Цели и элементы товародвижения

Система товародвижения — ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.

Существует много разнообразных подходов к определению товародвижения, наиболее знаменитые определения приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Определения товародвижения

Целеполагающий подход с элементами планирования
Товародвижение – это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их происхождения к местам использования Завьялов П.С.
Товародвижение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контроля за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя Ф.Котлер
Товародвижение—это деятельность, связанная с планированием и осуществлением мероприятий по изменению статуса товара в эко­номической сфере и перемещению его в географическом пространст­ве Краснюк И.Н.
Процессный подход
Товародвижение - процесс продвижения товара от производителя в розничную торговлю к покупателю или через импортера (экспортера), оптового покупателя и других участников обращения товаров Балабанова Л.В.
Товародвижение - процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется доц. С.С.Шепилова
Системный подход
Товародвижение (в маркетинге) - система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей Соловьев Б.А.
Общие
Товародвижение - систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок Голубков Е.П.
Товародвижение - реализация товаров, перемещение их от производства к потребителю Синецкий И.И.
Товародвижение(в социалистических странах) - планомерная организация завоза товаров в отдельные области и районы страны Дихтль Е.

Из всех приведенных выше определений товародвижения наиболее точным, по-моему мнению, является определение, предложенное Ф. Котлером. Он рассматривает товародвижение как один из главных элементов программы «маркетинг-микс». Я считаю, что товародвижение – это деятельность по планированию, осуществлению и контролю за организацией контактов между продавцами и покупателями, за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам их использования. Товародвижение является фактором создания потребления. Товар должен быть доступен потребителю в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.

Товародвижение необходимо рассматривать как составляющий элемент маркетинга-микс. Другие составляющие маркетинга-микс — это товар, цена и система продвижения. Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара. Основной результат, который достигается в системе товародвижения, — это уровень обслуживания потребителей.

В России система сбыта находится на переходной стадии развития. Необходимо признать, что в ряде аспектов, формирование теоретической базы отстает от развития практики товародвижения, достаточно ограниченным остается методологический инструментарий, доступный менеджерам предприятий на практике. Все это говорит о том, что вопросы организации эффективного товародвижения требуют дальнейшего изучения.

Как правило, цели товародвижения представляют собой меру влияния, которое фирма планирует оказать на конкретный рынок. Это не является прогнозом того, что может произойти в пределах горизонта планирования, а является конкретной величиной, к которой должна активно стремиться фирма. Цели товародвижения основываются на платёжеспособном спросе тех целевых рынков, на которых работает предприятие.
Цели товародвижения могут быть заданы как в объёмах продаж в физическом выражении, так и в долях рынка для каждой марки товара или услуги отдельно. Данные цели, представленные в определённой, в понятной для сотрудников форме, лежат в основе плана сбыта продукции для сбытового подразделения предприятия или партнёра по сбыту.
Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками.

Главные цели процесса товародвижения, по мнению Е.П. Голубкова, формулируются в области обеспечения требуемого уровня удовлетворения запросов потребителей при минимизации затрат на организацию и осуществление данного процесса [4, с.285]. От процесса товародвижения потребители ожидают эффективной системы оформления заказов, наличия в запасах требуемых ими продуктов, возможности осуществления срочных поставок, быстрого выполнения гарантийных обязательств, надежного послепродажного обслуживания.

К сожалению ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов. На рисунке 1.1 представлена структура затрат по отдельным функциям физического распределения [4, c.289].

Рисунок 1.1 - Структура затрат по отдельным функциям физического распределения

Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками.

Товародвижение в целом включает следующие элементы: обработка заказов, транспортировка, получение, обработка и упаковка товаров, поддержание запасов, складирование, обслуживание сопутствующих информационных потоков, распределение и сбыт продукции. При этом обеспечение комплексного управления всеми этапами для достижения общих целей деятельности предприятия строится на основании подхода, согласно которому все элементы деятельности предприятия представляют собой движение материальных, информационных и финансовых потоков по спроектированным каналам распределения.

Основные элементы системы товародвижения и их доли в общей сумме затрат на него (в %) представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Элементы товародвижения

Система товародвижения является важнейшим направлением деятельности предприятия. О значении товародвижения свидетельствуют затраты на него, которые по данным различных исследователей колеблются от 15 до 25 % суммы продаж. Следует отметить, что средние расходы на рекламу и стимулирование продаж существенно ниже. Каждый производитель стремится сформировать собственный канал товародвижения путем прямого контакта с потреблением, что предпочтительнее, или через посредника. Прямой контакт производителя с потребителем предлагает доставку товара покупателю непосредственно, минуя маркетинговых посредников или через собственную сбытовую сеть. Достоинство этого способа связи продавца с покупателем состоит в том, что фирма осуществляет управление всем процессом товародвижения, имеет четкую обратную связь с покупателем. Такая система сбыта весьма полезна при единичном производстве. При серийном производстве фирма может организовывать филиалы каналов сбыта. При массовом типе производства фирма – производитель использует услуги посредников, агентов сбыта, розничных продавцов, дилеров. Наиболее весомые расходы второй группы, сюда относят: провозную плату или фрахт и страхование. Провозная плата взимается за перевозку груза. Кроме того, дополнительно взимаются сборы за погрузку, выгрузку, взвешивание и хранение, за ремонт тары (упаковки). Сегодня руководство должно беспокоить общий уровень затрат на организацию товародвижения, которые достигают 13.6 % суммы продаж для фирм – производителей и 25.6 % для фирм – промежуточных продавцов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: