Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставлении информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект.[3]
Планирование деятельности педагога-психолога с целью организации психологического сопровождения в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (реализации системы психологического сопровождения).
|
|
Планирование деятельности должно строиться как на основе стратегических целей и задач, стоящих перед системой образования в период модернизации, так и учитывать особенности конкретного учебного заведения. В тесном взаимодействии с методической службой общеобразовательного учреждения, психологическое сопровождение должно осуществляться как по традиционным направлениям с учетом особенностей возрастных этапов, так и по тем, которые оказались проблемными в ходе проведения мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший учебный год.
Необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психологическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Качественно проведенный анализ позволит более четко спланировать деятельность и повысить качество предлагаемых образовательным учреждением услуг.
|
|
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:
1. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
2. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
3. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
4. Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования. В настоящее время разработан и утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785). В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»: обязательное введение ФГОС второго поколения в 1 классах во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2011-2012 учебного года,на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года.
Задачи начального образования на 2011-2012 учебный год:
- обеспечение готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС начального общего образования;
- развитие ключевых профессиональных компетентностей (коммуникативной, информационной, рефлексивной) учителей начальных классов и воспитателей групп продлённого дня;
- совершенствование профессиональных умений в реализации системно-деятельностного подхода, современных образовательных технологий;
- обновление и расширение психологических знаний учителей начальных классов по возрастной психологии;
- совершенствование профессиональных умений педагогов в области проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников на основе педагогической диагностики и планируемых результатов освоения образовательных программ;
- совершенствование профессиональных умений в области проектирования и проведения современного урока в начальной школе, ориентированного на развитие личности младшего школьника, формирование универсальных учебных действий, реализация системно-деятельностного подхода;
- совершенствование системы мониторинга качества образования в начальной школе.
|
|
Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения, а следовательно и в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии со стандартами формировать у обучающих не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[4]
При планировании и составлении циклограммы деятельности педагога-психолога необходимо также руководствоваться положениями инструктивного письма от 24.12.2001г. №29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени
педагога-психолога образовательного учреждения», которое предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
- на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
- остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
|
|
Примерный план
психологического сопровождения образовательного процесса
в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени
Содержание деятельности | Сроки | Примечания |
Будущие первоклассники | ||
1. Диагностика уровня психологической готовности к обучению и некоторых УУД | С 3-4 недели работы школы будущих первоклассников. | При необходимости возможна повторная диагностика на момент окончания посещения занятий. |
2. Проведение развивающих занятий в рамках школы будущих первоклассников | В течение работы школы будущих первоклассников | Данные занятия проводятся при наличии выделенных для занятий с психологом часов (на усмотрение образовательного учреждения) по плану работы школы на основе рекомендованных программ (перечень программ в приложении на электронном диске) |
Родители будущих первоклассников | ||
1. Занятия с элементами тренинга на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет»*, «Психологическая готовность к школьному обучению»*, «Организация жизни ребенка в летний период перед школой», «Чтобы 1 сентября стало праздником»*. | Сроки устанавливаются в зависимости от плана работы школы будущих первоклассников | |
2. Индивидуальное консультирование | В течение работы школы будущих первоклассников | Преимущественно проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированность УУД, низкий уровень готовности и могут испытывать трудности в адаптации к школе. |
Учителя будущих первых классов | ||
1. Групповые консультации в различных практико-ориентированных формах на темы «Возрастные особенности детей 6-7 лет»*, «Психологическая готовность к школьному обучению»*, «Чтобы 1 сентября стало праздником». | В течение работы школы будущих первоклассников | и непосредственно перед началом учебного года (в последних числах августа) |
2. Индивидуальное консультирование по вопросам организации и планирования деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся | В течение работы школы будущих первоклассников | |
Обучающиеся 1-х классов | ||
1. Изучение процесса адаптации | Вторая половина октября-ноябрь (стартовая диагностика) Январь-февраль (промежуточная диагностика) Май (итоговая диагностика) | Стартовая диагностика проводиться на основе диагностического минимума.В промежуточную диагностику педагог-психолог сам выбирает диагностические методики на основе предложенного перечня методик (приложение на электронном диске) |
2. Адаптационные коррекционно-развивающие занятия | С 3-ей недели сентября - конец октября | |
3. Изучение особенностей когнитивного и психосоциального развития, универсальных учебных действий | Вторая половина октября-ноябрь | На основе разработанного и утвержденного на РМО мониторинга УУД |
4. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в адаптации и формировании УУД | В течение учебного года | |
5. Проведение развивающих занятий с целью создания условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер обучающихся при реализации ФГОС | В течение года | Занятия могут быть реализованы во вторую половину дня, возможно в рамках внеурочной деятельности, на основе рекомендуемых программ |
Родители обучающихся 1-х классов | ||
1.Проведение консультаций и просветительской работы, направленной на ознакомление с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям | Сентябрь-октябрь | |
2. Анкетирование с целью изучения адаптации детей к обучению | Октябрь-первая половина ноября | Анкетирование на основе диагностического минимума, рекомендованного методическим кабинетом |
3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики | Ноябрь-декабрь май | Работа с родителями обучающихся, показавших низкий уровень адаптации, ведется в рамках ПМПк |
4. Постоянно-действующий семинар для родителей | В течение года или по плану образовательного учреждения | Занятия проводятся на основе предложенных программ и анализа результатов изучения адаптации обучающихся к школе |
Учителя начальных классов | ||
1. Постоянно действующий семинар повышения психологической компетентности педагогов | В течение учебного года в соответствии с утвержденным администрацией ОУ планом | Занятия проводятся на основе предложенных. На занятия могут быть приглашены не только учителя 1-х классов, но и педагоги всей начальной школы. |
2. Диагностика знаний возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, психологических требований к уроку | Август-сентябрь | |
3. Диагностика эмоционального состояния педагогов. | Февраль | Возможно в рамках реализации постоянно действующего семинара для педагогов в процессе ознакомления с темой «Профилактика эмоционального выгорания педагогов как обязательный элемент повышения эффективности образовательного процесса» |
4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. | В течение года | В рамках ПМПк |
5. Индивидуальные консультации, направленные на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. | Октябрь-ноябрь | Проведение психолого-медико-педагогического консилиума по итогам изучения уровня адаптации обучающихся 1-х классов |
6. Итоговая диагностика по результатам прохождения постоянно действующего семинара | Апрель-май | Включена в итоговое занятие постоянно действующего семинара |
7.Мониторинг профессиональных затруднений | Сентябрь, май | Проводится совместно с методической службой школы и объединяет в себе вопросы организационного, методического, дидактического, психологического характера |
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (их необходимо отразить в планировании):
- в каждой параллели ежегодное изучение психо-эмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
- при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума [5] по изучению адаптации к новым условиям обучения - проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5-х, 10-х классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми – инвалидами. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Особое внимание необходимо уделить психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида: осуществлять систематическую диагностику их развития, проводить групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, повышать психологическую компетентность педагога и родителей по вопросам развития детей, сохранения и укрепления здоровья, отслеживаться эффективность обучения детей по программе. Вся работа с данной категорией детей должна осуществляться через организацию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума с обязательной разработкой программы индивидуального сопровождения, которая реализуется учителем и всеми необходимыми специалистами сопровождения.
- психологическое сопровождение одаренных детей. Для сохранения психического и физического здоровья одаренных обучающихся, развития их одарённости, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать следующие задачи: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей;
- психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом особенности школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов. Например, для лицея возможны следующие направления: выбор лицейского профиля обучающимися будущих 8-х классов; профессиональная ориентация обучающихся 9-х классов; психологическое сопровождение профильного обучения обучающихся 10-11 классов);
- психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;
- сопровождение педагогов в аттестационный период. Педагог-психолог участвует не только в заседании школьной аттестационной комиссии, но и принимает участие в исследовании результатов деятельности учителя. По запросу аттестующегося учителя оказывает психологическую помощь по профилактике стрессов, возникающих в период прохождения аттестации;
- профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
- размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (детский Телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей;
- проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать в тайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
В планировании также отражаются мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое сопровождение экспериментальной деятельности и т.д.)
Взаимодействие педагога-психолога (психологической службы) с педагогическим коллективом и другими службами школы в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся невозможно осуществить без комплексного подхода. Качество образования и сохранение единства образовательного пространства напрямую зависит от продуманного взаимодействия, нацеленного на конкретный результат. Новый стандарт подчеркивает значительную психологическую составляющую всего процесса обучения.
Педагог-психолог, осуществляя сопровождение, взаимодействует:
-на уровне образовательного учреждения: в первую очередь с родителями (законными представителями) ребенка и классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом, администрацией школы, методической службой и методическими объединениями. Психолог является членом психолого-медико-педагогического консилиума, Совета профилактики, Службы здоровья, аттестационной и конфликтной комиссий образовательного учреждения;
- на муниципальном уровне: со специалистами отдела образования, методистами педагогами-психологами других образовательных учреждений, специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, Центром помощи семье и детям, В должностные обязанности педагога психолога входит участие в работе районного методического объединения педагогов-психологов.
- на региональном уровне педагог-психолог взаимодействует с органами опеки и попечительства, здравоохранения, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников. В целях повышения квалификации и трансляции передового актуального опыта необходимо сотрудничество с Марийским институтом повышения квалификации педагогических работников, учебными заведениями среднего и высшего образования.