Пути формирования понятий. Классификация понятий

Формирование понятий – сложный психологический процесс. Он осуществляется и протекает по следующей схеме:

ощущения -> восприятие -> представление -> понятие

Процесс формирования понятий состо­ит из мотивации введения понятия, выделения его существенных свойств, усвоения определения, применения понятия, понимания свя­зи изучаемого понятия с ранее изученными понятиями. Формирование понятия осуществляется в несколько этапов:

1. мотивация (подчеркивается важность изучения понятия, активизируется целенаправленная деятельность школьников, возбуж­дается интерес к изучению понятия с помощью привлечения средств нематематического содержа­ния, выполнения специальных упражнений, объясняющих необходимость развития математической теории);

2. выявление существенных свойств понятия (выполнение упражнений, где выделяются существенные свойства изучаемого понятия);

3. формулировка определения понятия (выполнение действий на распознавание объектов, принадлежащих понятию, конструирование объектов, относящихся к объему понятия).

Выделяются два пути формирования понятий (рис. 6).

Рис.6. Пути формирования понятий

Объем понятия раскрывается с помощью классификации. Под клас­сификацией часто понимают последовательное, многоступенчатое раз­биение множества на классы с помощью некоторого свойства.

Классификация понятий - выяснение объема понятий, т.е. разделение множества объектов, составляющих объем родового понятия, на виды. Это разделение основано на сходстве объектов одного вида и отличии их от объектов других видов. Правильная классификация понятий предполагает соблюдение некоторых условий:

1. Классификация должна проводиться по определенному признаку, остающемуся неизменным в процессе классификации.

2. Понятия, получающиеся в результате классификации, должны быть взаимно независимыми, т.е. их пересечение должно быть пустым множеством.

3. Сумма объемов понятий, получающихся при классификации, должна равняться объему исходного понятия.

4. В процессе классификации необходимо переходить к ближайшему в данном родовом понятии виду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: