Художественный ряд - последовательность
Структурных элементов в искусстве - строится иначе, чем
Нехудожественные структурные ряды. (62)
, Ф. де Соссюр сначала предложил различать в
естест-венных языках начала "языка" (системы структурных отношений) и
"речи" (.выражения этих отношений средствами языковой материи), а затем положил это же разделение в основу заложенной им семиологии – всеобщей теории знаковых систем.
По-скольку по мере удлинения текста на него
Наклады-вается все больше структурных ограничений, количе-ство
Возможностей для выбора следующего элемента будет неуклонно сужаться.
Следовательно, в любом правильно построенном тексте информационная
На-грузка от начала к концу будет падать, а избыточность (возможность
Предсказания вероятности появления следующего элемента в линейном ряду
Сообщения) - расти.
А) Нехудожественная
коммуникация подразумевает, что слушатель получает новое сообщение, но
|
|
код, общий с отправителем, дан ему заранее. Если я читаю книгу на
Эстонском языке, то предполагается, что я могу почерпнуть из нее много
Различных сведений, но эстон-ский язык мне уже известен заранее (речь
Идет не об учебном чтении с целью усвоения языка, а о нормальной
Коммуникации). Говорящий и слушающий на род-ном. языке владеют им в
Равной мере и настолько хорошо, что при обычном говорении перестают его
Замечать. Язык делается заметен, когда говорящий употребляет его
Необычно, индивидуально: ярко, образно, художественно - или плохо,
Грамматически непра-вильно, заикаясь или не выговаривая некоторых
Звуков. Нормальный же язык в силу своей правильности в обычной речи
Незаметен. Слушатель обращает внимание на то, что ему говорят, а не на
То, как это (63) делают, и извлекает информацию из сообщения - о языке
Он уже все знает и новой информации о его структуре не ждет и не
Получает.
Б) Художественная последовательность строится иначе.
Высокая информационная насыщенность художественного текста достигается
Тем, что, благодаря сложным и не вполне понятным его внутренним
Механиз-мам, структурная закономерность не понижает в нем
Информационности. Художественная структура подавляет