Обязанности франчайзи

Франчайзи обязуется:

1) незамедлительно оформить организацию в соответствии со стандартами франчайзера;

2) соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствие характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав характеру их использования франчайзером, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений и площадей, используемых франчайзи для осуществления своей деятельности по договору; /2, С. 77/

3) неразглашать секреты производства и другой предоставленной ему правообладателем конфиденциальной коммерческой информации. Поскольку любая коммерческая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность только в случае неизвестности ее третьим лицам (ст. 140 ГК), сохранение ее в тайне является важной предпосылкой как для расширения бизнеса правообладателя, так и для успешного ведения бизнеса самим пользователем. /5, С. 685/ Со всеми своими сотрудниками, имеющими доступ к конфиденциальной информации, франчайзи обязан заключать соглашение о неразглашении информации и не принимать на работу в организацию ни одно лицо без подписания соглашения о неразглашении. Форма соглашения одобряется франчайзером;

4) покупать товары в соответствии с процедурой заказа и условиями продажи франчайзера (если речь идет о франчайзинге товара);

5) Франчайзи обязуется работать по согласованной с франчайзером программе производства (если речь идет о производственном франчайзинге);

6) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера или в системе его дочерних организаций; /2, С. 78/

7) выполнять план развития, если подобный включен в договор. План развития определяет количество единиц франшизы, магазинов или других рынков сбыта, которые франчайзи должен открыть по условиям договора в согласованный срок. От своевременного открытия единиц франшизы зависит не только доход обеих сторон договора, но и формирование клиентуры, размер доли участия в рынке. В договоре франчайзинга можно оговорить условие, по которому отклонение от согласованного плана развития может привести к ограничению или утрате статуса исключительного права франчайзи; /1, С. 31/

8) не чинить препятствий франчайзеру или его уполномоченным представителям в любое время инспектировать товар, проверять и брать образцы на анализ; /2, С. 78/

9) обеспечить соответствие качества реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям франчайзера. Например в договоре о франчайзинге НПФ «Дока-Пицца» предусмотрено, что франчайзи высоким качеством производимого продукта (пиццы) обязуется поддерживать и укреплять авторитет торговой марки франчайзера, соблюдать технологические инструкции и санитарные нормы, при производстве пиццы использовать пищевые продукты, отвечающие установленным санитарным и гигиеническим требованиям качества. Условия относительно контроля качества товаров или услуг франчайзи франчайзер обычно оговаривает в договоре и инструкции по эксплуатации и требует права на инспектирование работы франчайзи. Одним из основных методов контроля, используемых во франчайзинговой деятельности, является истребование у франчайзи отчетов о проводимых им мероприятиях в рамках франшизированного бизнеса. Отчетность включается в договор как обязанность франчайзи, обычно с указанием конкретных сроков исполнения; /1, С. 33/

10) предоставлять франчайзеру или его доверенным лицам полный, свободный и неограниченный доступ в служебные помещения в целях проверки соответствия ведения бизнеса предусмотренным договором нормам и внутренним стандартам;

11) не заниматься прямо или косвенно (в качестве директора, собственника, пайщика или иным образом) какой-либо деятельностью, конкурирующей с бизнесом или товарным знаком франчайзера, на оговоренной территории;

12) не отчуждать, перепоручать, закладывать, вносить в другие организации в виде вклада свои права и обязанности по договору без предварительного письменного согласия франчайзера;

13) не позволять любой другой организации осуществлять деятельность на своих площадях и не расширять направления деятельности без согласования с франчайзером. Франчайзи гарантирует, что деятельность, осуществляемая на его площадях, будет предметом договора;

14) обеспечивать периодическое обучение своих сотрудников, необходимое для поддержания уровня квалификации;

15) информировать франчайзера о состоянии конкуренции на сопредельных с ним территориях и сообщать другую информацию, имеющую отношение к продукции и рынкам сбыта;

16) вести бухгалтерские книги и документы отдельно от документов, имеющих отношение к вопросам, не связанным с деятельностью в качестве франчайзи;

17) вести документацию и составлять отчетность, используя при этом стандартные формы, рекомендуемые франчайзером, и предоставлять франчайзеру отчетность в сроки и способом, согласованные с франчайзером;

18) своевременно вносить плату по договору;

19) оплачивать задолженность, образовавшуюся по суммам, выданным под гарантию, предоставленную франчайзером каким-либо способом, и строго выполнять гарантированные франчайзером обязательства. Этот пункт включается для случаев, если в договоре предусмотрена выдача гарантии;

20) своевременно производить оплату всем поставщикам, согласованным с франчайзером, и незамедлительно ставить в известность франчайзера о неспособности выполнить свое обязательство;

21) своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором аренды. Для варианта, если договор аренды предусмотрен или будет заключен в течение всего срока действия договора;

22) не нарушать и не срывать ни одного из условий лизинга. Для варианта, если отношения лизинга предусмотрены или возникнут в течение всего срока действия договора;

23) своевременно оплачивать все дополнительные услуги, оказываемые франчайзером;

24) предоставляет франчайзеру сведения об имеющихся договорах страхования и справки о выплате страховых сумм;

25) информировать франчайзера о резком ухудшении своего финансового положения;

26) укомплектовать свою организацию достаточным количеством работников с целью обеспечения эффективной деятельности и нормального графика работы;

27) к моменту регистрации договора оформить все права на пользование земельным участком и имуществом, а также получить все лицензии на право заниматься предусмотренной деятельностью;

28) содержать все помещения и территорию в хорошем состоянии, т. е. осуществлять текущий ремонт, оформлять интерьер и поддерживать порядок, проводить работы по озеленению территории и т. д.;

29) консолидировать рекламную и маркетинговую политику с политика франчайзера. /2, С. 78/ Несмотря на то, что в отдельных случаях франчайзи освобождается от основной массы франчайзинговых платежей за рекламу, в большинстве случаев он обязуется нести расходы по рекламно-пропагандистской деятельности на местном уровне. Ведь в подавляющем числе франчайзинговых договоров реклама имеет исключительно важное значение для успеха как отдельных элементов, так и системы франшизы в целом, поскольку обеспечивает продолжительную потребность в товарах или услугах единиц франшизы. В связи с этим франчайзер требует, чтобы франчайзи брал на себя определенные расходы по рекламе. Так например во франчайзинговом договоре «Дока-Пицца» франчайзи обязуется, исходя из своих возможностей и необходимости, проводить рекламную кампанию для себя в своем регионе, а также ежемесячно перечислять указанную в договоре сумму в рекламный фонд франчайзинговой системы «Дока-Пицца»;

30) выступать под фирменным наименованием правообладателя, указывая фирму на ярлыках товаров, в документации, рекламных материалах, на вывесках, а также любым иным, обусловленным в договоре, образом. Однако франчайзер не вправе вводить потребителя в заблуждение и должен информировать его о том, что торговля товаров или иная деятельность осуществляется им по договору о франчайзинге. В действующем белорусском законодательстве это зафиксировано следующим образом. Так, например, уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара и его изготовителя ст. 26 Закона о товарных знаках и знаках обслуживания. А в лицензионном договоре на товарный знак должно быть оговорено, что лицензиат имеет право использовать данный товарный знак, только сопровождая его указанием: товарный знак по лицензии. /1, С. 35/

Соединенные Штаты Америки и Канада - крупнейший по массе материальных и человеческих ресурсов, вовлеченных в отношения франчайзинга. Хотя современный франчайзинг в его простейших формах зародился в США более столетия назад, в стране нет всеобщей единообразной законодательной системы регулирования отношений франчайзинга. Существующее законодательное регулирование имеет фрагментарный характер, ограничено отраслевыми или территориальными рамками На федеральном уровне, например, действуют два отраслевых закона о франчайзинге. Первый - закон 1956 г об автомобильном дилерском франчайзинге имеет также второе наименование - Fedeial Automobile Dealer Day - in - Court Act Закон регулирует отношения автомобильных корпораций и дилеров - розничных торговцев автомобилями.

Второй отраслевой федеральный франшизный законодательный акт - закон 1978 г о нефтесбытовои рыночной практике - более объемен и сложен по структуре, чем упомянутый первый федеральный закон. Он регулирует производственно-коммерческую деятельность мощнейшей сферы американского франшизного транспортною сервиса - сотен тысяч автоколонок и заправочных станций, снабжаемых крупнейшими нефтяными корпорациями - франчайзерами. Оба федеральных закона были призваны уравновесить возможности франчаизи с возможностями франчайзера на двух критических, с точки зрения американского законодателя, этапах их отношений в преддоговорный период, когда франчайзер сообщает потенциальному франчаизи информацию о своем франшизном бизнесе и его состоянии, и при досрочном прекращении франчайзером франшизного соглашения.

Оба упомянутых федеральных закона обладают такой особенностью, что, во-первых, устанавливают между сторонами франшизные отношения простейшего дилерского, торгового или сервисного типа и, во-вторых, служат законодательной моделью для штатов США в указанных сферах франшизных отношений.

На федеральном уровне время от времени предпринимаются попытки создать единообразную законодательную базу для франчайзинга в США. Так, в Конгрессе США уже много лет лежат без движения несколько очень значительных законопроектов о франчайзинге. Среди них, например, проекты федеральных законов о распределительном франчайзинге, о справедливых франшизных отношениях, о справедливой франшизной практике и ряд других.

Многочисленное и разнородное по форме законодательство о франчайзинге принято не менее чем в половине штатов. Но реально в соответствии с франшизным законодательством в США заключается примерно только треть франшизных соглашений. Так происходит не только потому, что в другой половине штатов франшизного законодательства нет вообще, но и по той причине, что часть законодательства, относящегося к франчайзингу, регулирует не собственно франшизные, а "дофраншизные" отношения будущих сторон. В определенной мере сужает законодательную базу и несоответствие норм франшизного законодательства в разных штатах Их законодательные акты не имеют в качестве основной цели дать юридическое определение франчайзинга как такового, как особой формы договорных предпринимательских отношений с четким формулированием предмета и требований к форме договора, его юридических признаков, прав и обязанностей сторон, их обязательств и ответственности, обязательных условий договора и других вопросов. Кодифицированное законодательство стран континентальной правовой семьи в этом отношении заметно отличается. Оно четко формулирует разные виды гражданских договоров, их предмет и обязательные условия. Такого подхода придерживается и глава 54 ГК РФ, регулирующая отношения сторон по договору франчайзинга.

Главная цель франшизного законодательства штатов США, как и обоих упомянутых федеральных законов, заключается, прежде всего, в том, чтобы ответить на наиболее настоятельные запросы судебной практики, дать в руки американских судов средства разрешения тех вопросов франшизных отношений, которые оказались наиболее конфликтными и уязвимыми с точки зрения интересов сторон франчайзинга, в частности, особо уязвимыми для франчайзи. Подобными слабо гарантированными, "критическими" узлами франшизных отношений считаются, во-первых, момент преддоговорной передачи потенциальным франчайзером необходимой информации потенциальному франчайзи накануне заключения ими франшизного соглашения и, во-вторых, основания и последствия досрочного расторжения франчайзером франшизного соглашения или невозобновления им соглашения по истечении срока его действия. Есть и некоторые другие, недостаточно обеспеченные законодательными или судебными гарантиями аспекты франшизных отношений, но они не рассматриваются как фатальные для одной из сторон.

Именно на этих двух упомянутых наиболее "болевых точках" франшизных отношений концентрирует свое внимание американское законодательство о франчайзинге. Как следствие, основным содержанием или предметом закона становится группа норм, гарантирующих сообщение франчайзером франчайзи предельно полной и достоверной информации о качестве франшизного опыта франчайзера, подлинности его рыночной репутации, надежности средств индивидуализации, а также норм, формулирующих критерии добросовестного использования правовых оснований, позволяющих франчайзеру досрочно расторгнуть франшизное соглашение без юридических последствий для себя или отказаться от возобновления соглашения по истечении срока его действия, либо ограничивать свободу франчайзи на продажу франшизы, когда франчайзи считает такую продажу необходимой.

Подобная законодательная практика приводит к тому, что само определение франчайзинга как вида предпринимательского договора, а также других его ключевых понятий играет в законе как бы вспомогательную роль и нередко не соответствует аналогичным понятиям других законодательных актов о франчайзинге. Другая характерная черта законодательства о франчайзинге, как и всего американского законодательства в целом, лишний раз подтверждающая судебное, прецедентное происхождение общего права, - это огромный удельный вес в законах о франчайзинге норм процессуального права.

Но еще важнее другое некоторые необходимые условия франшизного соглашения вообще не получают отражения в таких законодательных актах. Это, например, вопросы внедоговорной ответственности сторон, разграничения ответственности между ними по законным искам конечных потребителей продукции и услуг и ряд других. Ответы на эти вопросы суды должны искать в общем договорном праве и в судебных прецедентах.

Не затрагивая пока по существу регулирование франчайзинга по законодательству США, назовем несколько наиболее типичных разновидностей законодательных актов, которые, как считает правовая теория США, затрагивают любого, кто занимается франчайзингом. Это прежде всего статуты двух типов 1) о регистрации и/или раскрытии франшизной информации и 2) о собственно франшизных отношениях Помимо них, в регулировании отношений франчайзинга задействованы законы о предложении благоприятных деловых возможностей, о дилерских отношениях, распределении товаров и услуг, о торговых представителях. Все они, как и другие нормы общего торгового законодательства, могут в той или иной степени распространяться на франчайзинг.

Первый из перечисленных видов законодательных актов в штатах собственно франшизных отношений не регулирует, хотя без использования этих актов такие отношения не могут возникнуть. Это - законы об обязательном преддоговорном раскрытии и/или регистрации информации registration acts), которую франчайзер должен предоставить франчайзи. Такие законы приняты в 18 штатах, из них четыре - требуют только преддоговорного сообщения информации без ее регистрации. Таким подходом упомянутая четверка копирует федеральные нормы о раскрытии информации, особенностью которых является то, что они излагаются не в федеральном законе, а в Постановлении Федеральной торговой комиссии США - авторитетного и полномочного федерального административного органа, регулирующего и контролирующего межштатную торговлю в США.

Другая группа законов штатов также имеет целью упорядочить, контролировать и гарантировать франчайзи исчерпывающий и достоверный характер информации, для чего от лица, предоставляющего такую информацию, требуется ее предварительная регистрация по специальной унифицированной форме. Но в отличие от 18 упомянутых законов, законодательные акты этой второй группы распространяются не только на франчайзинг, но и на все иные виды т. н. дистрибутивных договоров, в соответствии с которыми одна сторона предлагает другой стороне сотрудничать с ней в качестве посредника с целью доведения до конечного потребителя продукции или услуг, производимых продавцом. Такого рода договоры с посредником чрезвычайно широко распространены в США и регулируются упомянутыми законами о предложении благоприятных деловых возможностей. Подобные законы приняты в половине штатов США, в том числе в некоторых из тех, в которых действуют франшизные законы типа pre-sale disclosure acts.

Еще одна разновидность франшизного законодательства штатов представлена т. н. специальными законами об отношениях в промышленности. Это - фрагменты консолидированного торгово-промышленного законодательства штатов, посвященные отдельным сторонам франшизных отношений в наиболее традиционных для США сферах франчайзинга - автомобильной и бензозаправочной. Прототипом подобных специальных законов служат два упоминавшихся федеральных акта, причем в штатах на их основе иногда принимаются законодательные нормы более широкого отраслевого спектра. Так, в штате Техас отдельными специальными законоположениями регулируются автомобильный франчайзинг, франчайзинг сельхозтехники и оборудования, автозаправочный франчайзинг, дилерская продажа малотоннажных судов. В Нью-Джерси к перечисленным законодательным положениям добавляются нормы, регулирующие вопросы франшизного производства алкогольных напитков. Подобное специальное законодательство об отношениях в промышленности принято и в ряде других штатов. Отдельные стороны франшизных отношений.

Такое сотрудничество принципиально отличается от франчайзинга тем, что не предусматривает передачу посреднику средств индивидуализации фирмы-обладателя "деловых возможностей".

Наконец, особую группу актов франшизного законодательства в США образуют законы, содержащие положения о "справедливых" или "добросовестных" обязательствах сторон франшизного соглашения. Впервые элементы "справедливого" франчайзинга были сформулированы в федеральных законах об автомобильном дилерском фран- чайзинге и о нефтесбытовой рыночной практике. Как говорилось, они касались ограничений права франчайзера досрочно прекращать франшизные соглашения и права не возобновлять соглашения с истекшим сроком действия.

Первым принял такой закон штат Делавэр. Позже в других штатах были приняты законы "О франшизных инвестициях", "О защите франшизных инвестиций", "О франшизной практике", "О справедливых дилерских отношениях". На рубеже 1990_х годов подобные законодательные акты действовали уже в 17 штатах США. В самые последние годы были подготовлены законы "О франшизных отношениях", "О справедливой франшизной практике" Ныне уже более 20 штатов приняли законодательные акты о справедливых франшизных отношениях.

Разумеется, положения о "справедливости" и "добросовестности" возникли в этих законах не сами по себе и не впервые. Принципы "честных и добросовестных деловых отношений" заложены в Единообразном торговом кодексе США, и в законодательство о франчайзинге они проникли в самом разном виде от провозглашения их в качестве своего рода презумпции, которой должны придерживаться стороны франшизного соглашения во всей совокупности своих взаимоотношений, до их конкретного приложения к каждому из основных условий соглашения применяются принципы "справедливости" и "добросовестности". Одним из наиболее показательных актов такого рода и, как утверждается в специальной литературе, "самым полным в США по охвату франшизных отношений", хотя и весьма "противоречивым" и "проблемным", стал закон 1992 г "О франшизной практике", принятый в штате Айова. В многочисленных судебных делах, связанных с толкованием новых положений этого закона, ставился даже вопрос о его конституционности.

Законодательными актами перечисленных видов так или иначе "перекрываются" франшизные отношения практически во всех 50 штатах США. Следует вместе с тем учитывать три особенности этого законодательства: во-первых, оно регулирует не весь комплекс таких отношений, причем соотношение урегулированных и неурегулированных отношений в разных штатах не отличается симметричностью; во-вторых, на франшизные отношения часто распространяются положения других законов штатов, не имеющих специального франчайзингового назначения; в-третьих, часть франшизных законов штатов, в отличие от двух упоминавшихся федеральных законов, предусматривает условия франшизных соглашений типа бизнес-формат франчайзинга.

Говоря об общей роли законодательной составляющей в правовом регулировании франчайзинга в США, некоторые американские исследователи утверждают, что законодательство все же оказывает минимальное воздействие на такое регулирование. Ядром "правовой структуры" франчайзинга, по их мнению, по-прежнему остается договор, причем даже в тех его положениях, которые в наибольшей степени регулируются и контролируются законом. Иными словами, условия франшизного соглашения в основном определяются волей сторон, исходя из общих положений договорного права.

Своеобразие законодательного регулирования франчайзинга в ЕЭС состоит в том, что оно осуществляется не национальным законодательством каждой из стран ЕЭС, которого ни в одной из них попросту не существует, а единым для ЕЭС "наднациональным" законодательным актом о франчайзинге - Регламентом № 4087/88 Европейской комиссии ЕЭС от 30.11.88 г. До этой даты в Европе вообще не существовало никаких отдельных, специальных правовых актов о франчайзинге, если не считать Решения суда ЕЭС 1986 г по одному из дел о франчайзинге, послужившего концептуальной основой Регламента № 4087/88 Собственных, национальных законодательных актов о франчайзинге не существует поныне также нив одном из прочих государств Западной Европы

Так в законодательстве ЕС долгое время не содержалось норм регулирования отношений франчайзинге. В 1986 году Европейский суд Справедливости принял первое решение о действительности договора франчайзинга и признал его не противоречащим законодательству ЕС о конкуренции.

Дело возникло в связи с тем, что статья 85 Римского договора (договора об учреждении Европейского Экономического Сообщества) /17/ устанавливает запрет на ограничение конкуренции, признавая недействительными, в частности, любые соглашения, которые прямо или косвенно фиксируют продажные или покупные цены либо иные торговые условия, ограничивают или контролируют производство, рынок, техническое развитие или инвестиции, разделяют рынок или источники сырья.

Вместе с тем часть третья данной статьи предоставляет право Комиссии ЕС делать исключения из правила, установленного частью первой статьи 85, в случае, когда подобные соглашения, не нанося вреда интересам потребителей, способствуют улучшению производства продукции или продажи товаров либо содействуют техническому или экономическому прогрессу.

Комиссия ЕС, вслед за решением Европейского суда Справедливости, приняла директиву, содержащую групповое исключение для франчайзинговых договоров в соответствии с частью третьей статьи 85 римского договора.

Данная директива применяется лишь к франчайзинговым договорам в области розничной продажи товаров и оказания услуг и содержит перечень допустимых ограничений конкуренции, которые могут быть включены в договор франчайзинга (так называемый «белый список»), а также ограничений, которые недопустимы («черный список»).

Условия данных ограничений обязательны в государствах ЕС, поскольку любое отклонение от положений директивы может привести к применению части второй статьи 85 Римского договора о недействительности любых соглашений, направленных на ограничение конкуренции.

Данная директива требует от каждого франчайзи идентификации себя как отдельного предприятия, независимого от владельца торговой марки. Данное обозначение позволяет избежать совместной или дополнительной ответственности франчайзера за недостатки, допущенные франчайзи при производстве продукции или оказании услуг.

Также данная директива разрешает следующие ограничения конкуренции во франчайзинговых договорах в рамках ЕС:

1) возможность франчайзи иметь исключительные территориальные права, включая обязательства франчайзера не продавать товары третьим лицам или поддерживать иных франчайзи на данной территории;

2) территориальное ограничение деятельности франчайзи в помещениях, определенных в договоре (с ограничением права франчайзи по перемещению в аналогичные помещения);

3) запрет франчайзи на мастер-франчайзинговые договоры с третьими лицами вне пределов территории, определенной в договоре;

4) ограничение франчайзи по активному поиску потребителей вне пределов согласованной с франчайзером территории или по вступлению в конкуренцию с другими франчайзи или франчайзером;

5) ограничение франчайзи по производству, продаже или использованию товаров, вступающих в конкуренцию с франчайзером и другими франчайзи, за исключением запасных частей и принадлежностей, а также ограничение инвестиций франчайзера в конкурентов.

Вместе с тем данная директива устанавливает так же некоторые права и обязанности сторон.

ВОПРОС 36. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ, ВОЗДУШНОЙ, АВТОМОБИЛЬНОЙ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ, СМЕШАННОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ.

Перевозка - один из видов гражданско-правовых договоров. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную оплату за проезд, а при сдаче багажа - и за его провоз. Перевозчик несет имущественную ответственность за причинение смерти или повреждения здоровья пассажира. Однако поскольку такая ответственность возникает вследствие деятельности транспортной организации (перевозчика), связанной с повышенной опасностью для окружающих, она является не договорной, а внедоговорной ответственностью. По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату. Перевозчик и грузоотправитель несут имущественную ответственность соответственно за неподачу в срок перевозочных средств и не предъявление к перевозке груза, за нарушение других обязанностей, установленных законодательством и договором.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: