Методы управления – это способы воздействия на отдельных сотрудников, групп сотрудников либо на весь коллектив в целом с целью реализации поставленных организацией задач.
Административные методы – «методы кнута». Основаны на власти, взысканиях, единоначалии, дисциплине, правилах. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
1. Административные
a. Формирование структуры органов управления
b. Утверждение административных норм и нормативов
c. Правовое регулирование
d. Издание приказов, указаний
e. Инструктирование
f. Отбор кадров
Экономические методы – методы «пряника». Основываются на правильном использовании эк. законов. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
2. Экономические
a. Технико-экономический анализ
b. Технико-экономическое обоснование
c. Технико-экономическое планирование
d. Экономическое стимулирование
e. Финансирование (бюджетирование)
f. Мотивация трудовой деятельности
g. Оплата труда
h. Ценообразование
i. Участие в прибылях и капитале
j. Установление эк. норм и нормативов в работе компании
k. Страхование
l. Установление материальных санкций и поощрений
Социально-психологические методы – методы «убеждения». Исходят из мотивации и морального воздействия на людей. Основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально- психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
3. Социально-психологические
a. Социально-психологический анализ
b. Социально-психологическое планирование
c. Создание творческой атмосферы в коллективе
d. Участие работников в управлении
e. Социальное и моральное стимулирование
f. Установление социальных норм поведения
g. Развитие у работников инициативы и ответственности
h. Установление моральных санкций и поощрений
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому
признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.
12.Функционально-целевая модель системы управления персоналом, состав подсистем и элементов. Основные варианты включения системы управления персоналом в общую систему управления организаций.(стр. 124,135)
Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, все составляющие их элементы: функции, оргструктура и технология
управления, кадры, информация, методы и технические средства управления, управленческие решения. Проектируются взаимосвязи этих компонентов целостной системы между собой внутри системы, а также с внешней средой.
Система управления персоналом