

Аналитическая корреспонденция. Цели аналитической корреспонденции - выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с комментарием. Различие: «первоисточником» сообщения для аудитории в корреспонденции автор публикации. Комментарий публикуется по следам уже известного данной аудитории события. Аналитическая корреспонденция отличается от статьи. Цель статьи – обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления, процесса. Поэтому предметом статьи являются закономерные причинно-следственные отношения. Центральный предмет а. к. - один значительный факт, все остальные детали служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Аналитическое интервью. Жанр и. - результат «закрепленности» в журналистском тексте формы получения определенных сведений с помощью метода интервью. Метод интервью относится к эмпирическим методам. Поэтому жанр интервью относят к информационным жанрам. Но интервью применяется для получения сведений для подготовки и аналитических материалов. Метод не порождает жанр. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения метода он может определять форму как диалогическую, вопросно-ответную. Аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью - он своими вопросами задает направление анализа.

Аналитический опрос. Похож на информационный опрос. Отличие: публикации аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария (но их нельзя сравнивать). Степень аналитичности опроса предопределяется правильной формулировкой вопроса. Следует избегать вопросов, предполагающих однозначный ответ.

Беседа. Опирается на использование «полилогического» метода получения информации. Беседу отождествляется с интервью. Общие черты: двусоставность текста. Разница: роль журналиста. В интервью ж. может ставить только вопросы. Журналист в беседе является равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа может оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.

Комментарий. Метод - применяется во всех формах публикаций. Как жанр стал применяться в нашем столетии. С помощью к. автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы. Комментарий рознит от информационных жанров именно наличие анализа. Отличие комментария: обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, в анализе превалирует отношение к предмету отображения. Цели к.: направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события; формулировать прогноз развития комментируемого события; обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач. Функции комментария связаны с его предметом. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Комментарию присущи вопросы: что (кто) действительно? При каких обстоятельствах? Почему? И др. Структура: доказательное рассуждение. Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Классическим построением публикаций данного жанра является расположение материала по схеме «факт – комментарий».

Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв. Отличие рецензии от других жанров – это предмет. Предмет - это информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. Рецензируются наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные». Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение. Но основная задача рецензента – увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. Рецензии могут быть объединены в типологические группы: 1. По объему: большие и маленькие 2. По числу анализируемых произведений: монорецензии (анализируется одно произведение) и полирецензии (много). 3. По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.

Статья - жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функция статьи - объяснить читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов их причинно-следственные связи. Предмет - противоречия и проблемы, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах

Устойчивые формы проявления жанра статьи: Общеисследовательская статья. Здесь анализируются общезначимые, широкие вопросы. Отличается высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. Тактико-аналитическая статья. Обращена к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Полемическая статья. Публикуются, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. Поводом публикации обычно является выступление политических оппонентов. Цель для автора двояка: автор должен обосновать свою собственную позицию, но ему представляется необходимым опровергнуть позицию своего оппонента.

Журналистское расследование. Предмет - наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель - определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат. Поскольку обстоятельства всевозможных преступлений или тайных акций часто тщательно скрываются, то это, разумеется, резко затрудняет расследование. В силу этого журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой — с ученым-исследователем. Непременной чертой является присутствие самого автора в ряду действующих героев.

Методы получения данных – наблюдение, интервью, анализ документов и т.д. Одним из наиболее продуктивных методов является «перемена профессии». Большинство необходимых сведений журналист может получить только неформальным путем. Журналист-расследователь должен быть готовым к тому, что лица, о которых он ведет речь в своей публикации, будут защищаться, в том числе и с помощью суда.

Обозрение. Определяющий признак – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В обозрении проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен: возбуждать интерес аудитории; отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан; обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности; осмысливать ход общественного развития; способствовать практическому решению проблем общества. Предмет - общие вопросы политики, экономики и др. могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы.

Кройчик. Современные тенденции: Текст потеснил жанр. Причины: 1. Вместе с советской системой организации СМИ рухнула система жанров. Одновременно началась переоценка: усиление одних и почти уход других. 2. Появление новых жанров (исповедь, журналисткое расследование). 3. Унификация жанров из-за глобального информационного пространства. 4. Проблема свободы слова, доступа к информации, гласности.

Жанр – это относительно устойчивая структурная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.

*это оптимальное решение творческой задачи, стоящая перед публицистом.

*особая роль творческой интуиции.

*жестко детерминированная категория, связанная с особенностью личности журналиста, с объективными свойствами факта, конкретные задачи регламентированные автором.

29. Журналистика новостей. Основные жанры и принципы создания соответствующих медиатекстов.

Когда говорят о журналистике информационной (новостной), то ее своеобразие видят, прежде всего, в оперативности сообщений о новых событиях. Смысл в том, чтобы за как можно более короткий срок рассказать об уже произошедшем событии. Журналист-информатор стремится первым донести до читателя те сведения, которые определяются как «новость прессы». Это основное отличие и специфика новостной журналистики, которая выделяет ее на фоне других специализаций масс-медиа. Современная печатная пресса не может конкурировать с интернет-изданиями(в плане лент-новосте), радио и телевидением в оперативности передачи информации. Поэтому, ее основным коньком становится аналитика. Наряду с этим, основными источниками новостной информации у аудитории становятся именно электронные СМИ, среди которых главную роль стоит отдать именном лентам информагентств. Сообщения информационных агентств могут рассматриваться в качестве разновидности текстовых материалов, аналогичных тем, которые публикуются в периодической печати – газетах и журналах – или звучат в теле- и радиоэфире. Более того, информационное наполнение как газетных полос, так и теле- и радиопрограмм формируется главным образом на основе именно этих сообщений. Доля материалов собственных корреспондентов, как правило, невелика. Получается, что существует определенная специализация: агенства собирают и распространяют событийную информацию, а публикуют ее (или выводят в эфир) СМИ. Одной из особенностей текстов СМИ практически всех жанров является сочетание в них элементов сообщения и воздействия. Хотя главной функцией массовой коммуникации считается передача информации, эта передача редко бывает полностью нейтральной, т.е. абсолютно свободной от элементов воздействия на аудиторию. В большинстве случаев передача информации сопровождается прямым или завуалированным выражением оценки. Оценочность передается языковыми средствами и приемами, которые побуждают аудиторию к определенной реакции на передаваемую информацию, а сопровождающая оценку эмоциональная составляющая привлекает к информации или точке зрения, выражаемой в сообщении. В «информационной форме», лежит сообщение конкретных фактов, информационно-констатирующий способ отражения действительности, формально в них отсутствует авторская оценка, события не связаны причинно-следственными отношениями. К «информационной» форме обращаются в основном при необходимости убедить читателей в достоверности, беспристрастности публикуемого материала. Для нее характерно использование стилистически нейтральных языковых средств, создающих впечатление объективности, фактологичности текста. Исходя из всего сказанного, можно заключить, что основной задачей новостного сообщения, в независимости от того «информационное» оно или нет, становится помощь людям ориентироваться в окружающем мире. Следовательно, основными жанрами для выполнения этой цели будут заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блицопрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог.

30. Аналитическая журналистика. Основные жанры и принципы создания соответствующих медиатекстов.

Аналитические жанры - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

Современная жанровая направленность по мнению Тертычного А.А. разделяется на следующие виды: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, обозрение, журналистское расследование, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, аналитический пресс-релиз.

Корреспонденция - жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Колонка - жанр, получивший широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок, от англ. column) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.

Слово «рецензия» латинского происхождения. В переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв». Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения).В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию.

Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.

Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.

Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.

Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.

Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.

(знакомство, объяснение, прогнозирование, оценка, программа действия)

31. Художественно-публицистическая журналистика. Основные жанры и принципы создания соответствующих медиатекстов.

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли.

Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное. Краткая характеристика художественно-публицистических жанров журналистики

Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре.

Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью [Лямзина]. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности [Лямзина]. На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем» [Дмитровский].

Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Еще одной важной особенностью жанра является мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить [Дмитровский].

Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.

Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.

Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.

Фельетон. Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

«Фельетонный» факт чаще всего содержит в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, котороетаким путем сводится до уровня ущербного [Тертычный 2000: 267]. сходным началом в фельетоне всегда является конкретный фактический материал, но факт в нем служит материалом для создания образа, при котором внутреннее содержание фактов и оценка выступают с полной очевидностью. Художественность или образность фельетона всегда были обязательным условием его эффективности и действенности. В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием. Чаще всего факты освещаются сатирически и в фельетонах документальных, и в фельетонах, прибегающих к обобщенным образам. Но, тем не менее, эти факты остаются практически неизменными. Фельетонист строит свое произведение двупланово (в этом существенное отличие фельетона от статьи), возвышая реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы.

Один из главнейших законов фельетонного жанра – ассоциативность. При ассоциативном зачине с самого начала привносится элемент эмоционально-образного развития темы, поскольку она начинает раскрываться не прямо, а косвенно, опосредованно. А это в свою очередь при переходе к исходной теме конкретного жизненного факта может вызвать и часто вызывает комическое противоречие на стыке двух тем.. жение сюжета в фельетоне, как и в произведениях «чисто» художественной прозы, совершается посредством «перебоев». Но и характер фельетонных перебоев принципиально отличается от тех, которые происходят, например, в рассказе.

Способы создания комического эффекта в фельетоне [Розенталь 1980]. (Использование иронии, Использование каламбура, Разрушение норм сочетаемости слов, Использование индивидуально-авторских неологизмов и т.д.)

Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации). Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Существует три основных типа авторского повествования.

1. Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

· Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

· Повествователь – исследователь. Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.

3. Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет очерка освещается с разных сторон, достигается объективность описания.

Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.При анализе очерка все стилистически разнородные компоненты рассматриваются и осмысливаются в контексте целого. Их связь и образует стиль отдельно взятого произведения. Тематическая однородность очерка создает и единство стилистического выражения.

32. Понятие способа журналистской деятельности. Дифференциация требований «метода деятельности журналиста» и «способа деятельности журналиста».

Профессионал – журналист, владеющий способом жур. деятельности. Этим он отличается от любителя.

Способ деятельности – овладение практическими навыками конкретной профессии.

Способ творческой деятельности – усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности = Способ деятельности + СТ (тип мышления). Способ деятельности – охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

Важное понятие в данной теме – это «метод». Метод – это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. «Способ творческой деятельности» - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире.

Над какими бы материалами ни шла работа, журналист неизбежно оказываетесь перед необходимостью решить некоторое количество похожих задач и предпринимаете для этого соответствующие действия. В результате творческий процесс предстает как определенная последовательность операций. Поэтому уместно говорить в данной теме об устойчивойоперациональной структуре творческого процесса.

Начальная стадия творческого акта в жур-ке: осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Также необходимо сказать о творческом методе – принцип подбора, изображения и оценки фактов, явлений дейст-ти, наиболее связанный с мировоззрением автора, с концепцией жизни. ТМ находит отражение в индивидуальном стиле и идее.

Этапы жур. творчества: - формирование замысла, сбор предварительных данных; определение конкретного предмета изучения; направленное изучение предмета; выводы о существе происходящего; осознание возможных путей решения проблемы.

Есть другая градация: окончательное формирование замысла; конкретизация замысла; реализация замысла; авторское редактирование текста.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Документы – официальные бумаги или материальные носители записи.

Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и.

Предметно-вещественная среда – предметы, вещи.

Существует система информирования журналистов о событиях: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Методы получения сведений – проработка документов. Бывают: 1) государственно-административные; 2) производственно-административные; 3) общественно-политические; 4) научные; 5) нормативно-технические; 6) справочно-информационные; 7) художественные.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Метод получения сведений – наблюдение. Заимствованные методы:интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент. Метод контент-анализа. Суть метода – выделение различных единиц анализа, затем подсчитывается частота их употребления. Единица: тема, понятие, событие, личность и т. д.

Методы: - формально-логические: индуктивное заключение, дедуктивное, традуктивное (сравнение, аналогия); - содержательно-логические: анализ, синтез, гипотеза, историзм.

Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности.

Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: