Что в египетском иероглифическом письме, которое можно рассматривать как

Опыт создания повествовательного текста на иконической основе, очень

Скоро выработалась система детерминативов - формальных значков условного

Типа для передачи грамматических значений.

Миры иконических и условных знаков не просто сосуществуют - они

Находятся в постоянном взаимодействии, в непрерывном взаимопереходе и

Взаимоотталкивании. Процесс их взаимного перехода - один из существенных

Аспектов культурного освоения мира (11) человеком при помощи знаков.

Особенно ярко он проявляется в искусстве. На основе двух видов знаков вырастают две разновидности искусств:

Изобразительные и словесные. Разделение это очевидною, казалось бы, ни в

Каких дальнейших пояснениях не нуждается. Однако стоит приглядеться к

Художественным текстам и вдуматься в историю искусств, как делается

Ясно, что словесные искусства, поэзия, а позже и художественная проза,

Стремятся из материала условных знаков построить словесный образ,

Иконическая природа которого наглядно обнаруживается хотя бы в том, что

Чисто формальные уровни выражения словесного знака: фонетика,

Грамматика, даже графика - в поэзии становятся содержательными. Из

Материала условных знаков поэт создает текст, который является знаком

изобразительным. Одновременно происходит и противоположный процесс:

Рисунком, который по самой своей знаковой природе не создан для того,

Чтобы служить средством повествования, человек неизменно стремится

Рассказывать. Тяготение графики и живописи к повествованию составляет

Одну из самых парадоксальных и одновременно постоянно действующих

Тенденций изобразительных искусств. В крайних случаях знак в живописи

Может приобретать свойственную слову кон-венциональность в отношении

Выражения и содержания.

Таковы аллегории в живописи классицизма. Зрителю надо знать (знание это он черпает из вне живописи лежащего культурного кода), что означают маки, змея, держащая хвост в зубах, орел, сидящий на книге законов, белая туника и багряный плащ на портрете Екатерины II кисти Левицкого. В истории живописи древнего Египта был жанр настенных

Росписей, воспроизводящих жизнь фараона. Живопись осуществлялась в

Строго ритуализованных формах. В случае, если фараоном была женщина,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: