Потребность в грузовых несамоходных судах и толкачах определяется по формулам:
- количество барж: Ф’б = r’расч * t’кр * (1 + кд + квв) * m, ед. (3.33.)
- количество толкачей: Фт = rрасч * tкр * (1 + кд + квв), ед. (3.34.)
где r’расч , rрасч – частота отправления соответственно составов и толкачей, ед/сут.
t’кр , tкр – продолжительность кругового рейса соответственно состава и толкача, сут.
кд – коэффициент, учитывающий дополнительную потребность на профилактику, стоянки по стихийным причинам, принимается равным 0,1.
квв – коэффициент, учитывающий дополнительную потребность на ввод и вывод судов из эксплуатации (определяется по формуле (3.25.)).
Значение квв / выв берем равное нулю.
Потребность в баржах будет равна:
Ф’б = 0,28 * 24 * (1 + 0,1 + 0) * 2 = 14,78 ед.
Потребность в толкачах будет равна:
Фт = 0,28 * 24 * (1 + 0,1 + 0) = 7,39 ед.
После расчета потребностей мы переходим к расчету эксплуатационно-экономических показателей.
3.2. Расчет эксплуатационно-экономических показателей.
Первый показатель, который мы рассчитываем – это эксплуатационные расходы.
Эксплуатационные расходы Эрасхпо грузовым теплоходам и толкачам определяются по формуле:
Эрасх = Ф * tэ * ((Cх * tх + Cст * tст) / tкр), руб.(3.35.)
где Ф – потребность в судах, ед.;
tэ – эксплуатационный период, сут.;
Cх , Cст – стоимость содержания судна за сутки соответственно в ходу и на стоянке (берется из справочных данных), руб.;
tх , tст – ходовое и стояночное время за круговой рейс, сут.;
tкр – продолжительность кругового рейса, сут.
Стоимость содержания судов и составов в ходу и на стоянке берется та, которая принята в ООО «РП – ГП» для данных типов судов и составов. И она будет равна:
Для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский»):
Cх = 37890 руб./сут.;
Cст = 12630 руб./сут.;
Для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский»):
Cх = 39210 руб./сут.;
Cст = 13070 руб./сут.;
Для приставки проекта № 942А (баржа-площадка):
Cх = 2074 руб./сут.;
Cст = 2074 руб./сут.;
Для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891»):
Cх = 37828,5 руб./сут.;
Cст = 12609,5 руб./сут.;
Для бункерной баржи проекта № 81060:
Cх = 2991 руб./сут.;
Cст = 2991 руб./сут.;
Для бункерной баржи проекта № Р-85А:
Cх = 2312 руб./сут.;
Cст = 2312 руб./сут.;
Так, эксплуатационные расходы у грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») будут равны:
Стояночное время за круговой рейс для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») будет равно: tст = tкр - tх = 20 – 14,54 = 5,46 сут.
Эрасх = 13,42 * 170 * ((37890 * 14,54 + 12630 * 5,46) / 20) = 70709757,23руб.
Эксплуатационные расходы у грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») будут равны:
Стояночное время за круговой рейс для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») будет равно: tст = 22 – 16,11 = 5,89 сут.
Эрасх = 15,49 * 170 * ((39210 * 16,11 + 13070 * 5,89) / 22) = 84822830,22руб.
Эксплуатационные расходы у толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») будут равны:
Стояночное время за круговой рейс для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») будет равно: tст = 24 – 15,67 = 8,33 сут.
Эрасх = 7,39 * 170 * ((37828,5 * 15,67 + 12609,5 * 8,33) / 24) = 36527431,83 руб.
Эксплуатационные расходы по баржам определяются по формуле:
Э’расх = с’ * Ф’ * t’э, руб.(3.36.)
где с’ – стоимость содержания баржи за сутки (берется из справочных данных), руб.;
t’э – эксплуатационный период по составам, сут.
Эксплуатационные расходы у приставки проекта № 942А (баржа-площадка) будут равны:
При толкании грузового теплохода проекта № Р97И («Окский»)
Э’расх = 2074 * 13,42 * 170 = 4731623,6 руб.
При толкании грузового теплохода проекта № 559Б («Окский»)
Э’расх = 2074 * 15,49 * 170 = 5461464,2 руб.
Эксплуатационные расходы по бункерным баржам проектов № 81060 и № Р-85А будут равны:
Э’расх = (2991 + 2312) * 7,39 * 170 = 6662158,9 руб.
Эксплуатационные расходы по рейдовой тяге определяются в процентах к эксплуатационным расходам по тяге.
Эксплуатационные расходы по рейдовой тяге для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») будут равны как 3 % от эксплуатационных расходов по тяге и будут равны:
Эрасх. рейд = (70709757,23 / 100) * 3 = 2121292,72 руб.
Эксплуатационные расходы по рейдовой тяге для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») будут равны как 3 % от эксплуатационных расходов по тяге и будут равны:
Эрасх. рейд = (84822830,22 / 100) * 3 = 2544684,91 руб.
Эксплуатационные расходы по рейдовой тяге для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») будут равны как 5% от эксплуатационных расходов по тяге и будут равны:
Эрасх. рейд = (36527431,83 / 100) * 5 = 1826371,59 руб.
Следующий показатель, который мы рассчитываем – это себестоимость перевозок S.
Себестоимость перевозок (по грузообороту) определяется отдельно по грузовым теплоходам и составам (толкачам совместно с баржами) по формулам:
-по составам: Sт. км. сост. = (Эрасх. толк + Эрасх. б/ж + Эрасх. рейд) / Aсост , руб./1000 т. км.
где Эрасх. толк - эксплуатационные расходы по толкачам, руб.
Эрасх. б/ж - эксплуатационные расходы по баржам, руб.
Эрасх. рейд - эксплуатационные расходы по рейдовой тяге.
Aт/х , Aсост - грузооборот соответственно по грузовым теплоходам и составам, 1000 т. км.
Грузооборот определяется по формуле:
А = ∑ G * l, 1000 т. км.(3.37.)
Грузооборот по углю для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка), № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) и толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А одинаковый и он будет равен:
А = 300000 * 2256 = 67680000 т.км. = 676800 тыс. т.км.
Грузооборот по промсырью для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будет равен:
А = 211744 * 1151 = 243717344 т. км. = 243717,34 тыс. т.км.
Грузооборот по промсырью для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будет равен:
А = 300840 * 1151 = 346266840 т.км. = 346266,84 тыс. т.км.
Себестоимость перевозок для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будет равна:
Sт. км. сост = (70709757,23 + 4731623,6 + 2121292,72) / (676800 + 243717,34) = = 84,26 руб./1000 т. км.
Себестоимость перевозок для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будет равна:
Sт. км. сост. = (84822830,22 + 5461464,2 + 2544684,91) / (676800 + 346266,84) = = 90,74 руб./1000 т. км.
Себестоимость перевозок для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А будет равна:
Sт. км. сост. = (36527431,83 + 6662158,9 + 1826371,59) / (676800)=66,51 руб./1000 т. км.
Следующий показатель, который мы рассчитываем – это затраты на рубль доходов по перевозкам Sдох.
Затраты на рубль доходов по перевозкам определяются по составам по формуле:
Sдох. сост. = (Эрасх. толк + Эрасх. б/ж + Эрасх. рейд) / Дсост , руб./руб. (3.38.)
где Дт/х , Дсост-доходы соответственно по грузовым теплоходам и составам, руб.
Доходы определяются отдельно по каждому грузопотоку:
Д гр. пот. = d гр. пот. * ∑ G, руб.(3.39.)
где d гр. пот. – тарифная ставка за перевозку данного рода груза (берется из данных ООО «РП – ГП»), руб./т.
Доходы для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка), грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) и толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А при перевозке угля одинаковые и будут равны:
Д гр. пот. = 160 * 300000 = 48000000 руб.
При перевозке промсырья доходы для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будут равны:
Д гр. пот. = 149 * 211744 = 31549856 руб.
При перевозке промсырья доходы для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будут равны:
Д гр. пот. = 149 * 300840 = 44825160 руб.
Затраты на рубль доходов по перевозкам для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будут равны:
Sдох. т/х = (70709757,23 + 4731623,6 + 2121292,72) / (48000000 + 31549856) =
=0,98 руб./руб.
Затраты на рубль доходов по перевозкам для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будут равны:
Sдох. сост. = (84822830,22 + 5461464,2 + 2544684,91) / (48000000 + 44825160) =
= 1,00 руб./руб.
Затраты на рубль доходов по перевозкам для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А будут равны:
Sдох. сост. = (36527431,83 + 6662158,9 + 1826371,59) / 48000000 = 0,94 руб./руб.
Далее мы рассчитываем производительность труда плавсостава по грузообороту и по доходам (Птр. т. км. и Птр. дох.).
Производительность труда плавсостава по грузообороту и по доходам определяется отдельно по грузовым теплоходам и составам по формулам:
-по грузовым теплоходам: Птр. т. км. т/х = Aт/х / (Ч т/х × Фт/х), т. км. /чел-нав.
Птр. дох. т/х = Дт/х / (Чт/х × Фт/х), руб./чел-нав. (3.40.; 3.40а.)
- по составам: Птр. т. км. сост. = Aсост / ((Чтолк+ Чрейд) × Фтолк), т. км./чел-нав.
Птр. дох. сост. = Дсост / ((Чтолк+ Чрейд) × Фтолк), руб./чел-нав. (3.41.; 3.41а.)
где Чт/х , Чтолк,Чрейд –штатная численность экипажа соответственно по грузовым теплоходам, толкачам (из справочных данных), и рейдовому флоту (определяется через процент численности от толкача), чел.
На грузовом теплоходе проекта № Р97И («Окский») штатная численность экипажа составляет 11 чел.
На грузовом теплоходе проекта № 559Б («Окский») штатная численность экипажа составляет 11 чел.
На толкаче-буксире проекта № 758АМ («ОТ-891») штатная численность экипажа составляет 12 чел.
Для толкачей, помимо численности экипажа на них самих, также учитывается численность экипажа по рейдовому флоту, которая берется как 4 %от численности экипажа толкача.
Так как численность экипажа грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») 11 человек, то для рейдового флота численность экипажа будет равна: Чрейд = 4 % от Чтолк = 0,44 чел.
Так как численность экипажа грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») 11 человек, то для рейдового флота численность экипажа будет равна: Чрейд = 4 % от Чтолк = 0,44 чел.
Численность экипажа толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») 12 человек, то для рейдового флота численность экипажа будет равна:
Чрейд = 4 % от Чтолк = 0,48 чел.
Производительность труда для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будет равна:
Птр. т. км. сост = (676800000 + 243717344) / ((11 + 0,44) × 13,42) =
= 5995886,94 т. км. /чел-нав.
Птр. дох. сост = (48000000 + 31549856) / ((11 + 0,44) × 13,42) =
= 518156,39 руб./чел-нав.
Производительность труда для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) будет равна:
Птр. т. км. сост. = (676800000 + 346266840) / ((11 + 0,44) × 15,49) =
= 5773332,45 т. км. /чел-нав.
Птр. дох. сост. = (48000000 + 44825160) / ((11 + 0,44) × 15,49) =
= 523827,46 руб./чел-нав.
Производительность труда для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А будет равна:
Птр. т. км. сост. = 676800000 / ((12 + 0,48) × 7,39) = 7338399,08 т. км. /чел-нав.
Птр. дох. сост. = 48000000 / ((12 + 0,48) × 7,39) = 520453,84 руб./чел-нав.
После этого мы рассчитываем валовую производительность Pв по каждому виду флота.
Валовая производительность определяется отдельно по каждому виду флота (грузовым теплоходам, тяге и несамоходному тоннажу) по формулам:
Pв = A / (Ф × Qр × tэ), т.км./тж-сут. (3.42.)
Pв = A / (Ф × Nр × tэ), т.км./сила-сут.(3.43.)
Для грузового теплохода проекта № Р97И («Окский») с приставкой № 942А (баржа-площадка) валовая производительность будет равна:
Pв = (676800000 + 243717344) / (13,42 × 1900 × 170) = 212,36 т.км./тж-сут.
Pв = (676800000 + 243717344) / (13,42 × 1000 × 170) = 403,49 т.км./тж-сут.
Для грузового теплохода проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) валовая производительность будет равна:
Pв = (676800000 + 346266840) / (15,49 × 1760 × 170) = 220,75 т.км./тж-сут.
Pв = (676800000 + 346266840) / (15,49 × 1000 × 170) = 388,51 т.км./тж-сут.
Для толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А валовая производительность будет равна:
Pв = 676800000 / (7,39 × (2500 + 4500) × 170) = 76,96 т.км./тж-сут.
Pв = 676800000 / (7,39 × 800 × 170) = 673,41 т.км./сила-сут.
После этого мы рассчитываем приведенные затраты Зпр .
Приведенные затраты определяются по формуле:
Зпр = Эрасх. + E × K, руб. (3.44.)
где Эрасх . – эксплуатационные расходы по грузовым теплоходам, толкачам и баржам (составам), руб.
E– нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, принимается 0,15.
K – капиталовложения по грузовым теплоходам и составам, руб.
Капиталовложения по видам флота определяются по формулам:
K = Фт/х × Бст. т/х, руб. – по грузовым теплоходам (3.45.)
K = Фтолк × Бст. толк × Крейд + Фб/ж × Бст. б/ж , руб. – по составам (3.46.)
где Фт/х , Фтолк,Фб/ж – потребность в судах по видам флота, ед.
Бст. т/х , Бст. толк,Бст. б/ж – балансовая стоимость судна данного типа (берем стоимость для этих типов судов, принятую в ООО «РП – ГП»), руб.
Крейд – коэффициент увеличения размера капиталовложений на рейдовый флот, определяется через процент увеличения капиталовложений (Крейд = 1 + 0,03).
Капиталовложения по грузовым теплоходам проекта № Р97И («Окский») с приставками проекта № 942А (баржа-площадка) равны:
K = 13,42 × 2633583,00 × (1 + 0,03) + 13,42 × 506896,00 = 43205508,7 руб.
Капиталовложения по грузовым теплоходам проекта № 559Б («Окский») с приставками проекта № 942А (баржа-площадка) равны:
K = 15,49 × 1600052,00 × (1 + 0,03) + 15,49 × 506896,00 = 33380168,68 руб.
Капиталовложения по толкачам-буксирам проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А равны:
K = 7,39 × 2031622,00 × (1 + 0,03) + (7,39 × 2219929,00 + 7,39 × 1271837,00) =
= 41268247,94 руб.
Приведенные затраты по грузовым теплоходам проекта № Р97И («Окский») с приставками проекта № 942А (баржа-площадка) равны:
Зпр = (70709757,23 + 4731623,6 + 2121292,72) + 0,15 × 43205508,7 =
= 84043499,86 руб.
Приведенные затраты по грузовым теплоходами проекта № 559Б («Окский») с приставками проекта № 942А (баржа-площадка) равны:
Зпр = (84822830,22 + 5461464,2 + 2544684,91) + 0,15 × 33380168,68 =
= 97836004,63 руб.
Приведенные затраты по составам (толкач-буксир проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А) равны:
Зпр = (36527431,83 + 6662158,9 + 1826371,59) + 0,15 × 41268247,94 =
= 51206199,51 руб.
Все полученные эксплуатационно-экономические показатели сводим в Таблицу № 3.1.
Таблица № 3.1.
Эксплуатационно-экономические показатели.
Показатели | Типы судов и составов | ||
Р97И+942А | 559Б + 942А | 758АМ + 81060 + Р-85А | |
Эксплуатационные расходы, руб. | 77562673,55 | 92828979,33 | 45015962,32 |
Себестоимость перевозок (по грузообороту), руб./1000т.км. | 84,26 | 90,74 | 66,51 |
Затраты на рубль доходов по перевозкам, руб./руб. | 0,98 | 1,00 | 0,94 |
Производительность труда плавсостава по грузообороту, т.км./чел-нав. | 5995886,94 | 5773332,45 | 7338399,08 |
Производительность труда по доходам, руб./чел-нав. | 518156,39 | 523827,46 | 520453,84 |
Валовая производительность, т.км./тж-сут.; т.км./сила-сут.: по грузовым теплоходам по несамоходному тоннажу по тяге | |||
212,36 | 220,75 | - | |
403,49 | 388,51 | 76,96 | |
- | - | 673,41 | |
Капиталовложения, руб. | 43205508,7 | 33380168,68 | 41268247,94 |
Приведенные затраты, руб. | 84043499,86 | 97836004,63 | 51206199,51 |
3.3. Анализ показателей и выбор рационаьного варианта
Из полученных показателей, приведенных в Таблице № 3.1. видно, что по приведенным затратам эффективным является толкач-буксир проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А, за счет более низких эксплуатационных расходов и небольшой потребности в баржах и толкачах. Также оно является эффективным по показателям себестоимости перевозок (по грузообороту) и затрат на рубль доходов по перевозкам. Данные толкача-буксира проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А незначительно уступает грузовому теплоходу проекта № 559Б («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка) в производительности труда плавсостава по доходам, а также у него выше показатель капиталовложений, чем у данного теплохода с приставкой. Зато эти же два показателя у состава лучше, по сравнению с теплоходом проекта № Р97И («Окский») с приставкой проекта № 942А (баржа-площадка).
Подводя итог анализу данных показателей, можно сделать вывод, что наиболее эффективным является состав (толкач-буксир проекта № 758АМ («ОТ-891») с бункерными баржами проектов № 81060 и № Р-85А), так как он более прибыльный при осуществлении перевозок в этих направлениях.