О видах человеческих мыслей

Начинаем с Именем Аллаha, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете!

Хвала Аллаhy, Господу миров, Одному Единственному Создателю, Вечному без начала и Вечному без конца, Существующему без места и не зависимо от времени, Создателю ночи и дня. Просим у Аллаha больше величия и почётности нашему Пророку Му х аммаду, мир Ему, всем Его благочестивым сподвижникам и потомкам.

Многие мусульманские учёные в своих работах дали разъяснение таких понятий как «Убеждение», «Сомнение», «Мнение», «Предположение», а так же объясняли, что такое непроизвольные мысли.

Этот урок мы посвятим тому, чтобы дать разъяснение данных понятий. Потому что в этом есть необходимость. Самое главное для человека – это Вера. И разумный человек должен понимать, что Вера не может основываться на сомнениях или предположениях. Вера основывается на правильных убеждениях. Мы не можем представить Веру без убеждений. Поэтому Веруюший – этот тот человек, который имеет эти убеждения. А убеждение – это отсутствие сомнений. И чтобы не было сомнений, человеку нужны доказательства, дающие ему возможность не позволять себе сомнения. И вот когда у человека есть доказательства – он спокоен. Это доставляет ему радость и уверенность

За свои убеждения человек будет нести ответственность в Судный День. Но отсутствие сомнений не является гарантией правильности убеждений. Чтобы у человека сформировались правильные убеждения, он должен требовать такие доказательства, после приведения которых у него не останется никаких сомнений в истинности того, что он возьмёт себе в убеждение. Доказательством являются Аяты из К ур’ана с правильным их толкованием, сказанное Пророками Бога, Мир им всем, а так же Иджма`а, то есть единогласное заключение всех мусульманских учёных. Доказательством также являются умственные подтверждения, которые невозможно опровергнуть. Разумный человек не может оспаривать явные доказательства. Но те, кто отказываются использовать свой разум, как, например, сектанты, то какие бы доказательства им не приводили, они часто упорствуют в своих заблуждениях, не имея ни оснований, ни доказательств. Но если разум человека открыт к знаниям, то тогда эти доказательства легко и быстро доходят до его сердца. Ведь доказательства являются основанием для веры. И в этом есть успокоение. Человек верит в это и своим умом подтверждает: «Да, этому приведены доказательства. Я не смоневаюсь в этом». Вот, что такое настоящее убеждение и вот каким оно должно быть.

Если у человека какие-то заблуждения или он принимает за истину что-то абсурдное, и считает это своими убеждениями, то он заблудший невежда.

Далее, расскажем что такое сомнение. Сомнение – это отсутствие уверенности в чем-либо. С сомнением в повседневной жизни человек сталкивается практически каждый день. Например, при покупке чего-либо в магазине, выбирая между двумя продуктами питания (например,он думает, яблоки ему купить или груши). Когда человека ничто не обязывает и он свободен в выборе, но не знает что выбрать, и возможность выбора у него одинаковая – 50 на 50 – это и есть сомнение. Сомнения в религиозных вопросах не допустимы. Если у человека появились сомнения в каких либо религиозных вопросах – он должен требовать доказательств тому, в чём он сомневается, а получив доказательства из достоверных источников – больше не сомневаться.

Слабое мнение – это когда человек предполагает, но не уверен.

Сильное мнение – это когда у человека есть знания, которые склоняют его думать, что это именно так. Сильное мнение может быть по поводу того, чему у человека нет явного доказательства. Например, учитель предполагает, что в этот момент все ученики на уроке слушают его. У него нет доказательств этому, но он склонен так думать. Но ведь возможно, что кто-то из учеников отвлекся или уснул и уже не слышит урок. Такое возможно, но он старается меньше думать о том, что кто-то из учеников спит, хотя думать так не является абсурдом. Ну а тот, кто слушает урок, знает, что он точно не спит, а слушает внимательно – он в этом убеждён.

Приведём другой пример. Каждый день, в определённое время человек ожидает возвращения домой кого-то из своих родственников, который обычно каждый день возвращается домой именно в это время. Но, возможно, в это время к нему собирается прийти и его друг. Человек слышит стук в дверь, но не видит кто за дверью. И он не может наверняка, с полной уверенностью сказать, что за дверью его родственник, тот самый, который возвращается домой в одно и то же время. Человек думает, что это он – это его сильное мнение, но доказательств у него нет. И только когда стоявший за дверью войдёт в помещение у человека появится полная уверенность, что стоявший за дверью был его родственник, либо наоборот, он поймёт что ошибался – и в этом он будет убеждён, так как он получил доказательства (увидел человека своими глазами).

Вера основывается на убеждениях. Но в некоторых религиозных вопросах, связанных с ритуалами допускается брать сильное мнение. Ещё реже допускается брать слабое мнение.

Только что мы рассказали о том, что есть убеждение, есть сомнение, есть слабое мнение и есть сильное мнение.

Все это мы объясняем для того, чтобы человек отличал убеждения, сомнения, мнения и предположения. Если человеку показалось, что пошёл дождь, или снег, то за это он в Судный День наказан не будет. Но вот, что касается религиозных вопросов, то здесь есть ответственность за убеждения, мнения и сомнения.

Далее, объясним, что такое непроизвольные мысли. Непроизвольные мысли – это те мысли, которые приходят в сердце человека без его одобрения и помимо его воли, то есть, они независимы от человека. И за то, что они пришли к нему в сердце, человек не будет спрошен в Судный День, если не одобрял их. Он не отвечает за них, если не принимает их сердцем, потому что они пришли без его воли. Сказано в Қ ур`ане означающее: «Аллаh не накажет за несоблюдение того, что раб Его не имел возможности и сил выполнить». Непроизвольные мысли невозможно контролировать или планировать, они приходят внезапно, а не по причине наших размышлений. Непроизвольные мысли появляются потому, что враг человека – шайтан, может внушать ему эти мысли. Соответсвенно, за то, что эти мысли пришли в сердце, человек не отвечает. Но человек отвечает за то, принял ли он эти мысли или нет. Объясним для понимания как ещё можно отличить произвольные мысли от непроизвольных. Например, человек идёт в мечеть и ему по пути встретился мусульманин. Они поприветствовали друг друга. И тот, что шёл на встречу спросил, где находиться мечеть. Человек, идущий в мечеть с радостью подсказал это другому. Им обоим была приятна эта встреча, и человек, который направлялся в мечеть с радостью захотел помочь своему брату по Вере. А вот другая ситуация. Человек точно так же идёт в мечеть, и неожиданно, какой-то прохожий кричит ему что-то вслед, спрашивает то, что запрещено, и человеку от этого вопроса становится неприятно. Он даже не обязан отвечать ему. Он не ожидал вопроса случайного прохожего и не обязан ему отвечать. Пусть такой человек идёт дальше! Если кто-то пытается задать вам ужасные провокационные вопросы, то не реагируйте на них, идите дальше по своему пути, ищите хорошее в жизни. Смотрите на приятное, красивое, общайтесь с хорошими людьми, слушайте только то, что принесёт вам пользу, идите туда, где лучше. Человек не несёт ответственности за то, что произошло помимо его воли, или за случайно увиденное или услышанное им зло. Но отношение человека к этому злу должно быть негативным. Так же и с непроизвольными мыслями. Они неприятны человеку, он их не одобряете, потому что они пришли к нему без его одобрения, без его воли, по наушению шайтана. Знайте, что это искушение.

Для того, чтобы не запутаться человек должен использовать весы Шари`ата. И то, что противоречит Законам Бога – оставить, отказаться от этого. За отказ от подобного человек получит вознаграждение в Судный День. А тот, кто примет в убеждение то, что противоречит Закону Создателя, тот будет отвечать за эти убеждения в Судный День.

Ни один человек не должен давать себя обманывать. Шайтан – это враг. Самый большой аферист, обманщик и лгун. Что же он делает? Он говорит, но человек слышит его не ушами, а сердцем. То есть он бросает грязные мысли в сердце человека. Когда шайтан хочет обмануть, он ищет пути. Поэтому, человек должен отказываться от того, что ему неприятно, избегать того, что противоречит Шари`ату. Он должен быть внимательным и осторожным, то есть контролировать своё сердце и свои мысли искренне ради Аллаhа. Самоконтроль ради Аллаhа – это одна из обязанностей сердца. Шайтан не знает того, о чём думает человек, он не читает мысли человека. Но он знает о тех мыслях, которые он сам подкидывает человеку. И тот, кто озвучивает эти мысли, поддаётся наущениям шайтана, тот поддерживает его, и тогда шайтан узнаёт, что у него получается обманывать этого человека. Поэтому, пусть человек воздерживается от таких слов как: «шайтан меня мучает, шайтан меня постоянно обманывает, мне трудно, я не могу…» и т.п. Шайтан это слышит и понимает, как ему действовать дальше. Иногда человек озвучивает свои плохие мысли, например, проходя рядом с каким-то заведением, где продают алкогольные вещества он говорит: «вот бы зайти сюда, выпить вино, но мне нельзя». Человек понимает, что это грех и сопротивляется. Но шайтан уже услышал о его слабости, и знает, как этого человека можно обмануть. Таким образом, шайтан пытается найти слабости у каждого. Пусть человек всеми силами ограждает себя от вреда шайтана, и никогда не говорит вслух о том, какие у него внутренние проблемы, и какую борьбу он ведёт со своими слабостями. Но если у человека возник вопрос, как ему действовать дальше, то пусть говорит следующим образом: пусть начинает свою речь со слов «Бисмилляhир-Ра х м а нир-Ра хи м» и во время урока спросит так: «Если у человека произошла следующая ситуация (и описывает свою ситуацию), то как ему поступать в этом случае?» Тогда шайтан не будет знать, что человек говорит именно о своих страхах или слабостях, и не сможет ему навредить.

Убеждения человека, его умышленные рассуждения, сомнения – это то, за что человек будет отвечать в Судный День. Но он не будет отвечать за непроизвольные мысли. Поэтому, если такие мысли пришли в сердце человека – пусть не поддаётся панике, и не думает о себе плохо. Точно так же нельзя плохо думать и о другом мусульманине, так как человек не знает наверняка, что в сердце у другого человека. Если нет доказательств, то плохо думать о другом мусульманине человек не имеет права. И также не думайте плохо и о себе, не развивайте в себе панику, отрицательное мышление и негатив. Старайтесь мыслить позитивнее и добрее. Говорите себе как можно чаще: «Аль х амдулилляh! Я мусульманин, Аль х амдулилляh! Бог даровал мне добрые желания, Аль х амдулилляh! Аллаh Милостив ко мне, Аль х амдулиЛЛяh! Бог Прощающий, Аль х амдулиЛЛяh! Я должен надеется на Него, я должен надеется на Милость Аллаhа, и на то, что Он Милостивый и Прощающий и простит мне мои грехи. Я надеюсь на то, что Аллаh дарует мне силы соблюдать и стать лучше».

И заканчивая урок, скажем о значение одного Аята из К ур’ана, что означает: «Тот, кто богобоязненный и хочет соблюдать, тому Аллаh дарует выход из сложной ситуации, и Он дарует ему возможность соблюдать, и наделяет его средствами к существованию оттуда, откуда он даже не ожидал».

Наше дело укрепляться в соблюдении, учиться, правильно себя вести, каяться в грехах и надеяться на Милость Аллаhа.И каждый день пусть человек надеется, что Аллаh дарует ему сил сделать ещё больше благих дел.

Заканчивая урок произносим: Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаhа, и Му х аммад - Посланник Его.

УРОК 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: