может означать и предмет, и группу предметов, и класс предметов любой
степени абстракции, оно может принадлежать и языку, описывающему
реальные объект и языку, описывающему описания, - метаязыку любого
уровня. И "птица", и "ворона" - слова.
Иконический знак обладает
исконной конкретностью, виде абстракцию нельзя. Поэтому выработка
абстрактного языка (например, языка древнегреческой скульптуры) была для живописи или ваяния всегда и трудной задачей и большим достижением. Фотография в этом отношении стоит в особом, а пожалуй, наиболее трудном,положении: художник ее дает более высокую степень абстракции тем, что воспроизводит не все стороны объекта.
так, например, данные крупным
планом предметы воспринимаются в кино как метафоры (в естественном языке
они выступили бы как метонимия). Такую же роль играют искажающие съемки,например, резкое увеличение вытянутой к экрану руки.
У кинематографа
есть - именно потому, что он рас-сказ - средство, обычное в словесном
|
|
Тексте и уни-кальное в мире изобразительной живописи.
Это - повторение.
Повторение одного и того же предмета на экране создает некоторый
Ритмический ряд, и знак предмета начинает отделяться от своего видимого обо-значаемого.
На одном полюсе здесь находится
(59) свойственный различным культурам символизм человеческого тела
(символизм глаз, лица, рта, рук и пр.), на другом - проблема игры актера
как средства общения со зрителем и определенной знаковой коммуникации.
Семиотика жеста, мимики составляет, однако, особую проблему, которая
соприкасается с нашей теме.но должна рассматриваться отдельно.
Особое значение для превращения фотографических образов предметов в
Кинознаки имеет возможное широко изменять в ходе киноповествования
"точка зрения" зрителя. (*) В искусстве нового времени точка зрения
Текста подвижна в словесных (особенно романных) произведениях и
относительно стабильна в живописи и театре. В кино (и в этом проявляется его природа как повествовательного жанра) точка зрения как принциппостроения текста однотипна не живописи, театру или фотографии, а роману. При этом, если словесный диалог в кино параллелен диалогу же в романе или драме и в этом смысле менее специфичен, то адекватом
авторского повествования в романе в кинематографе будет образуемый цепью кадров кинематографический рассказ. (60)
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. МОНТАЖ