double arrow

Международное сотрудничество ведущих стран мира. «Группа восьми»

Глубокие качественные изменения в мире и, в особенности, в мировой экономике поставили вопрос о новых формах взаимодействия стран, прежде всего играющих существенную роль в развитии человеческого сообщества. Если раньше эта роль обозначалась национально-государственными рамками, то во второй половине XX в. и тем более к его концу, наметилось определяющее значение взаимозависимости и взаимовлияния как в новом мировом историческом, так и в мирохозяйственном процессе. Принципиальным признаком современного этапа развития мирового сообщества и на перспективу стала глобализация международных, в том числе мирохозяйственных отношений.
У истоков нового механизма формирования основ и направлений развития мировой политики и экономики, базирующегося на концепции взаимозависимости, выработанной известными западными учеными и политическими деятелями, была так называемая (по месту заседания ответственных представителей четырех, а затем пяти сторон в библиотеке Белого дома. — В.Р.) — «библиотечная группа»1.
Первое официальное заседание саммита шести (с участием также Италии) состоялось в ноябре 1975 г. в предместье Парижа — Рамбуйе. На нем были одобрены основные направления и методы работы «группы*, статус его решений, характер и правила отношений с внешним миром, что было зафиксировано в итоговом решении — Декларации Рамбуйе. При этом было отвергнуто выдвигавшееся ранее американской стороной предложение о придании саммиту функции механизма принятия официальных решений.
Неформализированный характер решений саммитов «группы восьми* не означает их лозунговый характер. Реализация согласованных подходов последовательно реализуется, через их продвижение странами-участницами в международных организациях и структурах (ООН, ВТО, МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ВОЗ и т.д.), что обеспечивается политическим и экономическим значением и ролью стран — членов «клуба лидеров» в мировом сообществе.
Немаловажным обстоятельством, обусловливающим актуальность и перспективы реализации решений «группы восьми», является практика приглашения для рассмотрения соответствующих вопросов руководителей заинтересованных стран (к примеру, многих развивающихся стран в Эвиане) и международных организаций (ВТО) и т.д.
Можно констатировать, что «клубом лидеров» избрана весьма плодотворная практика общения, обсуждения, принятия и реализации масштабных решений, затрагивающих интересы мирового со-общества, в том числе и, в особенности, в области экономики.
Есть все основания для распространения такой практики. На современном этапе, когда вырисовывается тенденция усиления однополярности, простое расширение «восьмерки» не представляется эффективным.

Другой вариант — создание международных структур, подобных «клубу лидеров» из новейших индустриальных стран, выходящих в обозримой перспективе на ведущие мировые позиции, особая значимость рассмотрения вопросов, выносимых на обсуждение, эксклюзивные методы обеспечения их реализации. Это далеко не внешняя и исключительная сторона деятельности саммитов, неслучайно получивших название «клуба лидеров». Указанное было закреплено в Декларации Рамбуйе: «Каждый из нас. Несет ответственность за управление открытым демократическим обществом... и...отвечает за процветание крупной», индустриальной экономики. Рост и стабильность наших экономик помогут процветанию всего индустриального мира и развивающихся стран».
Декларация первого заседания «клуба лидеров» в известной мере была программным документом, определившим основные направления и задачи деятельности саммитов на долгие годы, что полностью подтвердилось за истекшие 30 лет. Основные ее положения актуальны и в настоящее время, и на перспективу.
В экономической области участниками клуба были определены основы общего подхода к ключевым социально-экономическим проблемам западного мира, которые должны быть предлогом постоянного внимания: обеспечение устойчивого экономического роста, подавление инфляции, сокращение безработицы. В тех или иных вариантах они подтверждались на всех последующих саммитах, несмотря на глубокие и временами существенные идейно-политические, партийные различия позиций участников заседаний, представлявших страны в данный момент.
Внутренние социально-экономические проблемы, среди которых в качестве приоритетных были признаны названные выше и добавившиеся к ним позже энергетические, стали стержнем рассмотрения и решений, требовавших выработки общих подходов применительно к странам — членам клуба, а также к неучаствующим государствам.
Безусловным предметом рассмотрения стали стратегические проблемы мирового хозяйства и международных экономических отношений.
Признавая новую особую роль фактора взаимозависимости национальных экономик, «клуб лидеров» определил как важнейшие приоритеты в этой области:
• поддержание открытости международной торговой системы как средства увеличения объемов мировой торговли и укрепления стабильности цен. Перед ГАТТ (ВТО) поставлена задача «достижения максимально возможного уровня либерализации торговли». В этом плане предусматривалось: «существенное сокращение тарифов», «уменьшение числа нетарифных мер»; расширение «сельскохозяйственной торговли». Эти вопросы являлись и являются предметом постоянного внимания саммитов «группы восьми»;
• поддержание стабильности международной валютно-финансовой системы, в том числе путем «противодействия беспорядочным колебаниям рынков и обменных курсов». Несмотря на сложность возникающих в этой сфере проблем на целом ряде саммитов «клуба лидеров» они были предметом обсуждения и принятия согласованных решений;

• содействие в решении социально-экономических проблем развивающихся стран, прежде всего с помощью сокращения452 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО
дефицита их платежных балансов, увеличения их экспортной выручки;
• обеспечение западной экономики достаточными энергетическими ресурсами, выработка и осуществление мер для преодоления энергетического кризиса. Это задача остается крайне актуальной, что делает необходимым ее рассмотрение и в настоящее время. Неслучайно последнее было важным пунктом повестки саммита «группы восьми» в 2005 г. Подчеркивая значение роста взаимозависимости стран, «Декларация Рамбуйе» провозгласила стремление государств-участников развивать «конструктивный диалог между всеми странами, невзирая на различия в уровнях их экономического развития, наличия ресур-сов, различия политических и социальных систем».
За истекшие годы состоялся 31 саммит «клуба лидеров», к числу которых в 1976 г. присоединилась Канада, а в 1986 г. в полной мере согласно решению Лионской встречи — Россия. За время деятельности клуба лидеров сформировалась достаточно четкая структура периодически функционирующих рабочих органов саммитов: групп представителей высокого уровня по основным конкретным вопросам, подлежащим обсуждению («новая энергетическая стратегия»); министров финансов и министров иностранных дел. В странах предусмотрена практика назначения шерпов и сушерпов, отвечающих за подготовку отдельных важнейших позиций и материалов, и т.д. В последние годы был взят курс на повышение роли председателей совещаний саммита, проводимых поочередно во всех странах-участницах.
Широкий круг важнейших международных проблем в области мировой политики (военная акция в Ираке и т.д.) и экономики (обеспечение устойчивого развития, ускорение экономического роста, реформы международной торговой системы, состояние мировой энергетики, охрана окружающей среды и т.п.) были предметом рассмотрения на последних саммитах «группы восьми» в Кана-каскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Лонг-Айленде (США, 2004) и в Гленигалсе (Шотландия, 2005), где рассматривались некоторые из указанных проблем, а также вопросы борьбы с международным терроризмом. Очередной саммит «группы восьми» состоится под председательством Президента РФ В. В. Путина в Санкт-Петербурге в 2006 г.

43. основные принципы и направления экономической деятельности ООН. Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН.

В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что, наряду со всемерным увеличением роли мировых политических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Свое выражение это нашло прежде всего в расширении экономических функций ООН.
Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.
Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, многообразием возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызывающим необходимость в быстрых и эффективных решениях.
Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической организацией. Этот политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах и выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к миро-вым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.
В ст.1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере ".

.. осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального... характера...". Целый ряд других положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества. Так, главы IX и Х целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания на конкретные цели экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называется "создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений", "повышение уровня жизни, полной занятости населения", содействие "условиям экономического и социального прогресса и развития". Устав не содержит перечня специальных принципов экономического сотрудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.
Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:
а) решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;
б) содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;
в) содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
г) решение проблем регионального экономического развития.
На практике работа по данным направлениям осуществляется с использованием следующих форм деятельности: информационная, технико-консультативная и финансовая.
Информационная деятельность является самым распространенным видом работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности - общее воздействие на направления экономической политики стран-членов.

В большей степени эта работа "про запас", "на будущее". Публикуется значительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных статистических данных воглавляют Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой. - иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.
Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:
• не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела;
• должна оказываться исключительно через правительство;
• должна предоставляться исключительно данной стране;
• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;
• должна отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношении.
Более подробно о данной сфере деятельности будет сказано ниже.
Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии международных организаций Международного банка реконструкции и развития, Между-народной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Международного валютного фонда. Эти организации формально являются специализированными организациями ООН.

Основными структурными подразделениями системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея, согласно соответствующих статей Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества и руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального Совета. Основная задача Ассамблеи - служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является следующим по старшинству органом в системе экономического механизма ООН. ЭКОСОС, созданный в 1946 г., по-существу осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС являются 54 государства - члена ООН, избираемые Генассамблеей ООН, причем 5 постоянных членов Совета Безопасности являются неизменными членами. Высшим органом ЭКОСОС является сессия Совета. Ежегодно проводятся три сессии:
• весенняя - по социально-правовым и гуманитарным вопросам;
• летняя - по экономическим и социальным вопросам;
• организационная.
В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главных функции:
• это ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем и разработки принципиальной политической линии;
• это координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
• это подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.
Итак, ЭКОСОС координирует:
A) деятельность постоянных комитетов (экономкомитет, социальный комитет и др.);
Б) деятельность функциональных комиссий и подкомиссий (статистическая, по социальному развитию и т.д.);
B) деятельность региональных экономических комиссий (Европейская экономическая комиссия - ЕЭК, Экономкомиссия для Африки и др.);
Г) деятельность специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.). Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например, с ПРООН, являющейся вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), 6 функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), 5 региональных экономических комиссий и ряд других органов.
Секретариат ООН - третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работает на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейшим из которых является Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Далее речь пойдет о некоторых организациях ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наиболее активна и осязаема.
ГА ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся международной торговой организацией. В деятельности конференции принимают участие практически все государства - члены ООН и ряд международных организаций. Высшим органом ЮНКТАД являются сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.
Основными задачами ЮНКТАД являются:
• содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного сотрудничества между государствами;
• выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;
• участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.
ЮНКТАД рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торговли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят юридически обязательного характера.
К настоящему времени состоялось девять сессий ЮНКТАД. Последняя прошла в 1995 г. в г. Мидранде (ЮАР). Сессия была непростой. В определенном смысле Конференция переживает не лучшие дни. Главными вопросами повестки дня, по-существу, были два, которые можно сформулировать примерно так: изменение структуры и направлений деятельности организации; поиск ее нового лица, адаптация направлений деятельности организации к современным экономическим реалиям.

Что касается первого, то речь шла о необходимости модернизировать существующий аппарат, механизм сотрудничества. Вторая проблема во многом была предопределена теми изменениями, которые произошли в начале 90-х годов. Так, сказались в определенном смысле противоречия между ЮНКТАД и ГАТТ. ГАТТ, являясь не организацией, а Соглашением, тем не менее пыталось и "в лоб", и "в обход" предстать организацией, решающей глобальные вопросы торговой политики, забывая при этом, Что не все страны мира, в т.ч. и крупные с экономической точки зрения, были членами ГАТТ. С другой стороны, ЮНКТАД в силу своей специфики, в т.ч. и "забюрокраченности" реально не могла эффективно решать сложнейшие вопросы мировой торговли. С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. В конце концов в Мидранде было достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу. Эта организация универсального характера в качественно новых условиях конца XX века должна вырабатывать общие торгово-политические принципы в контексте развития, а за ВТО остаются чисто торговые вопросы. Да и соглашение переросло в Организацию. На ЮНКТАД-1Х остро обсуждалась и проблема развивающихся стран. В условиях глобализации, укрупнения мировых рынков возникли новые барьеры для развивающихся стран, они прямо поставили вопрос - а каково содействие ЮНКТАД в плане их невытеснения с рынков, способна ли ЮНКТАД содействовать реально и т.д. Конференция предприняла ряд мер по решению обсуждавшихся в Мидранде проблем, но говорить о результатах пока рано.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) - специализированное учреждение ООН для содействия индустриализации развивающихся стран, их промышленного развития путем мобилизации национальных и международных ресурсов. ЮНИДО была создана в 1966 г. Высшим органом является Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Руководящие органы ЮНИДО - Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Штаб-квар-тира ЮНИДО находится в Вене.
Деятельность ЮНИДО принято условно подразделять на оперативную и вспомогательную. Оперативная деятельность ЮНИДО, исходя из резолюции ГА ООН включает:
• разработку рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политической, экономической, финансовой обстановки, технических факторов;
• создание и укрепление в развивающихся странах учреждений и органов по вопросам управления производством;
• организацию и проведение научно-исследовательской работы по обоснованию промышленных объектов;
• предоставление технической помощи в осуществлении конкретных проектов, рекомендаций по использованию сырьевых ресурсов и др.
Вспомогательная деятельность включает в себя сбор, обобщение, публикацию и распространение информации, публикацию докладов и т.д.
ЮНИДО располагает Банком промышленной и технологической информации (БПТИ) и обеспечивает его деятельность и связи с аналогичными банками на региональном и Национальном уровнях. Развивающиеся страны, таким образом, получили доступ к информации научно-технического характера, что является реальной помощью.
С начала 1986 г. ЮНИДО приобрела статус специализированного учреждения системы ООН. Преобразование коснулось оргвопросов административной, финансовой, кадровой самостоятельности, не изменив существа ее деятельности, целей, принципов и направлений. В настоящее время ЮНИДО имеет собственный регулярный бюджет, формируемый обязательных взносов стран-членов и предназначенный главным образом для содержания Секретариата. Финансирование оперативной деятельности осуществляется из средств программы развития ООН и Фонда промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов стран-членов.
Если ЮНИДО имеет статус специализированной организации, "работающей" с развивающимися странами, то другой институт ООН - Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) - является вспомогательным органом ГА ООН, международной программой по предоставлению многосторонней технической и предынвестационной помощи развивающимся странам в важнейших векторах экономики. Год создания -1965. Руководящий орган ПРООН - Совет управляющих, состоящий из 48 представителей правительств, избираемый на 3-летний период. Ежегодно проводятся две сессии Совета, в промежутках между ними организацией руководит Секретариат, расположенный в Нью-Йорке. Помощь ПРООН финансируется за счет добровольных взносов и оказывается только правительствами, через их посредство или по их просьбам. К середине 90-х годов глобальная сеть ПРООН расширилась до 132 страновых отделений, обслуживающих 175 стран и территорий. Бюджет ПРООН из года в год варьируется, т.к. запланировать добровольные взносы довольно сложно. Так, в 1993 г. общий объем средств в распоряжении ПРООН составил 1,42 млрд. дол., из которых добровольные взносы составили 0,91 млрд. дол., а освоение средств составило 1 млрд. дол. В настоящее время Совет управляющих призвал ПРООН сконцентрировать свою деятельность на шести направлениях: борьба с нищетой, развитие управленческой деятельности, техническое сотрудничество между развивающимися странами, окружающая среда, рациональное использование природных ресурсов и участие женщин в развитии и технологии в целях развития. Данные шесть направлений были сконцентрированы в программах пятого цикла (1992-1996гг.). Программы данной организации реально функционируют, ибо в данном случае задействованы средства, и немалые. За использованием добровольных взносов установлен соответствующий контроль. Имеются примеры реального осуществления проектов (ирригация, рыболовство, эксплуатация лесных ресурсов и т.

д.).
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) является специализированным учреждением ООН, задачей которого является координация работы межправительственных организаций по вопросам сельского хозяйства, а также индивидуальных и коллективных действий в целях улучшения обеспечения населения сельхозтоварами. ФАО была создана в 1945 г., высший орган - Конференция, созываемая раз в два года, штаб-квартира -в Риме. Одна из основных задач ФАО - оказание помощи развивающимся странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Помощь в рамках ФАО носит как материальный, так и нематериальный характер. В развивающиеся страны поставляется продовольствие, осуществляется техническая помощь в развитии сельхозпроизводства, подготовка кадров, разработка рекомендаций и т.д.
Отдельным блоком стоят региональные экономические комиссии, координируемые ЭКОСОС и учрежденные в соответствии с резолюциями ЭКОСОС.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЖ) - учреждена в 1947 г. в качестве временного органа ООН с 5-летним сроком полномочий в целях содействия экономи-ческому возрождению послевоенной Европы. С 1951 г. - ЕЭК получила статус постоянного органа ООН. Руководящий орган ЕЭК - очередная ежегодная сессия, секретариат расположен в Женеве. ЕЭК содействует развитию торговли, научно-технического сотрудничества. В составе ЕЭК целый ряд отраслевых комитетов - по вопросам сельского хозяйства, химии и т.д. - всего около полутора десятка. В последние годы ЕЭК сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах экологии, особенно трансграничного характера, в области эффективного использования энергии (программа "Энергетическая эффективность в 2000 году), в области транспорта (с позиций экологии) и лесных ресурсов.
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) – создана в 1958 г. с целью оказания содействия африканским народам в изучении и анализе проблем развития Африканского континента. ЭКА разрабатывает мероприятия по экономическому развитию данного региона, предоставляет консультативные услуги согласно запросам стран-членов. Высший орган - ежегодные сессии Комиссии, в перерыве руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ®КА имеет четыре субрегиональных отделения - для Север-ВОЙ Африки - в г.Танжере (Марокко), для Западной Африки - в г.Ниамее (Нигер), для Восточной Африки - в г.Лусаке (Замбия), для Центральной Африки - в г.Киншасе (Заир). В последние годы ЭКА оказывала содействие в рамках консультативных технических услуг в области борьбы с засухой, создания проектов в области ирригации, подготовки кадров. Бюджет ЭКА является в последние годы выше, чем у других комиссий. Так, в 1992-93 гг. он составил 72,1 млн. Дол.
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) создана в 1948 г. Высший орган - сессия, созываемая один раз в два года, в период между сессиями - Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов - Латинской Америки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Голландии, Испании. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы - Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского района, Комитет по торговле, Комитет Правительственных экспертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже отмечавшиеся выше, бюджет приблизительно такой же, как и у ЭКА.
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) -региональный орган, основана в 1947 г. Высший орган - ежегодная сессия, секретариат ЭСКАТО расположен в Бангкоке. Членами ЭСКАТО являются большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. На пятидесятой сессии Комиссии в Дели в 1994 г. была принята Декларация об укреплении регионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пути к XXI столетию, которая в общем наметила пути развития региона с учетом его специфики. Ведется работа в рамках программы действий по региональному экономическому сотрудничеству в области передачи технологии под инвестиционные проекты. Определенные достижения имеются в рамках реализации программы "Транспорт и связь" и программы развития инфраструктуры, имеющих крайне важное значение для региона, в котором проживает более половины населения земного шара.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1974 г. В состав ЭСКЗА входят 14 государств данного региона. Высший орган - пленарная сессия, созываемая раз в два года. Секретариат ЭСКЗА состоит из целого ряда отделов - планирования, промышленности, сельского хозяйства и др., расположен в Багдаде. Экономическое сотрудничество стран в данном регионе во многом определяется политической ситуацией. Задачи, которые ставит перед собой ЭСКЗА, в принципе, аналогичны тем, что рассматривались выше - создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, исследования технического характера и т.д. В 1994 г. в Аммане Комиссия приняла для выполнения пять тематических программ:
• рациональное использование природных ресурсов и управление природопользованием;
• повышение качества жизни;
• экономическое развитие и сотрудничество;
• события регионального значения и глобальные изменения;
• специальные проблемы.
На протяжении последних лет бюджет ЭКЗА, по сравнению бюджетами других организаций, меньше примерно на 40-45% и сравним с бюджетом ЕЕК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: