Аспект коммуникативного поведения говорящего, который дополняет речевой код общения. 75% информации мы передаем с помощью невербального сообщения (Пол Экман). Невербальное сообщение – особый вид сообщения, которое осуществляется без использования слов. Информация может передаваться:
- Выразительными движениями (мимика, жесты, позы)
- Звуковым оформлением речи
- Определенным образом организованная среда
- Использование материальных предметов, имеющих символическое значение
Очень важно, в процессе коммуникации, уметь интерпретировать невербальные знаки.
Основные особенности невербальной коммуникации:
1) Ситуативность.
2) Синтетичность (невербальное сообщение невозможно разложить на составляющие).
3) Спонтанность и неконтролируемость
4) Усвоение невербальных сообщений путем копирования, подражания, а не научения.
Функции невербальных сообщений
Функции зависят от информации, которая передается в сообщении.
I. Информация о личности собеседника (темперамент, эмоциональное состояние собеседника, его самооценка, коммуникативная компетентность – умение вступать и выходить из контакта).
|
|
II. Информация об отношении друг к другу участников коммуникации (доминирование и подчинение, социально-эмоциональная близость/удаленность).
III. Информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации (комфорт, нервозность и т.д.)
Соотношение вербальной и невербальной коммуникации
1) Дополнение. Невербалика делает речь более выразительной, сообщает, дополняет высказывание.
2) Опровержение. Ситуации, когда вербальные и невербальные сообщения не соответствуют друг другу.
3) Замещение. Вербальные средства замещаются невербальными (регулируем отношения с помощью взгляда, жеста и т.д.)
4) Регулирование. Использование невербальных знаков для регулирования взаимоотношений между людьми.
Каналы невербальной коммуникации
Информация ощущается разными сенсорными системами (зрение, слух, вкус, обоняние и т.д.).
1) Акустический канал. Не само высказывание, это экстралингвистические характеристики (паузы, кашель, вздох, смех, плач, просодика – тембр, высота, громкость речи). Не влияют на смысл: фонации (Эээ, Ммм, Аааа…);
2) Оптический канал. Выразительные движения (жесты, мимика, поза, контакт глазами, походка), физиогномика (строение лица, черепа, туловища человека).
3) Кожно-тактильный (осязательный). Рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и т.д.
4) Вкусовой (ольфактОрный, обонятельный). Запах тела, косметики, сигарет и др.