Базовые ценности как средство преодоления негативных этностереотипов

Этнические стереотипы могут выполнять как гармонизирующую, так и дисгармонизирующую функцию в коммуникации. С одной стороны, они объединяют всех представителей этноса в группу «своих», укрепляют национальную идентичность, облегчают коммуникацию внутри группы «своих». Позитивные этностереотипы могут также способствовать гармоничной межкультурной и межнациональной коммуникации (например, стереотипные представления о кавказском гостеприимстве, о красоте национальных обычаев, о вкусной национальной кухне и др.). С другой стороны, этнические стереотипы в процессе общения могут приводить к интолерантной коммуникации. В связи с такими существенными свойствами стереотипа, как оценочность и упрощенность, стереотипизация часто приводит к возникновению предубеждений, предрассудков, расхожих истин и, как следствие, к межнациональным конфликтам. Для того чтобы снизить уровень этнической конфликтности, напряженности в обществе, СМИ должны осваивать практики преодоления стереотипности, которые напрямую связаны с толерантным освещением этнической проблематики.

Преодолеть стереотипность при освещении этнической тематики позволяет опора на базовые человеческие ценности: жизнь, здоровье, справедливость, любовь, дружба и др. Так, важной ценностью является межэтническая интеграция, «дружба народов», что нередко подчеркивается в современных медиатекстах.

Так как негативные этностереотипы могут основываться на негативном опыте межгруппового взаимодействия и на недостаточности знаний о «чужих / других», эффективным средством преодоления стереотипности мышления становятся и практики информирования о другом этносе. Знание о другом этносе из упрощенного должно превращаться в комплексное. Рассказывая о национальных традициях, обычаях, ритуалах, достижениях национальных культур, СМИ реализуют просветительскую функцию и подчеркивают значимость этноса и его культуры для цивилизации в целом.


Исакова Е. А.

Другой как ценность

(на материале репортажей журнала «Русский репортер»)

Концепция того или иного СМИ строится с учетом определенных ценностных ориентаций.

Предметом нашего анализа послужили материалы рубрики «Репортаж» журнала «Русский репортер» за 2012–2014 гг., представляющие разновидность жанра, нацеленную не на рассказ о событии, а на знакомство аудитории с персонажами, которые, дистанцируясь от нее по тем или иным признакам, воспринимаются как Другие. Так, в репортаже Ю. Гутовой «Убойный гуманизм» («РР» № 43 от 31.10.12) конструируется образ полицейских, дистанцированных на основании принадлежности к профессии, сопровождаемой в российском обществе рядом негативных стереотипов.

Отталкиваясь от этих представлений, автор реализует стратегию сближения читателя с людьми из другой среды за счет использования ряда средств, позволяющих транслировать смыслы несоответствия героев негативным стереотипам и наличия у них позитивно оцениваемых качеств. В текст включены детали портрета (небесно-голубые глаза, буддистская улыбка), сведения из биографии, в том числе – подчеркивающие неслучайный выбор профессии, особую связь с ней и ощущение героем своей миссии («Мой прадед был энкавэдэшником. <…>Это вообще … мой идеал!»), а также диалоги. В них выявляются ключевые положительные характеристики настоящего полицейского: следование принятым среди своих правилам («колоть задержанных» можно «исключительно психологически») и наличие активной позиции (полицейскому «должно быть не все равно»).

Тексты репортажей журнала «Русский репортер» нацелены на сближение людей разных социальных слоев и отражают, таким образом, имплицитное исходное положение о важности Другого и его ценности.


Каблуков Е.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: