Начинаем с Именем Аллаha, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих на Том Свете!
Хвала Аллаhy, Господу миров, Одному Единственному Создателю, Вечному без начала и Вечному без конца, Существующему без места и без времени, Создателю ночи и дня. Просим у Аллаha даровать ещё больше величия и почётности нашему Пророку Му х аммаду, мир Ему, всем Его благочестивым сподвижникам и потомкам.
В одном из Х ади c ов Пророка Му х аммада, мир Ему, сказано: «Деяния связаны с намерением и каждому будет воздано в соответствии с его намерением».
В первой части Х ади с а говорится о том, что перед совершением многих обязательных религиозных ритуалов, мусульманину необходимо сделать намерение, и данное намерение является рукном (то есть базисом) и оно обязательно (то есть это фард). Как, например, намерение при выполнении Намаза. Если не было намерения, намаз считается недействительным.
Есть некоторые действия, в которых намерения не яляется рукном. Например, при очищении от наджасы (от нечистот) намерение не обязательно.
Мы разобрали значение первой части Х ади c a, в которой говорится: «поступки и деяния связаны с намерением».
Перейдём ко второй части. Здесь говориться о том, что вознаграждение за совершенный добрый поступок верующий получит на том свете только в том случае, если это деяние было совершено ради Аллаhа. Получается, что деяния верующего зависят от того, сделал ли человек намерение, и сделал ли он этот поступок ради Аллаhа. Он получит вознаграждение на Том Свете, если он был верующим и выполнял все как того требует Шари`ат.
Для того, чтобы человек узнал как правильно он должен выполнять все свои обязанности согласно Шари’ата – ему необходим учитель. В данном уроке мы расскажем о том, как правильно получать и передавать Исламские знания. Искать знания нужно среди тех, кто является богобоязненным, знающим, а так же имеет талант к передаче этих знаний. Очень важно, чтобы сам учитель был искренним и подбирал такие слова, термины и объяснения, которые бы были доступны и понятны ученику. Учитель должен переживать о том, чтобы слушающие понимали те слова, которые он говорит, именно так, как понимает их он сам. И конечно, очень важно, чтобы учитель был искренним. У него не должно быть цели быть похваленным. Он должен стремиться передать знания тому, кого он учит ради Аллаhа. И учитель должен думать, как это сделать наилучшим образом.
Учитель не должен говорить того, чего сам не знает!
Если ученик, во время урока задал вопрос, некасающийся данной темы, то учитель может (если сочтет нужным) оставить этот вопрос без обсуждения и таким путём сохранить урок в рамках той темы, которую он хотел донести. Тогда ему будет легче вести урок.
А если, вдруг, у учителя нет ответа на вопрос, то он должен сказать: «Я не знаю ответа», и не в коем случае не придумывать ответ. Это нужно и важно сделать для того, чтобы уберечь себя от неправильных заключений и от нарушений Шари’ата. Одним из нарушений Шариа’та является давать ответ на религиозный вопрос, не имея знаний. Даже если предположение учителя совпало с правильным ответом, то ответивший на вопрос без знаний всё равно попадает в большой грех. Так вот, учитель, ради Аллаhа объясняет то, что знает, и стремиться к тому, чтобы его понимали. Он ни в коем случае не должен торопиться во время урока или стремиться произвести на аудиторию впечатление количеством своих знаний. Ни в коем случае целью урока не должно стать желание проявить себя или показать, что знаешь то, чего не знают другие. Он должен быть уверен в том, что ученик понял его объяснения. Учителю необходимо быть искренним и стремиться к взаимопониманию с аудиторией.
Ученик, соответственно, обязан так же переживать за свое положение. Он тоже должен быть искренним в учёбе для того, чтобы получить вознаграждение от Аллаhа и использовать эти знания для соблюдения.
Ученик обязан понимать, что после получения знаний, на него возлагается ответственность – передать знания тем, кто так же в них нуждается. Поэтому на уроке от него требуется искреннее желание учиться, внимание и осмысленность.
Как сказал один великий учёный: «Не станет учёным тот человек, который занимается только тем, что задает вопросы один за другим, когда они возникают». Этот учёныйговорил о том, что для того чтобы стать знающим надо усердно работать, проходя с учителем книгу, за книгой. Таким образом, становятся знающими, грамотными, учеными людьми.
Важно запомнить, что ученик не должен искать отрицательное у того, кто его учит. Нужно извлекать от учителя пользу, а не искать в нём недостатки. Необходимо стать поддержкой для своего учителя, ведь он делиться с вами самым ценным, что у него есть, тем, что поможет вам в этой жизни и в жизни после смерти. Совершенными из людей были только Пророки. И только Пророки никогда не ошибались в религиозных вопросах. Если же ученик будет постоянно искать ошибки у своего учителя, то такой ученик в итоге останется один. Ученик же должен относиться к знаниям так, будто это драгоценности или даже намного больше этого.
После того, как ученик получил знания, укрепился в них, его задачей станет найти тех, кто нуждается в этих знаниях так же, как он нуждался в них.
Из того, что укрепляет человека в знаниях – это повторение. Лучшим вариантом, является тот, когда ученик сам повторил пройденный материал, понял его, освоил и потом уже передаёт другому человеку. Но стоит помнить, что нужно начинать учить других после того, как тебя проверил твой учитель и дал разрешение на распространение определённых знаний.
Есть еще один важный вопрос, который нужно обязательно согласовывать с учителем. Необходимо уточнить, как и кому передавать знания. И в тот момент своей жизни, когда ученик утвердился в ценных знаниях, одной из главных задач становится научиться их распространять!
Необходимо помнить, что люди бывают разные и способности у них тоже могут отличаться. Очень важно, чтобы учитель понимал способности того, кому он передает знания. Не надо спешить дать ученику все, что ты можешь рассказать за один урок. Пусть учитель смотрит на то, как ученик понимает тему. Если ученик осваивает тему, то можно дать ему сразу же вторую тему.
Но нельзя пытаться дать человеку всё за один день. Если учитель без остановки, с ускорением дал очень много информации, то пусть он обратит внимание на то, что, возможно, понимания ученика хватило только на половину урока. А остальную часть урока он не понял, но сидит из любви к уроку и продолжает слушать. Этого необходимо избежать! Надо дать ему такой объем знаний, который он сможет крепко освоить. И даже на одном уроке можно несколько раз повторить одну и ту же тему, но с разными подходами и разными терминами. Чтобы ему – ученику – эта тема была понятна со всех сторон. Ведь недаром сказано: „ Призыв к Истине - это искусство“.
Один великий ученый сказал такие слова: «Мудрость - это украшение знаний». Под словом мудрость имеется ввиду терпение (с обр). Нужно проявлять терпение и не спешить, быть внимательным и подбирать самые лучшие слова из возможных вариантов, находить подходящее время для урока. Человек, который может в вопросе передачи знаний научиться терпению – приобретает мудрость.
Многие люди спрашивают, а как же поступить если человек, которому хочешь передать знания старше тебя и не хочет слушать твой урок, если человек очень грамотный в светских науках, и считает себя слишком умным, для того, чтоб слушать уроки других, или если человека вообще ничего не интересует или если человек имеет заблуждения в религиозных вопросах, или если человек не мусульманин. Как же поступать в таких случаях?
В основе разговора в подобных ситуациях должно быть несомненное, то есть то, что не может отрицать никто. И чтобы сказанное вами на самом деле оказалось ключом, который может открыть путь к сердцу человека, необходимо подходящее время и правильно подобранные слова. Это и будет начало.
У любого человека, который не сошел с ума, есть способность думать, и эту способность надо использовать. Необходимо сказать ему то, что он поймет умом очень просто и легко, чтобы у него не возникло возражений. Поэтому необходимо выучить высказывания великих Исламских ученых, которые сразу доходят до цели – до сердца человека. Далее необходима подходящая обстановка, которая позволит человеку воспринимать знания. Мудрые знания человек не воспримет тогда, когда он не расположен тебя слушать по причине гнева или отсутствия настроения. Необходимо находить для передачи самого ценного подходящее время и место. Отец это или мать, брат или сестра, друг или учитель, ученик или сосед или же даже случайный знакомый – кто бы это ни был, если в данный момент человек идет с вами на диалог, надо использовать этот момент, чтобы дать ему полезные знания. Это нужно для того, чтобы наладить контакт на тему о религии. Если человек после первых ваших слов на религиозную тему сам хочет дальше продолжать разговор – продолжайте. Если же он уходит от разговора, переводит разговор на другую тему, хотя в начале слушал вас внимательно, то не отталкивайте его. Дождитесь следующего раза.
Прекрасным примеров того, как можно обучать старших людей, не отталкивая их своим высокомерием является случай, произошедший с великими людьми – Хасаном и Хусейном – внуками Пророка Му х аммада, мир Ему. Однажды они увидели, что пожилой человек делает неправильно омовение. И они решили исправить его, но так, чтобы он не обиделся. Они оба подошли к нему и сказали: «Ты можешь посмотреть, как каждый из нас делает омовение?» Затем они сделали омовение: сначала один, делая только то, что является фардом, а затем второй, добавив к фардам ещё и Сунну при выполнении малого омовения. Человек увидел это и понял свои ошибки, а потом сказал: «Оба вы хорошо делаете омовение», и таким образом взял от них знание. Существуют те слова, которые часто отталкивают людей и могут являться психологическим баръеом в общении с ними, а именно такие фразы, как: «Я хочу тебя научить», «ты неправильно делаешь», или «я знаю лучше, как это делать». Одним из методов донесения знаний до человека является слова: «Посмотри, как я понял этот религиозный вопрос». И если далее информация будет вами изложена правильно, не спеша, то человек тоже задумается и примет умом те знания, что вы ему передали. И когда он поймёт, что вы говорите абсолютно правильно, то подтвердит это сам.
Выше мы сказали о тех людях, которые не поддаются обучению из-за своей ранимости или упрямства. Но есть те, которые сами хотят, чтобы вы их учили, потому что они скромны и любят знания. Этим людям всегда давайте уроки так, как мы объясняли, и никогда их не обижайте.
Если в той местности, где вы живёте есть люди, которые хотят получать у вас религиозные знания, то работайте с ними. А с теми, которые не хотят получать от вас знания и заняты своими делами, просто общайтесь на общие темы в рамках дозволенного, чтобы они привыкли к вам, узнали вас лучше. И это позволит. со временем, учить и этих людей.
Составте себе программу, где будет указано то, за какое время и какую информацию вы можете дать человеку. Если у вас достаточное количество времени – час, два, а то и больше, передавайте человеку столько информации, сколько он в состоянии постичь за это время, но никогда не спешите. Если у вас есть только 30 минут, тогда можете дать ему короткий, но емкий урок на самую необходимую тему.
А возможно и такое, что вы встретитесь с человеком, которому необходимо дать урок на религиозную тему, но у вас практически нет времени, например, только 5 или 10 минут. Тогда используйте и их. За это время можно дать человеку толкование Аята из Кур’ана или же передать значение одного из Х ади с ов Пророка Мухаммада, мир Ему.
Помните, что урок – это не только, то время когда кто-то стоит у доски и отвечает. Почти вся наша жизнь – это урок. Что касается отношений между людьми, то они могут друг от друга извлекать пользу. Пророк Му х аммад, мир Ему, учил нас тому, что нужно смотреть с кем ты общаешься, с кем ты дружишь, за кого выходишь замуж, на ком женишься, с кем работаешь. Потому что мы постоянно обмениваемся информацией друг с другом: что-то принимаем и что-то даём. И надо чтобы мы были полезны друг другу.
Приведём один Х ади с, в котором сказано: «Из благ, которые Аллаh дарует человеку – это то, что в нём нуждаются другие люди». Это дар от Аллаhа, если ты им нужен.
Бывает, что человек не может проявить себя в вопросе Даа у ат, но он может помогать делать его. Человек обязан извлекать пользу из того, что даровал ему Бог, из своей специальности или возможностей, то есть должен быть полезным для распространения добра. И каждый может проявить себя. Возьмите за правило следующее: «Занимайтесь тем, что лучше всего у вас получается, если это способствует оздоровлению общества, ведь вам в нём жить“. Например, если ты умеешь строить – строй мечети. Если занимаешься торговлей и получаешь хороший доход – помогай в организации религиозных уроков. Все – и врачи, и электронщики, каждый из нас, должен понимать, что умрет, и что будет отвечать за свои поступки. Поэтому получать религиозные знания, передавать их, и способствовать их распространению – это важная обязанность. Если же люди это поймут, то общество будет укрепляться и станет сильным.
А каким должно быть отношение к людям? Нужно доверять тем, кто стремится к знаниям, учится и соблюдает. И переживать за тех, кто не стремится к знаниям.
В любом случае совет один – всем нужно желать добра. Что это означает? Это означает, что вы хотите, чтоб другой человек был верующим, имел знания, соблюдал и совершал только дозволенное Богом. Желайте ему дозволенное Богом, но не желайте неверия, больших и малых грехов, то есть не желайте зла. Быть добрым к человеку – наша обязанность.
Но, как вы поймёте, что в человеке есть добро? Стремление человека к религиозным знаниям – это и есть признак добра в нём. Надо тепло относиться к такому человеку и радоваться за него в таком случае, ведь в нем есть добро. Сам Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал, означающее: «Не насытится богобоязненный раб слушать Исламский урок, пока не войдет в Рай».То есть никогда не насытится хороший человек получать религиозные знания, пока не войдет он в Рай.
Но есть люди, которые вызывают переживания. Это те, которые не стремятся к знаниям. Когда видите здорового человека, вы радуетесь тому, что он здоров, говорите: «слава Богу, Ма щаа Аллаh, я рад, да сохранит его здоровье Аллаh». А когда человек болеет, у мусульманина сразу возникает чувство сострадания, мы желаем: «дай Аллаh ему вылечиться». Вот так мы должны относиться к людям, которые не стремятся к знаниям. Невежество – это страшная болезнь. И она лечится только путем изучения Исламских знаний.
Нам нужно исправлять себя, изменять свое положение и быть полезными для других людей. Но делать это нужно не так, как вам кажется, а так, как говорили великие ученые Ислама. Ведь они знают лучше нас. Мы должны не запутывать людей, а давать им ясные разъяснения, чтобы им было понятно то, о чём мы говорим.
Знания нужно обязательно получать из уст в уста, по достоверной цепочке. До нашего времени Исламские знания дошли благодаря таким великим учёным, как имам Аш- Шафи’ий, имам Абу Х анифа, имам Малики, имам А х мад ибн Ханбаль. В школах последователей этих учёных Аhлюс-суннаh уаль джама’а достаточно знающих людей и в наше время, для того, чтобы иметь возможность получать достоверные знания. И если прервать эту цепочку, или не иметь ее, то люди оказываются в различных заблудших течениях, таких как хизбут тахрир, или ихуанжии, либо ваhабиты, либо другие течения, последователи которых находятся в заблуждении.
Великий человек – Хасан аль Басрий – один из благочестивых рабов Аллаhа, сказал: «Наши братья по вере, ближе нам, чем некоторые наши родственники». Сказав «наши братья» он имел в виду тех, кто имеет правильные убеждения о Боге и является богобоязненным. Имам Джунайд Аль Ба г дадий сказал такие слова: «Когда вы найдете знающего, богобоязненного, соблюдающего человека – то возьмитесь за него и держитесь крепко». Из слов этих великих учёных нам становится ясно, настолько большую ценность имеют люди, которые стремятся к знаниям, получают их и соблюдают.
Будьте же, как один Джама’ат, как одна семья. Следуйте путём Аhлюс-суннаh уаль-Джама`а, потому что тот, кто отверг путь следования за Пророком Му х аммадом, мир Ему, тот войдёт в ад навечно. Мы должны переживать за положение нашего общества. И мы понимаем, что на земле есть положительные люди и отрицательные, ведь первый человек А дам создан из разных пород земли. Поэтому, как бы мы ни старались, некоторые не исправятся, потому что им это не суждено.
Это прекрасное чувство – понимание того, что по причине тебя кто-то укрепляется в религиозных вопросах. Это большое благо, которое дарует Аллаh. Старайтесь быть причиной распространения Исламских знаний, и терпите испытания на этом пути.
В К ур'ане сказано означающее: «Аллаh ниспосылает трудности, и люди узнают, кто терпелив, а кто нет, кто искренний, а кто нет. Аллаh отличает правильных и чистых от неправильных и грязных». Люди расходятся, общество делится, но в Судный День огромное количество людей будет держать ответ. Одни пойдут в Рай, а другие будут брошены в ад. Да сохранит Аллаh нас от ада!
И по традиции, в конце урока мы говорим: Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаhа, и свидетельствую, что Му х аммад – Посланник Аллаhа.
УРОК 3