Рисовался, как и всегда, мальчик, а подлинный пол объекта изображения

выяснялся из словесной подписи. В этом случае рисунок, изображающий

мальчика, был выражением, содержанием которого была девочка, что в корне противоречит самой сущности изобразительных знаков.

{6}Между стремлением к преобразованию изобразительных знаков в словесные и повествованием как (12) принципом построения текста существует прямая и непосредственная связь.

Если рассмотреть такие образцы повествования живописными

средствами, как иконы русского живописца XV века Дионисия "Митрополит

Петр" или "Митрополит Алексей" (композиция икон однотипна), то нетрудно заметить, что композиция их включает два основных элемента: центральную фигуру святителя и серию расположенных вокруг этой фигуры изображений.

Эта вторая часть построена как рассказ о житии святого. Прежде всего,

Она сегментирована на равные пространственные куски, каждый из которых

Охватывает некоторый момент жизни центрального персонажа. Далее,

Сегменты расположены в хронологическом порядке, который задает также

Определенную последовательность чтения. То, что перед нами не простое

Скопление разнообразных, не связанных между собою рисунков, а единое

повествование, определяется:

Повторением в каждом сегменте фигуры святителя, решенной сходными

Художественными средствами и идентифицируемой, несмотря на изменение

Внешнего облика (возраст святого меняется при переходе от эпизода к

Эпизоду), при помощи знака - сияния вокруг головы. Это обеспечивает

Живописное единство серии изображений.

Связью рисунков со схемой типичных узловых эпизодов жития святого.

Включением в живописные изображения словесных текстов.

Последние два пункта определяют включение изображений в словесный

Контекст жития, что обеспечивает им повествовательное единство.

Нетрудно заметить, что построенный таким образом текст удивительно

Напоминает построение ленты кино с его разделением повествования на

кадры и, если говорить о "немом" кинематографе, сочетанием

Изобразительного рассказа и словесных титров (о функции графического

Слова в звуковом кино будет сказано дальше).

Не механическое соединение двух типов знаков, а синтез, вырастающий из драматического конфликта, из почти безнадежных, но никогда не (14)прекращающихся попыток добиться новых средств выразительности,употребляя знаковые системы, казалось бы, вопреки их самым основным свойствам, порождает разнообразные формы изобразительного повествования от наскальных рисунков до живописи барокко и окон РОСТА. Народный лубок,книжка-картинка, комикс входят как различные по исторической обусловленности и художественной ценности моменты этого единого движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: