О важности знаний

Начинаем наш урок с Именем Аллаhа, Милостивого для всех на этом свете, и только для верующих на том свете.

На этом уроке мы рассмотрим тему о том, что такое Знания, что такое невежество, и расскажем какие бывают виды знания.

Есть Знание Бога. Это один из Его Атрибутов – вечный без начала и без конца, и этим Атрибутом Бог объемлет всё, т.е. нет ничего скрытого от Него.

Знание Бога абсолютно не подобно знаниям созданных.

Этот Атрибут не меняется, и нет начала и конца Знанию Бога, и не будет его изменения. Это не приобретённая информация, т.к. Аллаhу не присуще изменение, и Ему не присуще нужда в чём либо. Он Всемогущ, и о Его Всемогуществе говорят нам все созданные.

Есть Знания созданных. В отношении человека это слово означает приобретённая им информация. Когда мы говорим о знании человека, то понимаем, что речь идет о том, что приобрёл этот человек, и что он узнал по Воле Бога. Например, чтобы узнать, что такое золото человеку надо знать, что этому металлу присуще, и что не присуще. Имея такие знания, люди могут отличить золото от меди, а воду от огня. Знания – это то, что соответствует действительности. Если же информация не соответствует действительности, то это называется заблуждением.

Знания человека меняются: либо их объём увеличивается, либо уменьшается. Знания созданных бывают такими, которые человек может получить путём рассуждения, используя свой ум, который является даром Всевышнего. Путём рассуждения он может понять что-то, даже без учителя. Но есть такие вопросы, которые без учителя он не поймёт. Таким образом, знания человека можно разделить по способу приобретения на следующие: 1.знания, полученные им самостоятельно, путем рассуждений; 2. знания, полученные им от учителя; 3. а так же существует третий вид знаний созданных – знания, которые Бог дарует конкретному человеку, и эти знания невозможно получить с помощью самостоятельного размышления, или же от учителя. Они является Даром Всевышенего некоторым благочестивым людям.

К первой категории получения знаний, то есть тех знаний, которые человек может познать сам, без учителя относятся те знания, которые сразу ясны человеку. Например, знание о том, что гора больше, чем камень с горы, или то, что единица в два раза меньше, чем два. Такие знания человек может приобрести различными способами. Например, при помощи органов слуха, обоняния, зрения и осязания. То есть, для понимания этих вопросов нет необходимости в учителе. Человек получает, таким образом, знания самостоятельно. В теме, касающейся основ религии Ислам, есть вопросы, которые человек также может достичь самостоятельно своим разумом и обязан верить в это без всякого сомнения. Именно в эту категорию знаний входят вопросы Къот‘ияд, то есть вопросы, в которых недопустимо невежество никому. В эти вопросы входит знание о том, что Бог существует, и о том, что Аллаh Единственный, Кто достоин поклонения, и Он Всемогущ. Он Вечный без начала и Вечный без конца. Он существует без изменений, и Он не нуждается ни в чём и ни в ком, и ни что не воздействует на Него. Никто не может повелевать или запрещать Ему. Он Единственный, Который создаёт. Всемогущество создавать, то есть Божественность присущи только Ему. Он Тот, Кто предопределяет бытие, и над всеми созданными Его Предопределение. Он всё слышит, всё видит, всё знает. Он Живой, но Жизнь Его не такая, как у созданных. Он такой Один Единственный. Он — не тело, Ему не присуще разделение, т.к. Он не состоит из частиц. Он создает все, что хочет. Его Воля — это такой Атрибут, которым Он предопределяет бытие вместо небытия. Как Он предопределил своим Сыфатом Воля бытие всему, так Он и создаёт всё Своим Всемогуществом. Аллаh Всемогущий создаёт все, что хочет, и всё происходящее — это Его творение. Он абсолютно отличается от созданных, потому что Ему не присуще изменение. Он существовал до того, как Он создал что-либо, и это подтверждается умом, так как созданных когда-то не было и они появились, а Тот, Кто создал их, Он не появился. Он существовал вечно и после создания всего не изменился. Итак, Аллаhу присущи вышеупомянутые атрибуты и это подтверждается нашим умом. Это 13 из Сыфатов (Атрибутов) Аллаhа: Существование, Вечность без начала, Вечность без конца, Всемогущество, Единственность, Воля, Всезнание, Всеслышание, Всевидение, Жизнь, Отличие от созданных, Существование, не нуждаясь ни в ком и ни в чем, Речь.

А как же человек мог сам познать, что у Бога есть Атрибут «Речь»? Ведь человек слышал такие слова: «Бог повелел, Бог запретил, Бог обещал». А из этого следует такое умозаключение: у Бога есть Речь,(Вечная без начала и без конца, не прерывающаяся) которой Он повелевает, запрещает, обещает. И значение этих 13-ти из Сыфатов Аллаhа, которые были упомянуты выше, должен знать каждый совершеннолетний мусульманин, согласно единогласному подтверждению всех исламских ученых. А противоречие хотя бы одному из этих Сыфатов Аллаhа делает человека неверующим. Сомневаться в них нельзя, потому что значения этих Атрибутов Бога – это такая информация и такие знания, которые человек может познать сам, и ошибок или сомнений в них не допускается, поэтому они и относятся к религиозным вопросам, в которых не допустимо сомнение, по-арабски — вопросам Къот’ияд.

Есть еще знания, сомнения в которых выводит человека из Ислама, даже если он не получал их от учителя. Это знания о Пророках, о том, что Они были самые лучшие, потому что они – избранные Богом. Аллаh наделил Пророков чудесами в подтверждение Их правдивости, и Он избрал Их для самой почетной миссии. Поэтому, тот, кто понимает значение слова «Пророчество», и так же понимает, что Пророчество было дано Пророкам Самим Богом, то он должен понимать, что Они избранные. И если человек понимает выражение «избранные Богом», то он должен знать, что Пророкам нельзя приписывать то, что отталкивало бы людей от них, как например мерзкие поступки, грязные мысли, большие грехи, неверие, ужасные, отвратительные болезни (гниение тела), ошибки в религиозных вопросах, оговорки, и даже малые грехи, в которых есть что-либо, указывающее на низость и подлость совершившего их. Бог даровал Пророкам защищенность от этого. Избранные Богом – значит лучшие, а о лучших нужно говорить только самое лучшее. И этот вопрос человек может понять сам. Третий вопрос, который входит в категорию знаний Къот’ияд, это знание того, что Ислам – религия всех Пророков, Ангелов, и это единственная правильная религия. Если человек понимает, что Ислам — это религия Ангелов и всех Пророков, мир им всем, и понимает, кто такие Ангелы и Пророки, то Он не должен сомневаться в том, что Ислам – воистину, единственная правильная религия, не выдуманная кем-либо, а ниспосланная Богом. С тех пор, как существуют разумные существа, они обязаны признавать Истину, отличить правильное от неправильного. Самое важное, самое лучшее и самое ценное в нашей жизни — это Ислам. Это религия, которую Бог ниспослал своим рабам, поэтому убеждение в том, что Ислам – единственная правильная религия, это такое убеждение и такие знания, сомневаться в которых невозможно, нельзя, недопустимо. Тот, кто все же сомневается в этих вопросах – тот не является мусульманином. Сомнение в этом непростительно, т.е. убеждение в том, что кроме религии Ислам, есть еще какая-то религия, которая ведет в Рай — это неверие и страшное заблуждение. Так как Ислам это и есть религия всех Пророков и Ангелов. И ещё из несомненного: это знания о том, что все, что существует кроме Бога, имеет начало своего существования и нельзя в этом сомневаться. Если кто-то думал или думает, что что-либо из созданного существует без начала, то его убеждение — абсурд, потому что такой человек, понимая значение слова «созданное», называет его вечным без начала, а это противоречит здравому разуму. Тот, кто говорит, что вселенная существует без начала — неверующий, и нельзя сомневаться в его неверии. Ахьмад ибн Таймия – идеолог ваххабитов, в семи своих книгах сказал, что вселенная — вечная без начала. Нам нельзя сомневаться в том, что это убеждение является неверием. Все, что существует кроме Бога, и вошло в бытие, то есть вся Вселенная, имеет начало своего существовани и по-арабски называется – ‘Алям, от арабского слова «указывающая». Сама вселенная указывает на то, что у неё есть Создатель. Нельзя сомневаться в том, что все, что существует кроме Бога, т.е. вся эта вселенная, имеет начало своему существованию: и молекула, и атом, и частица и все, что с ними связано, и все тела, и их качества.

Так же есть и некоторые другие вопросы, котрые человек может познать самостоятельно, без учителя. Но мы перейдём ко второму виду знаний, который человек приобретает при помощи учителя

Это те знания, которые человек может приобрести только от учителя, то есть из уст в уста. Необходимо понимать, что только от учителя, получают знания вопросов фикhа, например, знания соблюдения ритуалов и т.д. Чтобы получить знания о том, что разрешено Аллаhом, а что Им запрещено, как соблюдать некоторые ритуалы, как совершить Хадж, как выплачивать Закят, как поститься, как делать Намаз, как читать Кур’ан, нужен учитель, который обучит этому. Теологи Ислама сказали, что есть такой объём знаний, без которого человеку невозможно обойтись, такой объём знаний, в котором он нуждается. И человеку необходимо изучить этот объём знаний, так как это является его обязанностью и он в них нуждается. Этот минимальный объём религиозных знаний обязан изучать каждый совершеннолетний мусульманин. И в этот объём знаний входят как вопросы къот’ияд, так и вопросы, связанные с ритуалами, которым человек может обучится только от учителя. Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Кого Аллаh любит, тому дает знания, и знания приобретаются из уст в уста», т.е. путём изучения. Если человек не знает их или сомневается, или заблуждается в каком-либо из этих тех вопросов, для познания которых он нуждается в учителе, то он не отступает от Ислама. Например: если человек думал, по своему невежеству, что в день поста можно употреблять пищу до восхода солнца (а на самом деле – мы знаем, что разрешено употреблять пищу только до рассвета), то такой мусульманин не отступает от Ислама, если он в своём заблуждении не упорствовал против Религии. Эти вопросы не относятся к вопросам Къот’ияд. И так же по отношению ко всем другим религиозным вопросам, которые человек сам не в состоянии понять: если он ошибался в этих вопросах без знания, то он не отступает от Ислама. Но если человек получил достоверные доказательства из Кур’ана, Хадисов, а так же узнал, что по данному вопросу существует Иджама', то есть единогласное заключение всех Исламских учёных — он уже не имеет права сомневаться. Получив доказательства, он не должен упорстоваать против религии. Иначе он не понимает значение самого понятия Доказательство. Следует отметить, что знания нужно получать только от такого учителя, который является богобоязненным, знающим, переживающим за ученика, и проявляющим доброе отношение к своему ученику. Такой учитель, прежде всего, заинтересован в том, чтобы его ученик понял тему. Если же знающие люди являются большими грешниками, то есть в обществе известно, что они упорствуют в совершении больших грехов, а так же являются нечестными людьми, то к такому человеку запрещено обращаться за разъяснением религиозных вопросов.

Третий вид приобретения знаний созданными – это те знания, которые Бог дарует некоторым своим рабам, и их невозможно получить от учителя. Это знания некоторых вопросов, которое Аллаh дал знать только некоторым созданным, а для других это является секретом, как например, умение толковать сны. Такие знания из книги взять невозможно. Знания о значении снов Аллаh даровал некоторым святым Своей Милостью. Святые – это благочестивые рабы Аллаhа, Аулия, которые достигли высокой степени святости. Примером является знание, которое Создатель даровал Му х аммаду 'ибн Сирину. Он был муджтаhидом и великим учёным. Однажды во сне он увидел Пророка Юсуфа, и после этого ему было даровано умение толковать сны. Это его карамат, который похож на чудо Пророка Юсуфа.

Стоит напомнить, что не является мусульманином тот, который говорит, что он может знать всё без исключения, потому что он не верит в то, что есть скрытое от него. Бог дал человеческому обществу знать определенные вещи: кто-то знает больше, кто-то меньше, но есть и то, что Он не дал знать никому. Например, знание о Сущности Создателя - Бог не дал знать ни Пророку Му х аммаду, мир Ему, ни одному из остальных Пророков, и ни Одному из Ангелов. Знания о секрете Судьбы, о секрете Предопределения, о сущности души – это то, что не известно никому. И пытающийся познать то, что скрыто Богом становиться неверующим.

Великие учёные Ислама посвящали всю свою жизнь приобретению религиозных знаний. Один великий Исламский теолог сказал: «Я видел много людей, которые набирали знания, но потом увидел их, и им надо было повторять набранные знания». А также он сказал: «Я видел таких людей, которые набирали определенный объем знаний, а затем повторяли их два раза в день: днем и вечером». Таким образом, этот великий учёный объяснил, что один урок надо повторять минимум два раза, укрепляться в нем, и тем более, если это один из самых важных уроков.

Мы сказали, что знание человека – это полученная им информация. А что же такое невежество? Невежество – это когда человек не имеет такой информации, которая даёт ему знать, что присуще и что не присуще тому, что его интересует, например, как было объяснено выше, о золоте, воде и огне. Если же говорить о Пророках, мир им всем, то если человек не знает, что присуще Пророку и что Ему не Присуще, то он не знает, кто такой Пророк. Значит, невежество – это отсутствие знаний. Невежество бывает 2-х видов: простое и сложное (двойное). Простое невежество – это когда человек понимает и признает, что у него нет ответа на вопрос, который ему задали. Например, человеку задали вопрос: «Сколько будет 7х7?», он подумал и понял, что не знает ответа, и ответил: «Не знаю». А когда на этот же вопрос он с уверенностью дает ответ: «Пятьдесят два», то он не знает, что у него нет правильного ответа, но он думает, что он знает правильный ответ. Получается, он не знает, что не знает ответа, и это двойное невежество.

Мы хотим быть из тех, которые имеют правильные ответы. Один ученик великого шейха сказал: «Много людей губят себя – это те, которые не приобретают Исламские знания. Из тех, которые приобретают знания, тоже многие губят себя – это те, которые не соблюдают Шари’ат. А из тех, кто соблюдает Шари’ат (внешне) также многие губят себя – это те, которые не являются искренними».

Лучшие люди – те, которые имеют знания и искренне соблюдают повеления Создателя, в соответствии с этими знаниями.

Заканчивая урок, мы традиционно произносим два Исламских свидетельства: Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаhа, и свидетельствую, что Му х аммад - Посланник Аллаhа.

УРОК 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: