Возможности подвижных игр в формировании техники легкоатлетических упражнений

Игра -- относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Понятие игры широкое и разнообразное, оно охватывает различные явления: от движений младенца с погремушкой, до атлетического хоккея с шайбой. [16, 7;8]

На самых ранних ступенях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий (палок) для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, игры не существовало. Дети очень рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая добывание пищи и применение орудий. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, возникновение первобытнообщинного строя привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Хотя взрослые относились к детям как к равным, и дети очень рано становились самостоятельными, стали создаваться такие орудия труда и такие способы производства, которые были недоступны детям и требовали специальной подготовки. То есть возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т. д. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия (ножи, луки и стрелы и тому подобное), являющиеся точными копиями орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей. Возникли игры-упражнения, отдельные элементы которых сохранились во многих народных играх.[16]

Если в первобытном обществе дети упражнялись посредством игры в трудовых действиях, военном деле, то в рабовладельческом обществе народные игры были представлены одним из средств физического воспитания в семье.

В средние века игры, сохранившееся в народном быту, способствовали развитию моральных и физических качеств, необходимых для выполнения трудовой деятельности. [40]

А в XVIII в. среди детей и подростков распространены подвижные игры, многие из которых известны в настоящее время среди них: «Волки и овцы», «Горелки», «Салки» и др.

С течением времени игры становятся богаче по своему содержанию, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые более сложные действия. Появляются подвижные игры, направленные на решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач физического воспитания, что отводит игровой деятельности особую роль в физическом воспитании.

В толковом словаре Ожегова подвижные игры определяются как игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. [31]

Действительно, действия входящие в широко распространенные подвижные игры основаны на выполнении движений в беге, прыжках, метаний, лазании, перелезании и т.д. Особенность подвижных игр заключается в организации деятельности на основе образного или условного сюжета, а характер и способы выполнения действий подчинены логике игрового процесса. [35]

М.Н. Жуков считает подвижные игры проявлением игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. [16]

Любая подвижная игра у людей различного возраста ассоциируется с приятными воспоминаниями детства. Впечатления детства неизгладимы в памяти взрослого человека и составляет основу для дальнейшего становления и развития личностных качеств. Определенные личностные качества закладываются уже в период школьного детства и заключаются в развитии способности быстро овладевать новыми формами движений и творчески их приспосабливать к новым условиям деятельности: совершенствование способности ориентироваться, быстро реагировать, тонко координировать свои движения, целенаправленно действовать, мобилизовать волевые усилия. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:

ь создают условия для их активности;

ь предоставляют возможность выбора;

ь создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

ь предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;

ь нацеливают на способ достижения результата;

ь учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

ь развивают учебно-познавательные мотивы.[12, 3]

Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из особенностей подвижных игр - способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.[26]

В представлениях детей подвижная игра является деятельностью, которая связанная с приятными физическими и умственными действиями, дети ждут от игры чего-то нового, занимательного. Интерес к игре, желание быть ловким, стремление к победе настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны, к ним относятся упражнения в удержании частей тела в различных положениях. К примеру, в подвижной игре «День-Ночь» ожидая сигнал учителя, выполнять, как одно из обязательных условий положение высокого старта.

В игре ребенок с одной стороны стремится «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Эта мотивация определяет сами достижения ребенка и развитие его как личности. Дети ориентируются на достижения сверстников. Поэтому мотив «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же самое время ребенок в игре претендует и на то, чтобы «быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за высокий статус и роль в игре.[43;6; 17]

Игра - это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. Многие подвижные игры связаны с максимальным проявлением физических и волевых качеств, благодаря игре ребенок получает своеобразную установку - перебороть страх, неуверенность, стимул на первенство, достижение высокого результата. Подвижная игра, таким образом, предъявляет требования, выражающиеся в приложении систематических усилий для выполнения заданий игры.

Формирование техники легкоатлетических упражнений предусматривает освоение специальных знаний об основах выполнения движений и двигательных действий на практике это сделать непросто, так как любой второклассник еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Но успех обучения разнообразным двигательным действиям во многом определяется наличием внимания у младших школьников. Благодаря подвижной игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. Подвижная игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. [6;15]

Известно, что эффективность урока во многом зависит сознательного выполнения заданий, эмоционального фона, при котором эти задания выполняются. Чем выше эмоциональный фон урока, тем активнее выполняют дети задания, тем будет выше результативность и привлекательность урока. В этой связи актуальной проблемой в организации учебной деятельности школьников является повышение их активности, формирование мотивации на учебную деятельность.

Правила некоторых подвижных игр связанных с бегом, прыжками, метанием требуют осуществление двигательной деятельности по схеме, или образцу. Необходимо запоминать схему и последовательность выполнения действий, быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации. Это говорит о формировании произвольных психических процессов в игровой деятельности, когда ребенок может следовать сознательной цели. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий. Если ребенок не может или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. [43;6; 17]

Игра для младших школьников если и не является ведущим видом деятельности, то служит необходимым социокультурным фоном не только для формирования у детей способностей учиться, но, что самое главное, для появления у них желания быть знающими, умелыми, а значит успешными.[7]

Систематическое применение подвижных игр способствует освоению детьми упражнений в беге, прыжках, метании. Посредством подвижных игр формируется целый комплекс двигательных навыков, которые отличаются «гибкостью», то есть поддаются последующему изменению. Большинство двигательных умений и навыков, приобретенных на начальных этапах обучения, являются не конечным, а исходным вариантом, и в дальнейшем в зависимости от развития физических качеств, форм и функций организма техника их будет существенно перестраиваться. [24;27;28]

Элементарные двигательные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых ситуациях, не только сравнительно, но и легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, и облегчают овладение ей. На этапе начального ознакомления с упражнениями в беге, прыжках, метаниях, применение родственных игр может предупредить неправильные движения (например, скованный бег, метание, только за счет движений в кистевом и локтевом суставах).[ 44, 3]

Чтобы добиться качественного выполнения изучаемых движений необходимо планомерно упражняться в их выполнении. Подвижные игры способствуют многократному повторению упражнений в беге прыжках и метании, что помогает формировать у детей умение их экономно выполнять, способствует быстрейшему овладению техникой этих упражнений.

Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Развитие способности к восприятию и умение оценивать пространственные и временные характеристики движений имеют огромное значения в освоении техники легкоатлетических упражнений.

Таким образом, о возможностях игры в формировании техники легкоатлетических упражнений можно сделать следующие выводы:

1. Учение, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, протекает успешно лишь при познавательной активности детей, подвижные игры способствуют настройке всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности, посредством игры происходит формирование произвольных психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели.

2. Применение подвижных игр при формировании техники легкоатлетических упражнений создает дополнительные условия для мобилизации и проявления морально-волевых и физических качеств.

3. Подвижные игры способствуют повышению эмоционального фона при выполнении заданий, и, как правило, повышают активное и сознательное отношения к ним.

4. Систематическое использование подвижных игр способствует формированию у детей вариативных, переходных навыков, которые при дальнейшем освоении техники легкоатлетических упражнений легко перестраиваются.

5. Планомерные упражнения в беге, прыжках метаниях посредством игр формирует умение управлять движениями.

6. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у детей умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Цель исследования: обосновать целесообразность применения подвижных игр как эффективного средства обучения младших школьников. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) теоретически обосновать эффективность применения подвижных игр при формировании техники легкоатлетических упражнений у детей 7-8 лет;

2) разработать методику применения подвижных игр при освоении техники легкоатлетических упражнений;

3) определить эффективность данной методики;

2.2 Методы и организация исследования

Решение поставленных задач определило выбор следующих методов исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогическое тестирование.

4. Метод экспертных оценок.

5. Педагогический эксперимент.

6. Математико-статистические методы обработки результатов.

1. Анализ и обобщение научно - методической литературы

Анализ научной и специальной литературы осуществлялся с целью изучения состояния проблемы: влияния подвижных игр на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста и актуальности данной проблемы. В основе литературного анализа рассматривались проблемы и перспективы применения подвижных игр для закрепления и совершенствования техники легкоатлетических упражнений у второклассников.

2. Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение представляет собой наблюдение исследователем группы испытуемых с дальнейшей фиксацией полученных результатов. В нашем исследовании наблюдение поводилось за учащимися вторых классов с целью направленного изучения двигательного опыта детей, рационального и эффективного выполнение ими изучаемых движений, последующего проявления исполнительской культуры в выполнении каждого элемента и целостного двигательного действия.

3. Педагогическое тестирование

Педагогическое тестирование применяется для определения эффективности разработанной методики. В нашем исследовании эффективность применения подвижных игр мы определяли при помощи тестирования.

Многие ученые утверждают, что формирование двигательных умений и навыков в младшей школе единый процесс с освоением основ техники и развития двигательных качеств.[10;41]

Показателями уровня развития физических качеств являются контрольные тесты. Показателями технической подготовки считается эффективное и рациональное осуществление двигательных действий, которые служат средством для достижения высоких результатов.[29]

То есть, невозможно выполнять те или иные упражнения с достаточно хорошим результатом, не обладая определенным уровнем физических способностей, с другой стороны не владея техникой двигательного действия невозможно показать хороший результат даже при определенном развитии двигательных качеств. Поэтому для определения уровня технической подготовки, некоторых изученных упражнений, мы использовали контрольные тесты:

1. Тест для определения уровня технической подготовки при выполнении прыжка в длину с места.

Исходное положение: стойка ноги на ширине плеч, руки внизу свободно, носки у стартовой линии.

Выполнение: приседая отвести руки назад, разгибая ноги, взмах руками вперед-вверх, толчок ногами, полет и выбрасывая ноги вперед вверх, приземление на обе ноги.

Измерение: дальность прыжка определяется расстоянием от стартовой линии до отметки приземления, расположенной ближе к стартовой линии.

2. Тест для определения уровня технической подготовки при выполнении челночного бега 4Ч9.

Оборудование: секундомер, ровные беговые дорожки длиной 9 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой - 2 полукруга радиусом 50 см с центром на черте, два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга.

Исходное положение: по команде «Приготовиться!» учащиеся заходят в полукруг со стороны линии «Старт-финиш», в другой полукруг на расстоянии 9 м вплотную к линии кладут два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга; по команде «На старт!» учащиеся ставят одну ногу вперед, вплотную к линии старта, не наступая на нее, вторую -- назад в пределах полукруга, не выходя за него; по команде «Внимание!» принимают положение высокого старта.

Выполнение: по команде «Марш!» ученики бегут к противоположному полукругу, подбежав, останавливаются, берут один брусок (не затронув второй), поворачиваются и бегут обратно; подбежав к полукругу «Старт-финиш», останавливаются, кладут в него брусок (бросать нельзя!), поворачиваются и бегут за оставшимся; подбежав к полукругу, останавливаются, берут второй брусок, поворачиваются, бегут к линии «Старт-финиш» и, не снижая скорости, пересекают ее.

Измерение: время каждого ученика засекается отдельным секундомером. По команде «Марш!» секундомеры включаются одновременно.

3. Тест для определения уровня технической подготовки при выполнении упражнения в беге на 30м.

Выполняется на стадионе одновременно двумя тестируемыми.

Оборудование: секундомер, ровные беговые дорожки длиной 30м

Исходное положение: по команде «На старт!» учащиеся ставят одну ногу вперед, вплотную к линии старта, не наступая на нее, вторую -- назад, принимают положение высокого старта.

Выполнение: по команде «Марш!» ученики бегут к линии финиша и, не снижая скорости, пересекают ее.

Измерение: время каждого ученика засекается отдельным секундомером.

4. Метод экспертных оценок.

Сущность метода экспертиз заключается в приглашении группы опытных специалистов (экспертов), которые делают заключение по определенным вопросам входящих в их компетенцию. Формирование мнения осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания, и опыт эксперта Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

Эксперты выражают свое мнение об объекте в условных единицах, которые должны составить вариационный ряд, где определяются показатели общей тенденции (средняя арифметическая Хґ) и меры рассеивания (среднее квадратическое отклонение І и коэффициент вариации V). Основная оценка изучаемого объекта дается в виде средней арифметической, а показатели рассеивания указывают на согласованность или несогласованность мнений экспертов (при V< 15% мнения экспертов следует считать согласованными, при V >15% мнения экспертов считают различными, а экспертизу несостоявшейся). [18;29, 157]

В нашем эксперименте специалисты выражали свое мнение о технике выполняемых детьми легкоатлетических упражнений по пятибалльной шкале, где 5 - высокий уровень техники, 4 - выше среднего, 3 - средний, 2 - ниже среднего, 1 - низкий. А коэффициент вариации находили по формуле:

,

где? среднее квадратическое отклонение, Х - средняя арифметическая мнений экспертов.

Для экспертной оценки уровня техники учащихся вторых классов использовались упражнения:

1. Бег с высокого старта по сигналу.

Выполняется на стадионе поочередно каждым учащимся.

Оборудование: ровная беговая дорожка длиной 15м.

Исходное положение: по команде «На старт!» учащийся ставит одну ногу вперед, вплотную к линии старта, не наступая на нее, вторую -- назад, принимает положение высокого старта.

Выполнение: по команде «Марш!» ученик бежит к линии финиша и, не снижая скорости, пересекает ее.

Оценка снижается: в положении «На старт!»? за стойку вполоборота к направлению бега; широкое разведение рук или ног, развернутый к наружи носок задней ноги, очень низкое подседание, далеко отставленная сзадистоящая нога; неустойчивое положение, одноименная рука и нога впереди;

§ в выполнении команды? «Марш!» за движение одноименной рукой и ногой. Выпрямление туловища на первом шаге.

2. Бег по кольцам.

Выполняется в спортивном зале, поочередно, каждому ученику предоставляется по две попытки.

Оборудование: на расстоянии 80-100см. укладываются по прямой 10 колец диаметром 30см.

Исходное положение: стоя, выпрямившись, высоко поднявшись на носках, руки свободно согнуты, локти опущены вниз.

Выполнение: по команде «Марш!» ученик выполняет бег, высоко поднимая бедро маховой ноги, и опускает ее на опору с носка, попадая передней частью стопы в каждое кольцо.

Оценка снижается: за сильный наклон туловища вперед, отклонение назад; поперечную работу рук, движение кистей по волнообразной траектории; постановку ноги с носка без последующей амортизации, закрепощение в голеностопном суставе, сгибание бедра менее чем 45? к вертикали.

3. Бег по линии.

Выполняется в спортивном зале, поочередно, каждому ученику предоставляется по две попытки.

Оборудование: линия старта обозначена в 5м. от четко отмеченной прямой линии шириной 5см., длиной 10м.

Исходное положение: стоя, выпрямившись, высоко поднявшись на носках, руки свободно согнуты, локти опущены вниз.

Выполнение: по команде «Марш!» учащийся в среднем темпе бежит к линии, и продолжает бег, по ней не увеличивая темп, до финишной отметки.

Оценка снижается: за сильный наклон туловища вперед, отклонение назад; поперечную работу рук, движение кистей по волнообразной траектории; постановку ноги с носка без последующей амортизации, закрепощение в голеностопном суставе, за развернутые к наружи ступни, широкую расстановку стоп; значительное отклонение от направления вправо, влево от линии; сгибание бедра менее чем 45? к вертикали.

4. Челночный бег 4Ч9м.

Выполняется в спортивном зале поочередно каждым учащимся.

Оборудование: ровная беговая дорожка длиной 9 м, ограниченная двумя параллельными чертами; за чертой полукруг радиусом 50 см с центром на черте, два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга.

Исходное положение: по команде «Приготовиться!» ученик заходит в полукруг со стороны линии «Старт-финиш», в другой полукруг на расстоянии 9 м вплотную к линии кладут два бруска 50x50x100 мм на расстоянии 100 мм друг от друга; по команде «На старт!» учащийся ставит одну ногу вперед, вплотную к линии старта, не наступая на нее, вторую -- назад в пределах полукруга, не выходя за него; принимает положение высокого старта.

Выполнение: по команде «Марш!» ученик бежит к противоположному полукругу, подбежав, останавливается, берет один брусок (не затронув второй), поворачивается и бежит обратно; подбежав к полукругу «Старт-финиш», останавливается, кладет в него брусок (бросать нельзя!), поворачивается и бежит за оставшимся; подбежав к полукругу, останавливается, берет второй брусок, поворачивается, бежит к линии «Старт-финиш» и, не снижая скорости, пересекает ее.

Оценка снижается: за неправильное выполнение высокого старта; наклон, приседание, в момент остановки и поднимании бруска; отсутствие стопорящего движения и резкого торможения в конце движения по прямой, потеря равновесия при смене направления бега; отклонение от нужного направления, бросок бруска на линию, снижение темпа, остановка перед линией финиша.

5. Прыжки в глубину на мягкость приземления.

Выполняется в спортивном зале поочередно каждым учащимся.

Оборудование: три гимнастические скамейки устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии 2м., около каждой скамейки очерчиваются кружки на расстоянии 60см диаметром 40см., которые обозначают место приземления.

Исходное положение: ученик заходит на гимнастическую скамейку выполняет полуприсед, отводит назад прямые руки, взгляд устремлен вперед.

Выполнение: по команде «Марш!» ученик прыгает в обозначенный круг, остается в таком положении несколько секунд, затем переходит к следующей скамейке и выполняет прыжок таким же образом и т. д.

Оценка снижается: за неправильное исходное положение; при отталкивании, за неполное разгибание ног в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах; несогласованность движений рук и ног; приземление на прямые ноги, при приземлении на носки без последующего переката на стопу и амортизации в суставах, потеря равновесия, приземление за кругом..

6. Прыжки на двух ногах по разметкам.

Выполняется в спортивном зале поочередно каждым учащимся.

Оборудование: в спортивном зале на расстоянии 100-120см. одна от другой начерчены четыре линии шириной 5см.

Исходное положение: по команде «Приготовится!» ученик подходит к первой линии, становится на нее.

Выполнение: по команде «Марш!» ученик прыгает, толкаясь двумя ногами, стараясь приземлится на вторую линию, затем выполняет исходное положение и выполняет прыжок со второй на третью линию и.д.

Оценка снижается: за неправильное исходное положение, отсутствие активных, согласованных движений рук и ног; толчок одной ногой, приземление на одну ногу с приставлением второй, приземление на прямые ноги; за неполное разгибание ног в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, потеря равновесия, не получилось приземления на полосу.

7. Прыжки в длину с 5-6 шагов разбега.

Выполняется прыжки на спортивной площадке, в яму наполненную песком до уровня с дорожкой для разбега.

Оборудование: ровная дорожка длиной 6м., яма с песком в 50см. от которой брусок для выполнения отталкивания.

Исходное положение: высокий старт.

Выполнение: по команде «Марш!» учащийся выполняет ускоренный разбег примерно в 5-6 шагов, толчок ногой от бруска, полет и приземление на обе ноги в яму с песком.

Оценка снижается: за неправильное исходное положение, отсутствие ускоренного разбега, за резкую остановку перед бруском и отталкивания двумя ногами, наклон туловища вперед или назад в момент отталкивания; приземления на прямые ноги, приземление на толчковую ногу.

8. Метание набивного мяча.

Выполняется в спортивном зале.

Оборудование: 5 набивных мячей, весом до 1 кг.

Исходное положение: ноги на ширине плеч полусогнуты, мяч удерживается широко разведенными пальцами рук на уровне груди, руки согнуты в локтях.

Выполнение: из этого исходного положения ученик выполняет бросок мяча вперед-вверх учителю, находящемуся в 2м., следующий бросок выполняется из исходного положения ноги на ширине плеч, согнуты в коленях, руки с мячом внизу между коленями, и т.д.

Оценка снижается: за неправильное исходное положение, бросок мяча только руками, отсутствие активных, согласованных движений ног, туловища, рук; за малую, и наоборот большую траекторию полета и укороченную амплитуду движений рук; за неумение соразмерять усилия с дальностью полета.

9. Метание малого мяча в вертикальную цель.

Выполняется в спортивном зале.

Оборудование: вертикальная мишень(2Ч2м.), нижний край которой на высоте 2м. от пола, расстояние от мишени до линии броска 4м, пять теннисных мячей.

Исходное положение: ученик берет мяч, становится лицом в направлении метания (левая (правая) нога впереди, правая (левая) сзади на носке, (левая) правая рука с мячом на уровне головы), по команде выполняет пять бросков в мишень.

Оценка снижается: за неправильное исходное положение, чрезмерное сгибание метающей руки и ее низкое пронесение, отсутствие переноса тела на впередистоящую ногу, напряженное сгибание руки при замахе, укороченную амплитуду движений, отсутствие результата.

5. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился на базе ГУО «Гимназия им. Я.Купалы» г.Мозыря с сентября 22008 года по 16 апреля 2002 года. В нем принимали участие дети 7-8 лет, общее количество, которых составило 46 человек. Для сравнения были выбраны 2 класса: экспериментальный и контрольный. В контрольном классе уроки физической культуры проводились по стандартной программе, а в экспериментальном классе по тематическому планированию, где подвижным играм отводилось 30-70% времени урока.

С целью выявления различия уровня физической подготовленности классов, принимающих участие в эксперименте, проводилось тестирование в начале и в конце учебного года.

7. Математико-статистические методы обработки результатов.

Для обработки полученных данных использовали методы математической статистики. Вычислялись средние арифметические величины разных показателей и их средние сдвиги (M); среднее квадратическое отклонение средних величин и средних сдвигов (); ошибки средних величин и средних сдвигов (m); определялась достоверность сдвигов. Достоверность различий оценивалась по t-критерию Стьюдента (для зависимых и независимых выборок).

2.3 Организация исследования

Научно-исследовательская работа проводилась в ГУО «Гимназия им.Я Купалы» г. Мозыря с сентября 2008г.по 14 апреля 2009г. Исследуемыми были учащиеся вторых классов.

В соответствии с планом исследовательской работы и решаемыми задачами, исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе, с сентября 2008 года, по октябрь 2009 года, по решаемой проблеме изучалась научно-методическая литература, определялись цель, задачи и методы исследования. Разрабатывалась методика исследования, конкретизировался план и программа работы.

На втором этапе была проведена апробация педагогического инструментария данного исследования, после этого был проведен педагогический эксперимент.

На третьем этапе для реализации эксперимента были сформированы две группы, общее количество детей участвующих в эксперименте составило 46 человек. Из этого числа учащихся была выбрана контрольная группа, занятия в которой проводились общепринятыми методами. И экспериментальная группа, которая занималась по разработанной методике. На заключительной стадии этого этапа исследования проводилась окончательная обработка результатов, разработка методических рекомендаций, оформление и окончательное написание работы.

Глава 3. Теоретико-методические основы проектирования комплекса подвижных игр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: