Необихевиоризм

В необихевиоризме появляется понятие промежуточных переменных – процессов, опосредующих влияние внешних раздражителей на поведение человека. Усложнение традиционной бихевиористской схемы «стимул – реакция» за счет введения промежуточных переменных знаменует переход к новому этапу его развития. Основная формула бихевиоризма трансформируется в формулу «стимул – промежуточные переменные – реакция». Промежуточные переменные – это те психологические образования, которые опосредуют реакции организма на те или иные стимулы. Под промежуточными переменными понимают, прежде всего, совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между стимулами и ответным поведением. В качестве промежуточных переменных рассматриваются внимание, представления, склонности, мотивы, установки, отношения, и даже сознание. Изучение промежуточных переменных является одной из основных задач психологии поведения.

Центральной проблематикой бихевиоризма является проблема приобретения индивидуального опыта, или проблема научения как процесса приобретения различных умений и навыков. Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, знаний, умений и навыков. Научение является систематической модификацией поведения при повторении одинаковой ситуации. Научение выступает в качестве основного методического принципа и главной задачи поведенческой психотерапии.

Поведенческая психотерапия, по сути своей, представляет собой клиническое использование теорий научения, сформировавшихся в рамках бихевиоризма. Центральное место в этих теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания. В соответствии с этим выделяют два типа поведения: респондентное поведение (основанное на классическом обусловливании) и оперантное поведение (основанное на оперантном обусловливании). Респондентное поведение – это поведение, возникающее в ответ на какой-либо раздражитель. Организм автоматически реагирует на определенные возбудители. Колено судорожно дергается, когда бьют по коленному сухожилию; при повышении внешней температуры тело начинает потеть; зрачок сужается при ярком свете. И.П. Павлов выяснил, что определенные рефлекторные процессы могут быть обусловлены. В своем классическом эксперименте он вызывал у собаки слюноотделение, совмещая звонок колокольчика с подачей пищи. В естественных условиях слюноотделение у собаки начинается только при виде или запахе пищи. После того как И.П. Павлов совместил подачу еды и звонок колокольчика, слюноотделение у собаки начиналось при этом звуковом сигнале и без наличия какой-либо еды. Подобное изменение в поведении появилось сразу же после нескольких таких сеансов. Поведение животного было обусловлено раздражителем, который раньше не вызывал никакой реакции. Точно так же, как и у собаки И.П. Павлова, наше слюноотделение может быть вызвано входом в ресторан или звуком обеденного гонга. Респондентное поведение может быть достаточно просто изучено и продемонстрировано. Рекламодатели, связывающие привлекательного человека на экране или на плакате с определенным товаром, пытаются всего-навсего сформировать у зрителя ассоциацию и вызвать четко запланированную реакцию. Они рассчитывают, что в результате подобного сопоставления потребители будут позитивнее реагировать на этот товар.

Теория оперантного, или инструментального обусловливания связана с именами Торндайка и Скиннера. Скиннер – один из виднейших представителей бихевиоризма – показал, что воздействие окружающей среды определяет поведение человека. Он обосновал понятие инструментального, или оперантного поведения. Оперантное поведение – это поведение, возникающее спонтанно. Оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ним следуют. В то время как респондентное поведение определяется предыдущими событиями, оперантное поведение зависит от своих последствий. Обусловливание какого-либо действия зависит от того, что происходит после прекращения этого действия. Скиннер считает, что практически любое естественное возникающее поведение человека или животного можно вызвать искусственно, можно добиться, чтобы оно появлялось чаще и более выражено, можно по-разному его направлять. Например, отец пытается научить свою дочь плавать. Дочь обожает купаться, но боится намочить голову и опасается выдыхать воздух под водой. Отец обещает дать девочке конфету, если она окунет лицо. Затем отец соглашается дать конфету только после того, как девочка намочит всю голову. Когда дочь идет и на это, отец ставит условием сделать под водой выдох. Шаг за шагом она будет менять свое поведение под влиянием грядущего вознаграждения и в результате научится плавать.

Оперантное обусловливание – это процесс формирования и поддержания частной модели поведения вытекающими из этой же модели последствиями. В расчет берется не только то, что предшествовало поведению, но в основном то, что за ним последует. В случае с отцом и дочерью отец обусловливал поведение девочки тем, что давал сладости после определенных действий с ее стороны. Конфеты использовались для обеспечения определенного поведения ребенка в воде. «Если за определенным поведением следуют определенные последствия, то очень высока вероятность того, что это поведение появится вновь, а вытекающие из него одни и те же последствия можно назвать подкреплениями» (Скиннер, 1953).

Введение промежуточных переменных в традиционную формулу бихевиоризма «стимул – реакция» привело к появлению нового понятия – понятия социального научения. Социальное научение основано на представлениях, согласно которым человек обучается новому поведению не только на основании собственного прямого опыта (как при классическом и оперантном обусловливании), но и на основании опыта других, на основании наблюдения за другими людьми, то есть за счет процессов моделирования. Научение по моделям предполагает научение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения. Это направление связано с именем американского психолога Бандуры.

Практически не рассматривая роль биологических факторов в формировании личности, Бандура постулировал, что человек – это продукт научения, в ходе которого он способен усваивать разнообразные поведенческие паттерны. В многочисленных экспериментах Бандуры было показано, что люди будут подражать почти всем, включая героев мультфильмов и кино, но при этом предпочтут имитировать добрых, воспитанных, великодушных субъектов, которые занимают высокое положение и обладают властью, а не аморальных представителей низших слоев. Вероятно также, что они будут скорее подражать тем, кто был удостоен какой-либо награды за свое поведение, чем тем, кто был за него наказан.

Помимо пластичности сознания, которая позволяет менять стили поведения, важнейшим человеческим качеством является мышление, позволяющее использовать символические структуры, например язык, познавать явления окружающего мира и осмыслять поведение, хотя бы частично определяя, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.

Однако действия индивида не определяются исключительно внутренними побуждениями, такими как инстинкты, потребности или намерения, или же, как считал Скиннер, только внешними по отношению к человеку силами. Не окружающая среда сама по себе определяет нашу деятельность, а наше восприятие явлений окружающей среды есть один из факторов, влияющих на поведение. В данных границах люди могут выбрать такую манеру поведения, которая повысит вероятность предсказуемого ответа от окружающей среды. Поведение – не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду, и на личность. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма, согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательные способности, явлений окружающей среды и действий самого человека.

Бихевиористы отличались самым решительным образом от предыдущих теоретиков психотерапии своей уверенностью в том, что аномальное поведение в своей основе сходно с обычным, и что именно аномальный симптом представляет собой расстройство. Одни и те же законы применимы к любому поведению, как обычному, так и аномальному. Просто аномальное поведение представляет собой нормальный, закономерный ответ на аномальные условия обучения. Аномальное поведение можно изменить, сделав эти условия обучения другими. По существу, в основе бихевиоризма лежит очень оптимистичная теория.

Согласно представлениям бихевиоризма, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился, а личность – это опыт, который человека приобрел в течение жизни. Невроз при этом не рассматривается как самостоятельная нозологическая единица, поскольку в бихевиоризме, по сути, отсутствует нозологический подход. В центре внимания оказывается не столько болезнь, сколько симптом, который понимается как поведение, точнее, как нарушение поведения. Невротический симптом (невротическое поведение) рассматривается как неадаптивное или патологическое поведение, возникшее в результате неправильного научения. Аномальному поведению, дурным привычкам и другим нежелательным поступкам научаются точно так же, как и нормальному или желательному поведению. Так, Вольпе определяет невротическое поведение как привычку неадаптивного поведения у физиологически нормального организма. Айзенк и Рахман рассматривают невротическое поведение как усвоенные образцы поведения, являющиеся в силу каких-либо причин неадаптивными.

Адаптация, с точки зрения бихевиоризма, является основной целью поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее адаптацию, и является патологическим. Нарушения поведения в рамках поведенческого направления являются приобретенными, представляют собой усвоенную неправильную реакцию, которая не обеспечивает необходимый уровень адаптации. Эта неадаптивная реакция формируется в процессе «неправильного» научения. Примером такого неправильного научения может быть взаимодействие родителей с ребенком, на которого родители обращают внимание, берут на руки только тогда, когда он что-то делает не так, например, капризничает; или ребенок, испытывающий явный недостаток внешних проявлений любви, внимания, тепла и заботы, получает это в избытке, когда заболевает. Таким образом, потребность ребенка во внимании в полной мере удовлетворяется только тогда, когда он «плохо» себя ведет, иными словами, «плохое», неадаптивное поведение подкрепляется положительно (удовлетворяется значимая потребность).

В соответствии с этими представлениями о норме и патологии, о здоровье и болезни основная цель клинико-психологических вмешательств в рамках поведенческого подхода заключается в том, чтобы переучить, заменить неадаптивные формы поведения на адаптивные, «правильные», эталонные, нормативные. А задача поведенческой психотерапии как собственно терапевтической системы – в редукции или устранении симптома. В целом поведенческая психотерапия (модификация поведения) направлена на замену страха, тревоги, беспокойства релаксацией до редукции или полного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения за счет применения определенных техник. Научение в рамках поведенческой психотерапии осуществляется на основе рассмотренных ранее теорий научения, сформулированных бихевиоризмом.

В поведенческой психотерапии научение осуществляется непосредственно, являясь целенаправленным, систематическим, осознаваемым как психотерапевтом, так и пациентом процессом. Психотерапевт поведенческого направления рассматривает все проблемы как педагогические по своей природе и поэтому решить их можно путем прямого обучения новым поведенческим реакциям.Пациент должен научиться новым альтернативным формам поведения и тренировать их. Если задачи психотерапии состоят в обучении, то роль и позиция психотерапевта должна соответствовать роли и позиции учителя или технического инструктора, а отношения между пациентом и психотерапевтом носят обучающий характер. Психотерапевт совместно с пациентом составляет программу лечения с четким определением цели, разъяснением задач, механизмов, этапов лечебного процесса, определением того, что будет делать психотерапевт, и что – пациент. После каждого психотерапевтического сеанса пациент получает определенные задания, а психотерапевт контролирует их выполнение. Основная функция психотерапевта состоит в организации эффективного процесса научения. Поведенческое направление в психотерапии, психологической коррекции и психологическом консультировании применяется очень широко; при этом наибольшее распространение в настоящее время получили когнитивные техники в соответствии с теоретическими представлениями А. Бека и А. Эллиса. Поведенческие техники используются как для коррекции дезадаптивных эмоциональных переживаний, таких как тревога, страх, депрессия, злость, но также и для коррекции нарушений поведения, в частности, при антисоциальных расстройствах личности.

Были разработаны различные формы бихевиоральной терапии для лечения отдельных психологических расстройств, а также для изменения вредных, нежелательных привычек, выработки новых навыков. В соответствии с рекомендациями Американской ассоциации бихевиоральных терапевтов, «бихевиоральная терапия включает в себя, главным образом, применение принципов, полученных из исследований по экспериментальной и социальной психологии, нацеленных на облегчение страданий и повышение функциональных возможностей человека. Бихевиоральная терапия делает акцент на систематической оценке эффективности применения этих принципов. Бихевиоральная терапия включает в себя изменение окружающей обстановки и социальное взаимодействие, а не непосредственное изменение соматических процессов биологическими методами. Цель ее, главным образом, образовательная. Данные методики помогают улучшить самоконтроль. При проведении бихевиоральной терапии заключается контракт, в котором определяются взаимно согласованные цели и методы. Ответственные профессионалы, используя поведенческие подходы, руководствуются общепринятыми принципами».

Все методы бихевиоральной терапии делают акцент на важности взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Терапия должна начинаться с беседы между ними, во время которой оцениваются сущность проблемы клиента и ее доступность для бихевиоральной терапии. Первичная беседа может включать в себя некоторые бихевиоральные методики оценки, например, опросники или наблюдение. Предполагается, что доверие и понимание между терапевтом и клиентом крайне важны для успешности, как первичной беседы, так и всего лечения. Если терапевт обязан закреплять поведенческие изменения, то терапевтические взаимоотношения должны стимулировать их. Бихевиоральные терапевты понимают важность природы взаимоотношений между терапевтом и клиентом и роль тепла и сопереживания терапевта в улучшении этих взаимоотношений.

В первую очередь собирается подробный анамнез проблем клиента: когда и как они начались; их частота и взаимосвязь; что является внешним стимулом, вызывающим эти проблемы; как клиент пытался их разрешить до настоящего времени. Терапевт старается выяснить – чего именно клиент надеется достичь при лечении. Терапевт также пытается облечь эти цели в бихевиоральные термины: какие типы поведенческих изменений должны будут увидеть клиент и терапевт, для того, чтобы понять, что терапия была успешной и цели ее достигнуты.

Когда суть проблемы и цели лечения определены, терапевт подробно объясняет клиенту терапевтические процедуры и их рациональное обоснование. Терапевт может ссылаться на исследовательские работы, демонстрирующие эффективность данного метода у других клиентов, имеющих сходные проблемы. Клиент может согласиться на терапию, лишь когда полностью осознает ее стадии. В этом смысле терапевт является в значительной степени наставником и консультантом, а клиент – равноправным партнером в этом процессе.

Одной из наиболее часто применяющихся в бихевиоральной терапии методик является систематическая десенсибилизация, основанная на классическом обусловливании новой реакции, которая несовместима со страхом или тревогой. Основная идея заключается в том, что человек не может расслабляться и одновременно испытывать страх. С клиентом работают в состоянии глубокой мышечной релаксации – релаксации, несовместимой со страхом. Помимо этого, клиент и терапевт создают иерархию состояний тревоги. Эта иерархия перечисляет аспекты предметов, событий или ситуаций, вызывающих страх или тревогу, от наименее до наиболее пугающих. Например, иерархия состояний тревоги по поводу страха перед змеями может выглядеть следующим образом: змея в соседнем районе, змея в соседней комнате, змея в комнате клиента, но в безопасной клетке, змея на полу, змея, прикасающаяся к клиенту. Затем эта иерархия и релаксация объединяются для создания систематической десенсибилизации. Клиент десенсибилизируется, то есть делается менее чувствительным к тому, что он ранее считал пугающим.

Имплозивная терапия – еще один метод поведенческой терапии – представляет собой как продолжение десенсибилизационной терапии, так и прямое практическое приложение академических исследований по угашению. Почему бы вместо того чтобы обусловливать новую реакцию, просто массированно не погасить страх за один прием? Люди, вынужденные оставаться в пугающей ситуации, спустя некоторое время должны будут перестать бояться. Физиологически невозможно находиться в состоянии страха более 20-30 минут, и, если человек сможет остаться в пугающей ситуации, а не убежать немедленно прочь, чтобы почувствовать себя лучше, то, в соответствии с исследованиями по научению, страх должен угаснуть. Имплозия заставляет клиента живо и ярко в воображении представлять себе все аспекты того, что вызывает страх, до тех пор, пока не наступит расслабление. Вариант in vivo удерживает клиента в реальной пугающей ситуации, пока страх не угаснет, и релаксация не заменит его. В обоих случаях постоянное присутствие поддерживающего, вызывающего доверие терапевта является крайне важным.

Аверсивная терапия включает в себя использование безусловного аверсивного (неприятного) стимула для классического обусловливания реакции страха или отвращения на предыдущий стимул, для того, чтобы сформировать реакцию избегания либо подавить негативное или нежелательное оперантное поведение. Наиболее часто в качестве аверсивного стимула используется электрошок, хотя также применяются препараты, вызывающие рвоту. Например, электрошок совмещается с приемом алкоголя, для того, чтобы снизить употребление спиртного. Посредством павловского обусловливания ранее приятный стимул – употребление спиртного – должен стать аверсивным, чтобы человек впоследствии избегал принимать алкоголь.

Аверсивная терапия используется для лечения вредных привычек, например, переедания, курения или обкусывания ногтей.

Большое внимание поведенческая терапия уделяет выработке социально одобряемых, желательных форм поведения, таких, например, как уверенное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: