Вентиляционный воздух подается через многоступенчатые фильтры, осаждающие пыль с микрофлорой

В подвалах больших больниц – 1,2 м ниже уровня земли могут размещать подсобные служебные помещения, помещения для выписки больных, медицинские архивы, вестибюли.
Шумные помещения – автоклавная, дезкамеры, стерилизационная не должны располагаться рядом с палатами, лечебными и процедурными кабинетами, а также над и под ними.
Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок, потолков должна быть гладкими, легко доступными для уборки и дезинфекции. Окраска стен должна быть осуществлена силикатными красками. Потолки покрыты известкой (водно-эмульсионной побелкой). Полы в палатах должна обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы), окрашены масляной краской, а в вестибюлях – должны быть устойчивы к разрушению (мрамор, мраморная крошка). В помещениях с повышенной влажностью – операционная, перевязочная, родовая, процедурная, ванная, душевая, санузлы, клизменная – стены должны быть облицованы глазурованной плитой на полную высоту, а полы - из водонепроницаемых материалов В операционной стены должны быть покрыты безыскровыми, антистатическими, а потолки – водостойкими красками. В коридорах укладываются линолеумные полы с гладкими, с хорошо пропаянными швами и хорошо загнанными под плинтус.
Очистка и обеззараживание сточных вод от больниц осуществляется на общегородских очистных сооружениях. Специфические больничные отходы (послеоперационные, Паталогоанатомические и т.д.) подлежат обязательному централизованному сжиганию в специальных печах при больнице.
Мебель в больнице должна соответствовать стандартам и иметь гигиеническое покрытие (окраску, облицовку). Использовать неисправное оборудование не допускается.
Санитарно-технические приборы (краны, раковины, ванны, унитазы) должны находиться в исправном состоянии. Туалеты для больных должны быть оборудованы кабинками, вешалками, электросушилками для рук, зеркалами. В женских уборных должна быть кабина гигиены женщины с восходящим душем. К умывальникам должна быть подведена горячая вода (в детских палатах температура – не более 37ОС). Предоперационные, перевязочные, родовые залы д.б. с умывальниками с локтевыми кранами со смесителями. В палатах новорожденных должны быть раковины с широкой голиёй. Норма унитазов в туалетах: в мужских – 1 на 15 чел., женских – 1 на 10 чел.
В палатах не должно быть более 4 коек. Койки следует размещать рядами – параллельно стенам с окнами. Расстояние должно быть не менее - от стен до коек 0,9 м, между койками – в торцах - 1,2 м и сбоку – 0,8 м.
Освещение в палатах должно быть естественным. Дополнительное освещение искусственным светом допускается в кладовых, санузлах, ваннах, душевых, гардеробных. Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, безопасным, регулируемым и не оказывать слепящего действия. В каждой палате должен быть ночной светильник, расположенный около двери на высоте 1,3 м от пола. Нормы искусственного освещения для палат -100 лк, столовой -200 лк, операционной - 400 лк, перевязочной – 500 лк и т.д.
Акушерские отделения (санитарно-гигиенический режим).
Акушерские отделения и родильные дома имеют 7 категорий, в зависимости от числа коек (20 –150). Располагаются обычно в изолированных зданиях или в отдельном крыле. По планировке они должны обеспечить: 1) строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, 2) поточность поступления и выписки рожениц и 3) исключить внутрибольничные заражения.
Акушерское отделение делится на два отделения: физиологическое и обсервационное (сомнительное) – для рожениц с повышенной температурой, гнойничками и другими заболеваниями. Перед этими отделениями роженицы проходят «фильтр» - где измеряется температура, собирается краткий анамнез, уточняются эпидданные, выявляются гнойничковые заболевания кожи, грипп, ангины и другие заболевания. Затем они поступают в соответствующие смотровые комнаты, откуда попадают в помещение для санитарной обработки, а из него – в соответствующее отделение.
Каждое отделение имеет общую планировку: предродовые палаты, палаты для новорожденных, родовой блок, палату интенсивной терапии, послеродовые палаты. Медицинский персонал строго закреплен за соответствующим отделением.
В последнее время делают палаты на 1-2 родильницы с новорожденными совместно – и этот опыт хорошо себя зарекомендовал и для здоровья ребенка и родильницы.
В палатах соблюдается принцип индивидуального пользования предметами обихода (судно, кровать, постельное белье, клеенка). Выписка из отделений осуществляется раздельно. После выписки в палате проводится генеральная влажная уборка всего помещения и всего оборудования с 6% раствором перекиси водорода, 0,5% раствором детергента, 5% раствором хлорамина и облучение бактерицидными лампами в течение 1,5-2 часов.
Вентиляция родовых палат осуществляется также, как помещений хирургических отделений. Оценка микробной обсемененности отделения осуществляется в 2 этапа: до работы (норма – 500 колоний на 1м3) и во время работы (норма -1000 колоний на 1м3, в детских палатах – до 750 колоний на 1м3).

Профилактические мероприятия от заноса гнойничковых инфекций:
1.постоянный контроль за бактерионосителями патогенных стафилококков из числа персонала: а) при поступлении на работу - 3-хкратный мазок на стафилококк из зева и носа через 5-7 дней и обследование у ЛОР-врача; б) плановые обследования 1 раз в год и в) по эпидпоказаниям; г) не принимается персонал с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и ротовой полости и носители патогенных стафилококков;

2.тщательное обследование поступающих рожениц;

при появлении стафилококковых заболеваний у новорожденных:

а) в этот же день направляются экстренные извещения в ЦГСЭН и в отдел госпитализации инфекционных больных станции скорой помощи;
б) осуществляется срочная выписка – кого можно;
в) изолируется этот отсек от отделения;
г) проводится тщательная дезинфекция этой палаты (блока), коек, постельных принадлежностей.
Показатель благополучия родильного дома – отсутствие заболеваний у рожениц и новорожденных: а) в роддоме и б) в течение 7-10 дней после выписки.
74. Личная гигиена персонала больницы

Соблюдение личной гигиены медперсоналом имеет эпидемиологическое и психологическое значение: неопрятный внешний вид отрицательно действует на больных.
Перед поступлением на работу медработники проходят медицинское обследование: на туберкулез, кожвензаболевания и СПИД, а работники пищеблока обследуются еще на бактерионосительство кишечных возбудителей болезней, затем 2 раза в год проходят медосмотр и сдают анализы на бактерионосительство. Работники родильных, детских, инфекционных отделений и пищеблока должны перед работой принимать душ, а работники дезкамер, туберкулезного, инфекционного отделений и прозекторской – после работы.
Санитарки не должны привлекаться к раздаче пищи больным.
Гигиенические требования к условиям труда медперсонала:
1) должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения: шкафы в гардеробной – на 100% персонала, площадь гардеробной на 1 вешалку – 0,8 м2 для уличной и 0,4 м2 для рабочей одежды;

2.должны быть оборудованы душевые кабины и унитазы по нормам санитарных правил, а для женщин – комната личной гигиены;

3должна выдаваться спецодежда – халат, шапочка, сменная обувь и средства защиты – резиновые перчатки;

4.в процедурных кабинетах вывешиваются на стене правила охраны труда, ведется журнал регистрации микротравм, а в отделении - журнал первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;

5.для специальных отделений (рентгенологическое, радиологическое и др.) – выдается персоналу защитный фартук и перчатки;

6.для персонала должно быть организовано место для горячего питания - столовая/буфет, а также комната отдыха – не менее 12 м2 с холодильником и рукомойником.

75. Понятие «здоровье детского населения», определяющие и составляющие его факторы
В дополнение определения ВОЗ здоровья взрослых - «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» в понятия «здоровье детского населения» включается «и степень гармоничного развития в соответствии с возрастом и полом».
Изучением условий – внешних и внутренних, действующих на организм ребенка, и показателей, характеризующих здоровье детского населения, занимается наука «гигиена детей и подростков».
Факторы, формирующие здоровье детей, от которых зависит в последующем здоровье взрослого человека:

1.
наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии;

2.
здоровье родителей, наличие у них хронических заболеваний и вредных привычек, неуравновешенный образ жизни;

3.
природно-климатические факторы определяют заболеваемость соответственно в холодный или в жаркий период года и т.д.;

4.
социальные факторы: питание (недостаточное, несбалансированное), образ жизни детей (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие физической культуры) и социальное благополучие;

5.
эпидемические факторы - детские инфекционные болезни (до 15% в общей заболеваемости);

6.
эндемические болезни – флюороз, кариес зубов, эндемический зоб и др.;

7.
экологические факторы определяют 25-40% заболеваний у детей;


Определение степени физического развития ребенка – дело государственное и основывается на показателях здоровья, разработанных Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ. Этими

показателями определения здоровья у детей широко пользуются педиатры при проведении диспансеризации. Они включают:

1.
наличие/отсутствие хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР, педиатр, хирург, психиатр);

2.
уровень функционального состояния основных органов и систем организма выявляется клиническими методами, иногда с помощью приборов;

3.
о степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в предыдущем году. Часто болеющие дети – это 4 раза в году и более или одно заболевание более 25 дней;

4.
уровень нервно-психического развития устанавливается детским психоневрологом;

5.
степень физического развития и его гармоничности определяются путем сравнения индивидуальных показателей со средними для каждого возраста.


На основании полученных данных делается комплексная оценка состояния здоровья ребенка и его относят к одной из групп здоровья, которой педиатры ориентируется в назначении физических упражнений, лечебных и оздоровительных мероприятий.

76. Физическое развитие детей и подростков и его значение в оценке здоровья
Степень физического развития детей и подростков один из важнейших показателей здоровья. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые указывают на запас его физических сил и являются критерием нормальности его роста и формирования организма соответственно его возрасту и полу.

Рассмотрим развитие детей школьного возраста в разрезе их гигиенических особенностей.

Школьный возраст (7-17 лет) делят на 3 периода:

1) младший школьный возраст – второе детство (7-10 лет, 1-3 класс);2)средний школьный возраст – отрочество (11-13 лет, 5-7 класс);

3)старший школьный возраст – юность (14-18 лет, 8-11 класс).

1) младший школьный возраст – второе детство (7-10 лет, 1-3 класс). У девочек наступает на 2 года раньше, чем у мальчиков. В этот период резко меняется образ жизни ребенка. Он становится школьником: надо соблюдать режим школьных занятий, надо сидеть на уроках и дома, чтобы учить уроки, – это ограничивает двигательную активность и утомляет ребенка.

Особенности этого возраста:

1.
недостаточно развита ЦНС, в результате чего они не могут концентрировать внимание, сосредотачиваться, мотивировать свое поведение;

2.
растут в длину мало, но вес идет более заметно – 2,5 кг в год;

3.
продолжается окостенение скелета и при неправильной посадке за партой или ношение тяжелого портфеля в руке могут вызвать искривление позвоночника – сутулость, а слабый брюшной пресс вызывает выпячивание живота;

4.
кисти рук еще окостеневают – по мере этого улучшается координация движений и растет мышечная сила;

5.
число сердечных сокращений больше, чем у взрослых –85-90 уд/мин, кровь быстрей обращается по телу;

6.
слабо развиты дыхательные мышцы, дыхание поверхностное, 20 - 24 уд/мин;

7.
ребенок отдает больше тепла, чем взрослый, и обмен веществ у него более высок, т.к. ребенок растет, в связи с чем питание его должно быть больше (на кг веса), чем у подростков;

8.
вместе с тем, недоразвитая ЦНС недостаточно четко определяет как переохлаждение организма, так и его перегревание, в связи с чем возможны как переохлаждения организмы и простуды, так и перегревания.
^ 2) средний школьный возраст – отрочество (11-13 лет, 5-7 класс). Наступает у девочек с 10-11 лет, мальчиков – с 11-12 лет, проходит за три года и заканчивается юностью. Он характеризуется:

а) бурным неудержимым ростом;

б) развитием физических и умственных способностей, формированием воли, сознания – совести, характера, мировоззрения.

3) старший школьный возраст – юность (14-18 лет, 8-11 класс). Иногда в него объединяют подростковый и юношеский возраста. Это период полового созревания, который заканчивается у мальчиков – в 18-19 лет, у девочек – в 16-17 лет. За этот период:

а) полностью формируются пропорции тела;

б) завершается окостенение скелета и рост;

в) развиваются к 13-14 годам нервная и эндокринная системы;

г) усиленно растает скелетная мускулатура, особенно при занятии спортом. Сила кисти возрастает у мальчиков – с 16 кг (10 лет) до 35 (15 лет), у девочек – соответственно с 12,5 до 28 кг. К 15 годам у девочек мышечная сила достигает максимума, проходит угловатость, неуклюжесть;

д) увеличивается на 35% сила дыхательных мышц, что способствует глубокому дыханию, увеличивается ширина и объем грудной клетки..Сидение за партой приводит к росту тела больше в длину, чем в ширину, появляется «узкогрудость»;

е) меняется сердечно-сосудистая система (ССС), особенно у подростков: быстро растет сердце. Но у быстро развивающихся сердце в 15 лет работает как у взрослых, а у отстающих в росте – как у младших детей. У акселерантов сердечно-сосудистая система не поспевает за быстро растущим организмом. Такие подростки жалуются на слабость, быструю утомляемость, особенно при физических нагрузках, у них могут быть обмороки. Поэтому медики и родители не должны быть обмануты внешним здоровым видом и развитой мускулатурой: сердце у них часто отстает от роста тела.

У подростков отмечаются четыре особенности ССС:

а) при нынешней гиподинамии мышцы остаются дряблыми, сердце не тренеруется и создается «порочный круг»: организм не переносит даже умеренных нагрузок и формируется «капельное сердце», которое без спорта не растет;

б) таких детей нельзя отлучать от физкультуры, физических нагрузок, трудовой деятельности – это единственное лекарство, которое приведет в соответствие систему кровоснабжения и потребности организма;

в) в связи с перестройкой нервной и эндокринной систем имеет место частое нарушение нервной регуляции, от чего на недолго меняется частота сердцебиений и отмечается расстройство ритма. Это чаще бывает у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями, фарингитом, кариесом;

г) сидячий образ жизни и большая умственная нагрузка приводят к нарушению тонуса кровеносных сосудов – к гипо- или гипертонии (при норме у юношей – 120/65, у девушек – 115/60 мм рт. ст.).

Профилактика отмеченных нарушений заключается в соблюдении рационального режима школьного труда, достаточности активного отдыха на свежем воздухе отдыха, систематическом занятии оздоровительной физкультурой и спортом.

Из отмеченных нами анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста медицинские работники санитарного и лечебно-профилактического профиля, делают следующие выводы для воспитания у них потребности в выполнении требований ЗОЖ:

1) возможности организма школьников неодинаковы в различные возрастные периоды;

2) на возможности организма, кроме возрастных особенностей, накладываются половые и индивидуальные различия;

3) здоровье школьника кроме рационального питания зависит от двигательного режима, но эта нагрузка должна соизмеряться с учетом возрастно-половой специфики;4) в подростковый и юношеский периоды необходимо заниматься спортом для развития мышц, укрепления скелета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чем закладывается фундамент для здоровья в последующей жизни.

77. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: