Великая Победа как сакральная ценность российской культуры

Пространством формирования и поддержания ценностей современной культуры является медиадискурс – наиболее влиятельная дискурсивная система, позволяющая осуществлять эффективное воздействие на массовую аудиторию.

Современный российский медиадискурс в основном контролируется действующей властью, в результате чего происходит трансформация официальных и официозных СМИ в средства государственной пропаганды. Как следствие, власть имеет возможность формировать необходимый ей набор ценностей. В таких условиях победа в Великой Отечественной войне претендует на место ключевой и, более того, сакральной ценности российской культуры. О сакрализации свидетельствуют, среди прочего, соответствующие идеологические предписания в речи первых лиц государства, а также табу на критическое осмысление Великой Отечественной войны, которое наиболее ярко проявилось в связи со скандальным опросом телеканала «Дождь», почти дословно повторяющим вопрос из школьного учебника истории.

Сакрализации подвергается именно исторический миф, что представляется весьма удобным для власти, определяющей его содержание, которое может меняться в зависимости от политической конъюнктуры. Таким способом – в точном соответствии с формулой, выведенной Д. Оруэллом в романе-антиутопии «1984», – осуществляется контроль над прошлым. При этом будущее становится не столь важным: история предстает как нисходящий процесс, кульминация которого находится в прошлом.

Примечательно также, что сакрализация Великой Победы приводит к легитимации феноменов связанного с ней советского тоталитаризма, в том числе милитаризации и авторитаризма, воплощением которого является фигура вождя. В результате возрождение культа личности и иных, казалось бы, одиозных и навсегда ушедших явлений не воспринимается как нечто ненормативное.


Н. А. Купина, И.Т.Вепрева


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: