Рынок и рыочый механизм

ТЕМА 2

1. Происхождение и сущность рынка

Мы уже знаем, что рынок — это обязательный компонент товарного хозяйства. Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.

Первое условие — общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на про­изводстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е. производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

Второе условие — экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных В принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой — всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.

Третье условие — разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность,с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяетсформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приоб­ретал форму товарного обмена, который осуществлялся в опреде­ленном месте и определенное время. Первоначально рынок имел примитивные формы. Так, по наблюдениям этнографов, на остро­ве Калимантан и в районах нынешней Малайзии рыночные отно­шения осуществлялись следующим образом: продавцы, положив своипродукты для обмена, уходили, чтобы дать возможность по­купателям свободно осмотреть товары; если покупатель решался приобрести предложенные ему товары, он оставлял свои продукты и уходил; затем возвращались продавцы и в случае согласия заби­ралиоставленные покупателем предметы, взамен оставив свои.

С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения рас­ширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыноч­ные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших вре­мен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие "рынок" приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-матема­тик О.Курно считает, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быс­тро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпыва­ющей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва куп­ли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо фор­мируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определен­ных специфических для обращения функций.

В результате возника­ет новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денеж­ного обмена (обращения), которое получило наибольшее распрост­ранение в нашей экономической литературе.

Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных от­ношений, то появляются новые определения рынка как совокуп­ность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступаю­щих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).

Но это всего лишь одна сторона рынка, Эти определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов ры­ночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребле­ния в сфере обращения.

С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится усло­вием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма ва­жен. Понятие "рынок"расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. И результате появляются определения рынка как совокупности "эко­номических отношений, с помощью которых осуществляется об­ращение общественного продукта в товарно-денежной форме" или как сферы реализации части совокупного общественного продуктa, в процессе которой проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ" (А.В.Орлов, Ф.А.Крутиков).

Между определением рынка как сферы обращения и как сово­купности конкретных экономических отношений есть принципи­альная разница: в первом случае акцент делается на объект рыноч­ных отношений — наличие товарно-материальных ценностей и де­нежных средств; во втором — на отношения, выражающие сущность категории "рынок".

Рынок рассматривают также как систему или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Существуют два типа хозяйственных связей:

1. Натурально-вещественные, безвозмездные, соответствующие объему и структуре потребностей.

2. Товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характернымичертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (ры­ночные) связи возможны только на основе свободной купли-про­дажи товаров и услуг.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство — ры­нок — потребитель), но и обратные (потребитель — рынок — про­изводство) хозяйственные связи.

Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования экономи­ки, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих дея­тельность производителей и потребителей, прямое и обратное воз­действие на производство и потребление.

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами.

Обмен можно рассматривать с двух сторон:

· как процесс движения товаров и услуг, как процесс обществен­ного обмена веществ;

· как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результа­тов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные то­варопроизводители и потребители вступают в контакты.

Необходимо различать обмен в широком смысле — деятельнос­тью, услугами, опытом, результатами и т.д., и обмен в узком смысле — только результатами труда, или продуктообмен. Последний в усло­виях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т—Т).

Товарное обращение — более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарно­го обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладель­цев — продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок со­ставляют суть торговой деятельности.

Торговые услуги — отношения посреднической деятельности лю­дей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистое виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в качестве вещи, а в качестве самой деятель­ности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособле­ние торговой деятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и эко­номичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их плате­жеспособного спроса) — другое важное обстоятельство для появ­ления торговых услуг, которые можно разделить на основные и дополнительные.

К основным торговым услугам относятся такие торговые опера­ции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключе­ние хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, ока­зание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных доку­ментов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связан­ные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование ко­торого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения.

В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредит­ной систем, которые удовлетворяют потребности самостоятельно­го движения стоимости в денежной форме и в строгом смысле не являются торговыми услугами. Такое представление о торговых ус­лугах составлено на основе методологии К.Маркса, его анализа сущности торгового капитала, известного еще с древних времен.

Торговый капитал — капитал, функционирующий в сфере обра­щения, по Марксу, представляет собой обособившуюся часть про­мышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство то­варов, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслу­живание. Экономический смысл такого обособления состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осу­ществляет реализацию товаров быстрее (лучше знает условия реа­лизации, спрос покупателей и т.д.) и с меньшими затратами. Вступ­ление торгового капитала в процесс реализации товаров служит основанием для участия его в дележе общей массы прибавочной стоимости и получении торговой прибыли. Движение торгового ка­питала характеризуется формулой Д—Т—Д', где Д — деньги, Т — товар, а Д'— деньги с приращением, с торговой прибылью. Торго­вая прибыль как расчетная категория выступает как разница между покупной и продажной ценой, получение которой является опре­деляющим мотивом деятельности торговца.

Первоначальной формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения которого послужи­ли отделение ремесла от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег и образованием местных рынков происхо­дит выделение особой группы лиц — купцов, специализировав­шихся на посреднических операциях в сфере товарного обмена.

Купеческий капитал служил одним из важных факторов перво­начального накопления капитала (сравните с современностью в России). Его роль была сложной и противоречивой. С одной сторо­ны, он способствовал накоплению денежного имущества в руках немногих, росту и концентрации производства, ибо в ряде случаев купцы переходили от простого посредничества к организации про­изводства с целью получения прибыли. С другой стороны, наживая колоссальные прибыли за счет неэквивалентного обмена, купцы подвергали основную массу населения, приобретавшего у них то­вары, чудовищной эксплуатации.

В эпоху свободной конкуренции торговый капитал обособляет­ся от промышленного довольно сильно. В настоящее время все за­метнее начинает проявляться противоположная тенденция. Круп­ные промышленные компании создают часто собственную сбыто­вую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат про­давцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими при­были, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупа­телей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыноч­ных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различ­ный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, мето­ды и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американс­ком, японском и других рынках.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его эконо­мических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность:

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы произ­водства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка произ­водство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Рынок содействует углублению общественного разделения тру­да и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономи­ческого соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и по­требления в ассортиментной структуре, сбалансированность спро­ са и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональ­ность в производстве и обмене между регионами, сферами нацио­нальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить?как производить?

На рынке действует регулирующая "невидимая рука", о кото­рой писал А. Смит: "Предприниматель имеет в виду лишь свой соб­ственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интере­сы, он часто более действенным способом служит интересам об­щества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им"*.

Современный рынок регулируется не только "невидимой рукой", но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производите­лей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наи­меньшими затратами и получением достаточной прибыли, стиму­лировании научно-технического прогресса и на его основе — ин­тенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. "Без давления рынка работ­ники предприятия будут избирать директорами не лучших специа­листов, а наиболее популярных и менее требовательных людей" (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установле­ние ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производ­ство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного кон­тролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количе­ство, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обо­собленных производителей и потребителей с целью обмена резуль­татами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаи­мовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь меж­ду участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а прода­вец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через посто­янно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объектив­ную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рын­ке. Современный рынок превращается в "гигантский компьютер", собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализа­ции товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек об­ращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку то­варов) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечива­ет взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно..."* Экономический интерес продавцов состоит в по­лучении большого дохода, а покупателя — в удовлетворении по­требности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквива­лентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия "функ­ция рынка" и "роль рынка" тесно связаны между собой. Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективно­го процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первич­ных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует произ­водить.

2.Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалан­сированность экономики.

3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответ­ствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4."Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконку­рентоспособных предприятий и свертыванию устаревших произ­водств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития циви­лизации, но одновременно это сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого об­щества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, воб­равших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различ­ных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, связан, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка:

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торгов­ли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предпри­ятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки товаров и услуг (бытовых, коммунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наи­большей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непос­редственное воздействие на благосостояние нации. В рамках этого рынка выделяется продовольственный рынок и рынок промыш­ленных товаров.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существо­вал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственно­го жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой пло­щади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бес­платно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок жилья — это часть рынка недвижимости.

Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом сво­бодной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, вне­экономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался то­варный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы пред­полагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нани­мателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифици­рованных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важней­шим механизмом этого рынка является биржа труда, где формиру­ется спрос и предложение рабочей силы.

Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производ­ственного назначения или те товары и услуги, которые непосред­ственно не предназначены для удовлетворения потребностей насе­ления, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на реше­ние задач по удовлетворению потребностей общества в необходи­мых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производ­ственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капитальных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая опре­деляет совершенствование технологий, техники, систем организа­ции и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высо­коинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвес­тиционные товары и материалы, а также с которым связана высо­кая степень риска, особенно в области фундаментальных и при­кладных исследований. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг, опыт­ные образцы и т.п.

Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные уча­стки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добы­вающих отраслей, и государственных структур. Большинство сде­лок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. На рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.

Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном то­варном рынке деньги выполняют посредническую функцию в об­мене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финан­совом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложе­ния денег прежде всего формируется за счет сбережений населе­ния, а также накоплений предприятий и организаций. Причем пред­ложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получе­нию процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается не­достаточно для финансирования тех или иных хозяйственных про­ектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворе­ние интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предостав­ленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсут­ствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребо­вало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному сво­бодному и аукционному курсу.

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически проис­ходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает са­мостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фон­ды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сы­рье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капи­тал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая назы­вается курсом ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг существует две организационные фор­мы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращают­ся ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а так­же продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структур­ные сдвиги в экономике.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, пред­метом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, раз­личного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информацион­ный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллек­туальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Оп­ределенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Информационный рынок выступает в роли предвестника буду­щего состояния прочих рынков. Информационный рынок объектив­но связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью приня­тия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситу­ацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функцио­нальном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъек­тов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационали­заторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рас­сматривать инновации как товар, который целесообразно прода­вать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наиболь­шее распространение в международной практике получили лицен­зионные соглашения, предусматривающие комплексный техноло-шческий обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предо­ставляющей технические знаниями практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой; спе­цификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам различают рынки:

1) покупателей;

2) продавцов;

3) государственных учреждений;

4) промежуточных продавцов — посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для со­временных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавцов характеризует значительное превышение спро­са над предложением. Здесь главную роль играет количество това­ров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о пред­продажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы "с колес", так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Тор­говля работает по принципу: "Бери, что дают!" Таков наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность ак­тов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих ос­новных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность эко­номических отношений лиц и организаций, приобретающих това­ры для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда различают рынки:

1) местный (локальный);

2) региональный;

3) национальный;

4) мировой.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслужи­вающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных по­требностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструкту­ре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктуpa. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляетсянеобходимость создания специализированного вида деятель­ности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, орга­низованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1)биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество;

2)аукционы, ярмарки и другие формы организационного не­биржевого посредничества;

3)кредитная система и коммерческие банки;

4)эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа
труда);

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7)налоговая система и налоговая инспекция;

8)система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9)специальные рекламные агентства, информационные цент­ры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и
негосударственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11)таможенная система;

12)профсоюзы работающих по найму;

13)коммерческо-выставочные комплексы;

14)система высшего и среднего экономического образования;

15)аудиторские компании;

16)консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъек­тов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей эконо­мики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

2. Спрос, предложение и цена

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельнос-ш в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. И зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют дли него боль­шую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его чле­нов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.

Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).

Ценность имеет синоним – стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость* имел другое значение, чем термин «ценность* в класси­ческой и современной экономической теории. По мнению совет­ских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребитель­ную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная иена обычно является равновесной ценой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: