Тема 3 финансовая политика и финансовый механизм

1 Финансовая политика и ее составляющие

2 Типы финансовой политики

3 Виды финансовой политики

4 Финансовый механизм

5 Финансовый контроль

 

Функционирование финансовой системы направлено на решение определенных задач, стоящих перед обществом. Эти задачи разрешаются посредством финансовой политики.

Финансовая политика – это комплекс мероприятий, которые осуществляются государством в сфере деятельности субъектов хозяйствования и финансовых институтов, граждан и государства с целью решения определённых задач и достижения поставленных целей.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.

Основная цель финансовой политики – оптимальное распределение средств между отраслями народного хозяйства, территориями, слоями населения.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможного объёма финансовых ресурсов;

2) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

3) регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма;

5) создание эффективной системы управления финансами.

Внутренние факторы, влияющие на финансовую политику:

- форма собственности на основные средства;

- структура экономики и уровень её развития;

- состав населения и уровень его благосостояния;

- организация денежного обращения и стабильность национальной денежной единицы;

- уровень развития кредитных отношений.

Внешние факторы, влияющие на финансовую политику:

- зависимость государства от отношений с другими государствами;

- экспортные возможности государства;

- степень интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.

Субъектом разработки финансовой политики является государство в лице органов власти и управления и основных финансовых органов – Министерства финансов и НБУ, а субъектом реализации – финансовые органы и институты.

Финансовая политика включает:

1 Монетарную политику – комплекс мероприятий в сфере денежного обращения. Ее механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.

2 Фискальную политику – характеризует действия государства в отношении централизации части произведенного ВВП и его общественного использования. Она осуществляется путем внедрения разнообразных методов мобилизации государственных доходов и распределению этих средств по отдельным направлениям государственных расходов. Фискальная политика подразделяется на:

- Налоговую политику – характеризует действия государства в сфере налогообложения: установление видов и соотношения налогов, определение плательщиков, ставок налогообложения, предоставления налоговых льгот и т.д. она отражает как потребности государства в денежных ресурсах, так и влияние налогов на деятельность предприятий и граждан.

- Бюджетную политику – деятельность государства в отношении формирования бюджета государства, его сбалансированности, распределения бюджетных средств. В зависимости от структуры бюджетных расходов политика может иметь социальную, экономическую или военную направленность.

3 Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующий субъектов. Главная задача этой политики заключается в том, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать денежные средства в экономику государства, чтобы происходил приток иностранного капитала.

4 Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения граждан, установленных Конституцией, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным слоям населения и т.д.

5 Таможенная политика представляет собой сочетание налоговой и ценовой политики, ограничивая или поощряя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя или сдерживая экспорт или импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями и регионами.

В зависимости от длительности периода, на который рассчитана финансовая политика, она включает в себя финансовую стратегию и финансовую тактику. Стратегия определяет сущность и направления тактики.

Финансовая стратегия – это политика, которая рассчитана на долгосрочную перспективу и решение глобальных заданий социально-экономического развития.

Финансовая тактика представляет собой текущую политику, направленную на решение конкретных заданий соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии.

Финансовая политика реализуется по двум направлениям:

1) регламентация финансовых отношений в обществе;

2) осуществление текущей финансовой деятельности.

Регламентация финансовых отношений характеризует стратегию финансовой политики, а текущая финансовая деятельность – ее тактику. Базовым элементом является регламентация финансовых отношений, которая может осуществляться государством в законодательной или административной формах.

Законодательная регламентация заключается в принятии соответствующих законодательных актов, которые устанавливают субъектов финансовых отношений, их права и обязанности, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и т.д. Административная регламентация предусматривает предоставление прав регулирования финансовых отношений органам государственного управления. Главной формой выработки финансовой политики является законодательная регламентация финансовых отношений, поскольку она ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, что делает устойчивой и финансовую политику.

Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным инструментом является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.

 

В зависимости от уровня вмешательства государства в экономику страны, различают следующие типы финансовой политики:

1) классическая – базируется на трудах А. Смита и Д. Риккардо. Основная идея – невмешательство государства в экономику, поддержка свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Как результат – ограничение государственных налогов и расходов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Система налогообложения строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и понятны. Управление финансами осуществлялось Министерством финансов.

2) регулирующая – базируется на трудах Дж. Кейнса. Основная идея – необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, за счёт чего формируется дополнительный спрос на продукцию. В результате обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, ликвидация безработицы и т.п. Резко меняется система налогов, основным становится подоходный налог, при исчислении которого использовались прогрессивные ставки. Это позволяет при высоком уровне расходов иметь сбалансированный бюджет. Изменяется и система управления финансами. Вместо единого органа, возникает несколько самостоятельных, специализированных органов, занимающихся планированием, контролем и управлением государственным долгом.

По существу различие между двумя этими теоретическими концепциями в финансовом аспекте сводилось к различной оценке бюджетного дефицита. Если первая концепция исходила из необходимости формирования и исполнения бездефицитного бюджета, то вторая концепция допускала возможность дефицитного бюджета и более того отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста.

В конце 70х годов XX ст. финансовая политика несколько изменилась, выделилось неоклассическое направление. Сущность изменений состояла в следующем: финансовая политика не отказывалась от регулирования, но ограничивалась степень вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

3) планово-директивная – как правило, используется в государствах с командно-административной системой управления экономикой. Цель данного типа финансовой политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для дальнейшего их перераспределения в соответствии с основными направления Госплана. Для нее характерна государственная собственность на средства производства, прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни. Такая финансовая политика предполагала максимально полное изъятие финансовых ресурсов у населения, у предприятий, у органов местного самоуправления. Положительной чертой этой системы был её всеохватывающий характер, а отрицательной – отсутствие гибкости, невозможность чуткого реагирования на экономические изменения и погрешности в самом механизме.

Средства у предприятий изымались двумя способами:

- при помощи налога с оборота (использовался в сферах экономики, в которой рентабельность была выше нормы)

- при помощи индивидуальных отчислений от прибыли

В отдельные годы изымалось до 80% прибыли. Таким образом, государство регулировало весь финансовый механизм предприятия. Изъятие средств у населения производилось при помощи подоходного налога. Кроме того, проводились принудительные государственные займы. Свободные средства населения, хранящиеся в сберегательных кассах, направлялись в бюджет государства в виде без облигационного займа. У местных органов власти изъятие средств проводилось при помощи ограничения источников дохода. Их удельный вес в бюджете составлял не более 10-15%. Расходы местных бюджетов покрывали за счёт средств, поступающих из вышестоящих бюджетов. Главный регулирующий орган в такой системе – Министерство финансов.

В зависимости от степени государственной или административной регламентации финансовых отношений, выделяют следующие три типа финансовой политики:

1 Жесткая регламентация состоит в том, что большая часть финансовых отношений регламентируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях либо административной экономики (и называется планово-директивной) либо в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Такая политика, как правило, малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к эффективному труду, так как доходами больше распоряжается государство, чем сами юридические и физические лица.

2 Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений – взаимоотношения с государством, отдельные элементы в взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества в целом и интересы юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для производительной деятельности и одновременно дает возможность государству оказывать влияние на социально-экономическое развитие общества.

3 Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и населения в эффективном функционировании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые также сводятся к минимуму.

 

Виды финансовой политики:

1 В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика:

- Политика стабилизации – направлена на поддержку макроэкономического равновесия на основании устойчивых объемов производства и стабильных цен. Различают две разновидности – политика стабилизации после экономического спада (носит стимулирующий характер), политика стабилизации в период экономического роста (ограничивающий характер).

- Политика экономического роста – направлена на достижение необходимого уровня ежегодного увеличения объемов ВВП. Нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечения их доступности как по цене, так и по условиям привлечения. Осуществляется тремя способами – рост государственных расходов (направлены на финансирование экономических потребностей), снижение налогообложения (позволяет предприятию большую часть средств оставлять у себя и направлять на расширенное воспроизводство) и проведение политики «дешевых денег» (низкие процентные ставки позволяют предприятиям шире привлекать кредиты).

- Политика стимулирования деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства. Осуществляется также как и политика экономического роста, но в обратном направлении.

2 По характеру реализации:

- Дискреционная – предусматривает осуществление государством определённых мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются государством в зависимости от ситуации, сложившейся на данный момент в экономике или финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может.

- Недискреционная – состоит в использовании определенных финансовых инструментов («встроенных стабилизаторов»), которые автоматически регулируют ситуацию. Функции таких инструментов выполняют налоги, субсидии, социальные государственные выплаты.


 

Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов.

Рыночная экономика базируется на использовании как собственного регулирующего воздействия, представляющего саму его основу, так и системы государственного регулирования рыночных отношений. Рынок на основе баланса спроса и предложения через механизм свободного ценообразования самостоятельно регулирует развитие отдельных отраслей, регионов и предприятий, производство определенных товаров и сферу услуг. Вместе с тем необходима и система государственного регулирования, но не полного регулирования, а корректирования и направления рыночных механизмов на достижение определенных целей и реализацию определенных задач. Государственное регулирование не заменяет рыночного саморегулирования, а только его дополняет.

Государственное регулирование экономики может осуществляться двумя способами.

1 Создание системы планового руководства, в основе которого лежат административно-командные методы. Задача сбалансирования экономического и социального развития решается на основе единого директивного централизованного планирования. Данному типу государственного регулирования соответствует директивный финансовый механизм.

2 Применение экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам. Действие финансового механизма на разные стороны социально-экономического развития имеет количественную и качественную определенность. Количественная проявляется в сумме средств, которые выделяются для достижения тех или иных целей. Без соответствующих ассигнований и кредитов невозможно разрешение ни одной задачи общественного развития. Но само по себе выделение средств еще не гарантирует разрешения той или иной задачи. Чрезвычайно важно, каким образом осуществляется формирование ресурсов, по каким каналам и в каких формах они движутся, на каких условиях выделяются и используются. Все это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Данному типу государственного регулирования соответствует регулирующий финансовый механизм.

Вышеуказанным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств соответствуют два метода воздействия на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовое регулирование, которые принято считать подсистемами финансового механизма.

Установление приоритетности той или иной подсистемы лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развитие общества и экономики, тем большая роль отводится финансовому регулированию.

Финансовое обеспечение преобладает в условиях административно-командной системы управления. Ресурсы, которые выделяются на основе решений административных органов, являются их материальным обеспечением. Финансовое регулирование в этих условиях подчиненно задачам создания соответствующих денежных фондов, прежде всего централизованного фонда – госбюджета. Напротив, в условиях рыночных отношений на первый план выступает подсистема финансового регулирования, так как именно она делает рынок регулируемым, а не стихийным.

Подсистемы финансового обеспечения и финансового регулирования тесно взаимосвязаны. Установленная в тот или иной период система финансового обеспечения требует соответствующего финансового регулирования.

Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Самофинансирование представляет собой обеспечение потребностей простого и расширенного воспроизводства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Это исходная форма финансового обеспечения. Без наличия определенных собственных средств начать какую-либо деятельность невозможно. Однако самофинансирование вовсе не означает создание финансовой автаркии, поскольку тесно связано с привлечением кредитов. Ведь заемные средства необходимо вернуть за счет собственных средств. В связи с этим необходимо четко разграничивать самофинансирование как принцип организации и как форму финансового обеспечения.

Принцип самофинансирования предусматривает, что регулирование финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредита. Он требует четкого определения соотношения между собственными и заемными ресурсами (т.е. самофинансирование как форма финансового обеспечения) предназначены для покрытия на минимально допустимом уровне. Остаток ресурсов формируется на основе использования кредита. Недаром центром финансовой системы являются банки. Главное преимущество такой системы финансового обеспечения состоит в том, что она способствует максимально эффективному использованию имеющихся в обществе ресурсов на основе ускорения их кругооборота. Увеличения удельного веса собственных средств, наоборот, замедляет кругооборот ресурсов, а потому и замедляет темпы социально-экономического развития.

Основой самофинансирования как формы финансового обеспечения является собственный капитал. В зависимости от формы собственности он может быть индивидуальным – частный, или коллективным – паевой или акционерный. Наиболее распространенным является акционерный капитал. В то же время особенности его формирования и использования приводят к тому, что в нем проявляются как признаки самофинансирования, так и определенные признаки кредитования. Поскольку акционеры являются совладельцами предприятий, то очевидной является признак самофинансирования. Однако из-за того, что реальные права управления собственностью находятся в руках владельца контрольного пакета акций, то остальные акционеры в определенной степени являются кредиторами по отношению к нему.

Каждая их форм собственности имеет свои преимущества и недостатки в формирования финансовых ресурсов и их использовании. Частный сособственник сам определяет свои потребности и исходит из своих возможностей. Паевой капитал имеет преимущества более высокого уровня концентрации ресурсов по сравнению с частным, однако он менее мобильный, поскольку предполагает согласования действий совладельцев. Акционерный капитал является чрезвычайно мобильной и рациональной формой концентрации и перераспределения финансовых ресурсов. Эта форма обеспечивает общественный контроль за эффективностью использования средств через вторичный рынок ценных бумаг. Котирование акций на фондовой бирже является индикатором состояния того или иного акционерного общества. Чем лучше показатели деятельности предприятия, тем выше уровень котировки его акций и тем выше спрос на них, что расширяет возможности привлечения финансовых ресурсов. Таким образом, только при условии высокой эффективности производства возможно функционирование акционерных обществ.

Кредитование как форма финансового обеспечения состоит во временном пользовании заемными средствами. Если самофинансирование – это исходная форма финансового обеспечения, то кредитование, особенно в условиях рыночной экономки, является главной формой. Оно базируется на принципах возвратности, срочности, платности и материальной обеспеченности кредитов.

Кредитование – чрезвычайно действенная форма финансового обеспечения. Во-первых, достигается значительная экономия общественного капитала за счет использования одних и тех же ресурсов разными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, установленные принципы кредитования требуют эффективного хозяйствования.

Третья форма финансового обеспечения – внешнее финансирование. Оно состоит в выделении средств определенным субъектам на безвозвратной и бесплатной основе. Это может быть государственное финансирование из бюджета или государственных фондов целевого назначения, поступления средств от общественных или добровольных фондов и организаций данной страны и из-за рубежа, гранды от международных организаций и т.д. В условиях рыночной экономики эта форма является подчиненной относительно самофинансирования и кредитования. Основным ее видом являются бюджетные ассигнования. Необходимо отметить, что всегда были и будут такие сферы, которые являются непривлекательными для финансирования. Прежде всего, это те сферы, которые являются непривлекательными для частного бизнеса или имеют высокое общественное значение. Однако при определенных условиях бюджетные ассигнования могут быть главным источником ассигнований в экономику на основе кейнсианской теории бюджетного мультипликатора. Такие условия возникают, когда практически невозможно использовать другие формы финансового обеспечения, прежде всего в период финансового кризиса.

Финансовое регулирование состоит в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы представляют собой распределительные и перераспределительные отношения, то финансовые методы регулирования, по сути, являются методами распределения. Различают два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.

Сальдовый метод предполагает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Как правило, именно этот сальдовый элемент несет в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятия является разницей между валовыми доходами и валовыми расходами. Как раз это стимулирует рост доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу определяются на основании отдельных расчетов. Эти расчеты могут носить нормативный характер, но нормативы устанавливаются не для объекта распределения (выручки, дохода, прибыли), а для других показателей.

Нормативный метод распределения состоит в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются относительно объекта распределения. Нормативным является распределение прибыли при ее налогообложении. Ставка налога на прибыль делит его на две части: первая вносится в бюджет государства, а вторая – чистая прибыль, которой распоряжается предприятие.

Выбор метода распределительных отношений является очень важным этапом построения системы финансового регулирования. Однако нельзя противопоставлять один метод другому, поскольку суть не только и не столько в методе, а в том, чем он наполняется, т.е. какие элементы распределительных отношений включает.

При сальдовом методе главное – выделение итогового элемента. В нем должны быть заложены стимулирующие функции, и они должны реализовываться на практике. Если этого нет, то такая модификация сальдового метода не соответствует задачам финансового регулирования.

При нормативном методе распределения очень важно установить оптимальное соотношение между нормативным регламентированием и самостоятельностью юридических и физических лиц в использовании средств.

Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянной изменяется в зависимости от задач финансовой политики. Чем шире вмешательство государства в финансовую деятельность предприятий и населения, тем больше ему необходимо инструментов. Расширение самостоятельности предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям привело к сокращению круга финансовых инструментов. В настоящее время к ним относятся платежи в бюджет и фонды целевого назначения, государственные дотации, а также амортизационные отчисления.

Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их влияния на отдельные стороны социально-экономического развития.

Финансовый механизм – совокупность финансовых методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на социально-экономическое развитие общества.

К составным элементам финансового механизма относятся финансовое планирование и прогнозирование, финансовые показатели, нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы и санкции, управление финансами и финансовый контроль, финансовое законодательство.

Рассмотрим подробнее некоторые виды финансовых планов.

Баланс доходов и расходов предприятия – это индивидуальный текущий финансовый план, рассчитывается на год с разбивкой по кварталам.

Платежный календарь – это оперативный финансовый план. Главная цель составления – спрогнозировать финансовое состояние предприятия на определенную дату, в отличие от баланса доходов и расходов, который составляется на определенный период.

Бизнес-план – план реализации определенного проекта или соглашения. Это не только финансовый план, он содержит разделы, в которых приводится расчет финансовых показателей, таких как затраты, прибыль, рентабельность, срок окупаемости затрат. Бизнес-планы обязательно составляются в случаях приватизации предприятия, продажу контрольного пакета акций на неконкурсной основе иностранному инвестору, при создании совместных предприятий с участием государства. Кроме того, кредитные учреждения, предоставляя долгосрочные кредиты, требуют предоставления предприятиями бизнес-планов для обоснования возвратности кредитов.

Сметы доходов и расходов составляют учреждения непроизводственной сферы, прежде всего бюджетные организации.

Бюджеты, как финансовые планы на уровне государства или его отдельных территориальных подразделений, всегда имеют две части: доходную и расходную. Доходная часть включает поступления и обязательные сборы, неналоговые платежи. В расходной части указываются направления расходования бюджетных средств, определяемые налоговой политикой, а также действующим порядком разграничения расходов между отдельными бюджетами.

Особенностью Государственного бюджета является то, что он имеет силу закона.

Баланс финансовых доходов и расходов государства составляется с целью определения объемов финансовых ресурсов, создаваемых во всех секторах экономики, направлений их использования, сбалансирования доходов и расходов государства. Отличие баланса финансовых ресурсов и расходов предприятия от сводного бюджета состоит в том, что, кроме централизованных финансовых ресурсов, мобилизуемых через бюджетную систему, в нем отражаются и децентрализованные собственные финансовые ресурсы, сосредоточенные в распоряжении предприятий, организаций, учреждений, прирост долгосрочных вложений населения, ресурсы централизованных фондов целевого назначения (кроме включенных в госбюджет).

В процессе финансового планирования и прогнозирования рассчитываются соответствующие финансовые показатели.

Финансовые показатели – это абсолютные или относительные величины, характеризующие создание и использование финансовых ресурсов в экономике государства, его финансовое состояние, результаты хозяйственной деятельности предпринимательских структур, уровень доходов населения, распределение и перераспределение ВВП посредством финансов.

Важными элементами финансового механизма являются финансовые нормы, нормативы, лимиты, резервы, стимулы – их еще называют финансовыми рычагами. Финансовые нормы условно подразделяют на четыре группы. К первой относятся нормы, которые централизовано утверждаются органами законодательной и исполнительной власти – ставки заработной платы, размер стипендий. Ставки налогов, некоторые виды сборов и отчислений.

Ко второй группе относятся нормы, базирующиеся на материальных потребностях. Это нормы расходов на питание в дошкольных и других учреждениях образования и охраны здоровья, нормы расходов на медикаменты, освещение, отопление и т.д.

Третью группу составляют нормы, устанавливаемые министерствами и другими центральными органами исполнительной власти. В частности, это нормы значительной части расходов бюджетных учреждений.

Четвертая группа – это нормы и нормативы, характеризующие пропорции экономического и социального развития.

Среди финансовых рычагов особое место занимают налоги и сборы, с помощью которых государства мобилизует средства для выполнения возложенных на него функций, а также оказывает воздействие на предпринимательскую деятельность, способствует инвестиционной активности, определяет пропорции накопления и потребления, обеспечивает рациональное использование ограниченных природных ресурсов.

Одним из направлений воздействия государства на темпы общественного воспроизводства является установление нормы амортизационных отчислений, определение методов амортизации, применения ускоренной амортизации с целью содействия научно-техническому прогрессу. При этом нормы амортизации должны быть научно обоснованы, потому что и их увеличение, и их сокращение приводит к негативным последствиям.

Лимиты являеются определенным ограничением на расходы в интересах государства, предпринимателя или гражданина.

Резервы призваны нейтрализовать влияние непредусмотренных фаткоров, которые могут возникнуть в будущем.

Финансовые стимулы предполагают применение как материального поощрения, так и экономических санкций.

К стимулам относятся: бюджетное финансирование (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет высокое значение для экономики), финансирование подготовки и переподготовки кадров, специальные финансовые льготы (льготы по налогам и возможность проведения ускоренной амортизации).

Среди финансовых рычагов немаловажное значение имеют и финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность субъектов хозяйствования в отношении выполнения взятых на себя обязательств (условий договоров, уплаты налогов и сборов и т.д.) В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Наиболее распространенными среди них являются штраф и пеня.

Штраф – это средство материального воздействия на виновных в нарушении законодательства, соглашений или действующих правил. Налагается, как правило, в твердой денежной сумме.

Пеня – применяется в случае несвоевременного выполнения денежных обязательств и начисляется за каждый день просрочки. Размер пени устанавливается в процентах от суммы просроченного платежа.

Важной составляющей финансового механизма является управление финансами. Это процесс управления формированием и использованием фондов финансовых ресурсов на уровне государства, предпринимательских структур, других гражданских объединений и граждан, если они осуществляют финансовые операции, посредством специфических методов и приемов. Объектом управления являются централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов, которые создаются и используются во всех звеньях финансовой системы. Субъектами управления выступает государство (в лице законодательных и исполнительных органов), финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, министерств и ведомств.

Для нормального функционирования финансового механизма необходимо соответствующее нормативно-правовое обеспечение, реализуемое через нормы финансового права.


 
 

Рисунок 3 – Структура финансового механизма


5

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Объективной основой финансового контроля является контрольная функция финансов. Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом контроля выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления в различные фонды и т.д. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.д.)

Финансовый контроль осуществляет проверку:

- соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

- составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

- финансового состояния и эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

- налоговый контроль и т.д.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

- обеспечение соблюдения законодательства и нормативных активов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

- содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Классификация видов и форм финансового контроля приведена на рисунке 4.

 
 

Рисунок 4 - Классификация форм и видов финансового контроля

В зависимости от взаимосвязи объекта контроля и субъекта контроля финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний.

При внутреннем финансовом контроле финансовая деятельность каждого субъекта контролируется им самим через специальные подразделения – контрольно-ревизионные отделы, управление и т.д. такой контроль имеет форму внутреннего аудита, целью которого является проверка целесообразности и обоснованности отдельных финансовых операций, их соответствия финансовой стратегии и тактике данного субъекта.

Внешний контроль состоит в проверке финансовой деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Цвелью этого контроля является проверка соответствия финансовой деятельности действующему финансовому законодательству.

По субъектам проведения финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный.

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный, ведомственный, президентский и муниципальный.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Осуществляется через Министерство финансов, его контрольно-ревизионного управления, Государственное Казначейство, Государственную налоговую службу, НБУ и другие государственные органы.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это финансовый контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Президентский финансовый контроль – это контроль, который осуществляется в соответствии с конституцией, путём издания указов по финансовым вопросам и подписания законов.

Негосударственный финансовый контроль реализуется через независимый, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Независимый финансовый контроль (аудит) – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Украине; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторский контроль могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе и иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную украинским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Все услуги аудиторских организаций являются платными. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утвержденным Правительством, а в случае финансовой несостоятельности – за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономических субъектов. В соответствии с Законом Украины «О предприятиях в Украине» организация внутрихозяйственного контроля возложена на руководителя предприятия. разновидностью внутрихозяйственного контроля является внутренний аудит, который осуществляет внутренний аудитор или отдельное подразделение службы аудита.

Общественный финансовый контроль – это контроль со стороны общества за финансовой деятельностью государства. Он, как правило, не имеет организованных форм (в определенной мере этот контроль выполняет Счетная палата) и осуществляется за счет открытости, гласности и прозрачности финансовой деятельности государства. Каждый гражданин должен иметь право на ознакомление, например, с процессом составления и исполнения бюджета, который формируется в основном за сче6т доходов физических и юридических лиц. Контрольные функции граждан реализуются также посредством избирательной системы – избирая определенные партии и отдельных депутатов, избиратели выбирают или отклоняют и определенную финансовую политику.

По форме проведения финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.

Обязательный контроль - осуществляется на основе закона. Это относится, например к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчётности предприятий и организаций и т.д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролёрами.

Инициативный контроль - не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегический целей.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль – это форма финансового контроля, которая осуществляется до начала хозяйственных операций; способствует предотвращению нерационального расходования материальных и финансовых ресурсов. Государственный финансовый предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам; реализуется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов.

Текущий (оперативный) контроль – сопровождает осуществление хозяйственных операций, способствует своевременному выявлению отклонений в финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта. На государственном уровне осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами. Проводится в процессе исполнения бюджетной росписи.

Последующий контроль – осуществляется после хозяйственных операций. Проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом. С помощью такого контроля выявляют незаконное осуществление хозяйственных операций, а также лиц виновных в этом. Цель контроля – возместить убытки, привлечь к ответственности виновных лиц, создать условия, делающие невозможным повторение злоупотреблений. На государственном уровне реализуется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств по исполнению бюджетной росписи и т.д.

По источникам проверяемых данных различают документальный и фактический контроль.

Документальный контроль означает, что проверяется достоверность, законность и хозяйственная необходимость хозяйственных операций на основе документов, в которых они отражены. Контроль осуществляется по форме и содержанию документов; путем встречных проверок достоверности бухгалтерских операций, зафиксированных в документах; взаимного контроля операций и документов; аналитическими и логическими приемами.

Фактический контроль состоит в проверке фактического наличия денежных средств, основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета.

По методам финансового контроля различают ревизию, проверку, обследование, анализ, надзор и наблюдение.

- ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель – соблюдение конкретных процедур, норм и правил деятельности, проверка отчетности проверяемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действующему законодательству. Ревизия основана на проверке бухгалтерской и статистической отчетности, первичных документов, учетных реестров, фактического наличия средств и товарно-материальных ценностей. В Законе Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» ревизия определяется как метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального раскрытия недостач, растрат, присвоением средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений.

По результатам ревизии составляют акт. Выводы ревизий обосновываются документально достоверными доказательствами. Материальную и юридическую ответственность за выявленные нарушения несут конкретные лица. Они устанавливают также размер точных убытков от потерь, недостач, хищений материальных ценностей и обосновывают выявленные системой доказательства (первичные документы, ведомости инвентаризации, пояснительные записки материально ответственных лиц и пр.) Наиболее важным этапом выполнения контрольной работы является разработка программы ревизии (проверки), где определяются период ревизии, ее цель и основные вопросы, на которых следует сосредоточить внимание. На основании программы составляется план проведения ревизии (проверки) с определением конкретных задач, периода проверки, исполнителей и сроков проведения ревизии.

В зависимости от содержания программы ревизии подразделяются на полные (комплексные) и неполные (некомплексные). Полные (комплексные) ревизии охватывают всю деятельность объекта контроля за определенный промежуток времени. Критерий комплексности состоит прежде всего во взаимосвязанном контроле технических, трудовых, организационных и финансово-экономических показателей, системном изучении экономики предприятия (учреждения, организации).

Комплексные ревизии являются самым эффективным методом контроля, поскольку предусматривают всестороннюю проверку производственной и финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования ревизионной группой квалифицированных специалистов разного профиля. Комплексные ревизии осуществляют счетная палата, Контрольно-ревизионная служба, ведомственные контрольно-ревизионные подразделения, а также следственные органы.

Неполные (некомплексные) ревизии охватывают одно или несколько направлений деятельности объекта контроля (например, производство, сбыт, снабжение), отдельные виды операций (кассовые, расчетные), сохранность и правильность использования разных видов средств (основных средств, товаров, денег и т.д.). неполные ревизии по большей части осуществляют налоговые, таможенные органы, антимонопольный комитет, другие государственные органы в пределах их компетенции по тем направлениям, которые они должны контролировать, а также органы внутрихозяйственного контроля, назначенные руководителем предприятия (учреждений, организации).

- проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица. Результаты проверок оформляют в виде справки или докладной записки о проделанной работе. Отдельное внимание необходимо уделить аудиторской проверке. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений. Благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокурора, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Различают четыре вида аудиторских заключений:

1 заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса;

2 заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

3 отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;

4 заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

- обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Проводится через анкетирование, опрос и т.д.

- анализ основан на изучении периодической и годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

- надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: банковскую, страховую и др. он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

- наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль кредитными учреждениями за использованием выданных ссуд и финансовым состоянием должника.

Важным и довольно сложным является правовое регулирование и практическое применение правовых норм в отношении защиты коммерческой тайны предприятий в процессе финансового контроля. Понятие «коммерческая тайна» установлено Законом Украины «О предприятиях в Украине»: это сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другими направлениями деятельности предприятия, которые не являются государственной тайной, разглашение которых (передача, распространение) которых может нанести урон интересам предприятия. основным документом, который определяет порядок и условия организации охраны коммерческой тайны на предприятии, является приказ руководителя на основании ч.2 ст.30 Закона, где указано, что состав и объем сведений, которые оставляют коммерческую тайну, порядок ее защиты определяет руководитель предприятия. Сведения, которые не могут быть коммерческой тайной, устанавливаются постановлением Кабинета Министров Украины «О перечне сведений, которые не составляют коммерческую тайну» № 611 от 09.08.93. В соответствии с этим постановлением коммерческую тайну не составляют учредительные документы, а также те, которые позволяют заниматься предпринимательской или хозяйственной деятельностью; информация из всех установленных форм государственной отчетности; данные, необходимые для проверки начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения и численности и составе работающих. Их заработную плату в целом и по профессиям и должностям, о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, которая наносит вред здоровью, а также о других нарушениях законодательства Украины и размеры убытков от них; документ о платежеспособности; сведения об участии должностных лиц предприятия в других организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью; сведения, которые подлежат оглашению в соответствии с действующим законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: