Невербальная коммуникация

Аспект коммуникативного поведения говорящего, который дополняет речевой код общения. 75% информации мы передаем с помощью невербального сообщения (Пол Экман). Невербальное сообщение – особый вид сообщения, которое осуществляется без использования слов. Информация может передаваться:

- Выразительными движениями (мимика, жесты, позы)

- Звуковым оформлением речи

- Определенным образом организованная среда

- Использование материальных предметов, имеющих символическое значение

Очень важно, в процессе коммуникации, уметь интерпретировать невербальные знаки.

Основные особенности невербальной коммуникации:

1) Ситуативность.

2) Синтетичность (невербальное сообщение невозможно разложить на составляющие).

3) Спонтанность и неконтролируемость

4) Усвоение невербальных сообщений путем копирования, подражания, а не научения.

Функции невербальных сообщений

Функции зависят от информации, которая передается в сообщении.

I. Информация о личности собеседника (темперамент, эмоциональное состояние собеседника, его самооценка, коммуникативная компетентность – умение вступать и выходить из контакта).

II. Информация об отношении друг к другу участников коммуникации (доминирование и подчинение, социально-эмоциональная близость/удаленность).

III. Информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации (комфорт, нервозность и т.д.)

Соотношение вербальной и невербальной коммуникации

1) Дополнение. Невербалика делает речь более выразительной, сообщает, дополняет высказывание.

2) Опровержение. Ситуации, когда вербальные и невербальные сообщения не соответствуют друг другу.

3) Замещение. Вербальные средства замещаются невербальными (регулируем отношения с помощью взгляда, жеста и т.д.)

4) Регулирование. Использование невербальных знаков для регулирования взаимоотношений между людьми.

Каналы невербальной коммуникации

Информация ощущается разными сенсорными системами (зрение, слух, вкус, обоняние и т.д.).

1) Акустический канал. Не само высказывание, это экстралингвистические характеристики (паузы, кашель, вздох, смех, плач, просодика – тембр, высота, громкость речи). Не влияют на смысл: фонации (Эээ, Ммм, Аааа…);

2) Оптический канал. Выразительные движения (жесты, мимика, поза, контакт глазами, походка), физиогномика (строение лица, черепа, туловища человека).

3) Кожно-тактильный (осязательный). Рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и т.д.

4) Вкусовой (ольфактОрный, обонятельный). Запах тела, косметики, сигарет и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow