В последние десятилетия Бразилия непрерывно проводит экономические реформы. Ещё военные правительства стремились вывести страну в число мировых лидеров. В целом, превращение Бразилии из страны третьего мира в развитую страну постепенно происходит, что сопровождается достаточно высокими темпами роста благосостояния населения.
И показательно, например, что за период с 1999 по 2005 год ВВП Бразилии вырос более чем на 48%. Причём, рост рекламного и медиарынка происходил опережающими темпами. Так, решающий вклад в развитие экономики в целом, по оценкам экспертов, наравне с производством стали, автомобилестроением и нефтехимической промышленностью вносит именно сфера услуг, куда и входит журналистика.
Кроме того, в Бразилии сегодня наблюдается активное движение к информационному обществу: быстро развиваются телекоммуникации, Интернет, постепенно внедряется цифровое телевидение, а вот аналоговое вещание планируется полностью прекратить с 2016 года. Тем не менее, бразильское общество все ещё противится всеобъемлющему процессу глобализации. На бразильский медиарынок довольно сложно прорваться иностранному капиталу. Здесь правят местные корпорации-гиганты.
ТВ в этой стране занимает две-трети рынка. Он также является важнейшим рекламоносителем. Очевидно, в ближайшем будущем Бразилия останется «страной ТВ (и «мыльных опер»)», так как этот вид СМИ здесь имеет свою традиционную значимость. Особенно об этом позаботится неоспоримый лидер Globo. Причём, платное ТВ – активно развивающийся сегмент рынка. В основном оно растёт за счёт пакетов (из одной розетки). О возможном выходе платного ТВ на медиарынок Бразилии говорил в 2010 году французский оператор Vivendi (Universal Music, линии связи во Франции и Марокко), недавно купивший оператора связи GVT.
Пресса, несмотря на развитие Интернета и новых технологий, продолжает играть важную роль. Но чтение газет и журналов остаётся элементом жизни высшего слоя (образованного и состоятельного, особенно мужчин). Положительная тенденция здесь – постепенный рост грамотности населения. Особенно это становится возможным из-за того, что в последние годы стремительно развиваются бесплатные газеты типа Metro. И ещё растёт распространение прессы в торговых сетях.
Ключевыми моментами в развитии печатной прессы все чаще являются: поиск новых маркетинговых моделей продвижения (как спонсорство и пиар) и форматов, мультимедийная коммуникация (бумага, Интернет, мобильные телефоны и гаджеты, мероприятия), сегментация изданий, рост и популярность прессы в регионах, учитывая исторически сильную тенденцию к урбанизации в стране.
Доля радио тем временем остаётся довольно стабильной на медиарынке (на уровне 4-5%). Активно развивается цифровое вещание, и эксперты считают это, наряду с развитием сетей и технологий, основной тенденцией настоящего и ближайших лет. Ведь цифровизация позволит одной радиостанции одновременно предлагать до трёх вариантов эфира. И этот процесс уже идёт.
Также важно отметить, что перспективным в бразильской медиасистеме и быстро развивающимся рекламоносителем сейчас является кино (кинотеатры) и индустрия развлечений. В скором времени этот сегмент может рассчитывать на солидную долю на рынке.
И ещё Интернет (социальные медиа, мобильные приложения и другие онлайн-сервисы) набирают небывалую популярность в Бразилии. Так, как указано выше, наибольший интерес у бразильцев вызывают гражданские (альтернативные) СМИ, новый жанр «новостные игры» и так называемый независимый цифровой ньюсрум.
Известно, что Бразилия вообще является основным потребителем трафика латиноамериканского интернета. 72,3% всех пользователей в Латинской Америке составляют жители Бразилии. А сразу две модные социальные сети Twitter (22,4%) и Facebook (23,2%) получили самые высокие показатели международного интернет трафика именно в Бразилии. Уже в 2009 году страна показала 50% рост Интернет пользователей в социальные сети и блогосферу, и это самые большие показатели роста в мире. По объему потребляемого интернет трафика Бразилия вошла в первую пятерку мировых лидеров, обойдя традиционно «компьютерные страны» как Германия и Великобритания. Бразильский Интернет рынок занимает по величине девятое место и считается наиболее быстрорастущим рынком в мире.
Итак, эта латиноамериканская страна предоставляет большие возможности для дальнейшего развития глобального рынка, возможности для привлечения потребителей в социальные рыночные сети и, соответственно, для инвестиций. При этом и традиционные медиа точно не пострадают.
Список использованной литературы и источников
Книги и учебные пособия:
1. Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. – Таганрог: Кучма, 2003.
2. Филиппова В.А. Медиасистемы России и Бразилии на современном этапе массовой коммуникации. – СПб: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, 2015.
3. Назаров М.М. Зарубежные рынки телевизионной рекламы: сравнительное исследование. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011.
4. Сбруев В.В. Журналистика Латинской Америки от первой газеты до начала концентрации и монополизации СМИ. – М.: РУДН, 2008.
Сайты в сети Интернет:
1. http://jourdom.ru/news/40174
2. http://www.rg.ru/2009/06/03/smi.html
3. http://www.evartist.narod.ru/mdo/mdi/008.htm
4. http://www.russobras.ru/education.php
5. http://mediaeducation.ucoz.ru/load/1
6. http://mediamedia.me/2014/03/gruppa-brazilskih-zhurnalistov-sozdayot-platformu-dlya-nezavisimyih-reportyorov/
7. http://www.radioportal.ru/articles/19025/opyt-brazilii-soedinenie-zhurnalistiki-i-videoigry-dlya-peredachi-informatsii
8. http://www.nbmarketing.ru/brazil/
9. http://grupoabril.com.br/pt/quem-somos/historia
10. http://lenta.ru/most/2003/08/07/marinho/
11. http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1427202173_5291.docx






