Рядом технических изобретений и, в этом смысле, неотделимо от эпохи
Конца XIX- XX века. В этой перспективе оно обычно и рассматривается.
Однако не следует забывать, что художественную основу кино составляет
Значительно более древняя тенденция, определенная диалектическим
Противоречием между двумя основными видами знаков, характеризующими
Коммуникации обществе. (15)
(*) На самом деле вопрос этот несколько более сложен: в обществе,
Культура которого нацелена на повышенную семиотичность, любая, самая
Естественная потребность человека может нагружаться вторичной, знаковой
Ценностью. Так, в системе романтизма, как отмечал еще Чернышевский,
Болезнь и ее признаки: томность, бледность - могут получать
Положительную оценку, поскольку выступают в качестве знаков
Обреченности, романтической избранности, возвышения над земным.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Всякое искусство в той или иной мере обращается к чувству реальности
|
|
У аудитории. Кино - в наибольшей мере.
"чувство реальности", о котором здесь идет речь, заключается в ином: каково бы ни было происходящее на экране фантастическое событие, зритель становится его очевидцем и как бы соучастником. Поэтому, понимая сознанием ирреальность происходящего, эмоционально он относится к нему, как к подлинному событию.
Эмоциональная вера зрителя в подлинность показываемого на экране
Связывает кинематограф с одной из наиболее существенных в истории
Культуры проблем.
Все технические усовершенствования - обоюдоострые орудия: призванные служить социальному прогрессу и общественному добру, они столь же успешно использовались и для противоположных целей. Одно (16) из величайших достижений человечества - знаковая коммуникация - не избежало той же участи. Призванные служить информации, знаки нередко
использовались с целью дезинформации. "Слово" неоднократно выступало в
истории культуры как символ мудрости, знания и правды (ср. евангельское:"В начале было слово") и как синоним обмана, лжи (гамлетовское: "Слова,слова, слова", гоголевское: "Страшное царство слов вместо дел").
Отождествление знака и лжи и борьба с ними: отказ от денег, социальных
Символов, наук, искусств, самой речи - постоянно встречаются в античном,.в средневековом мире, в различных культурах Востока, в новое время становятся одной из ведущих идей европейской демократии от Руссо до ЛьваТолстого. Процесс этот протекает параллельно с апологией знаковой культуры, борьбой за ее развитие. Конфликт этих двух тенденций - одно из устойчивых диалектических противоречий человеческой цивилизации.
|
|
фотография, которая обладала всеми данными безусловной документальности и истинности и воспринималась как нечто противоположное культуре,идеологии, поэзии, осмыслениям любого типа - как сама жизнь в своей {8}