Тема 8. Формы и методы нравственно-правового воспитания младших школьников

Процесс нравственного воспитания требует четкого представления о морали, нравственном сознании, нравственной воспитанности.

Мораль - это совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех сферах его общественной жизни.

Нравственное сознание - это осознание личностью нравственных принципов, требований, норм и правил поведения.

Нравственная воспитанность - уровень морального состояния личности, степень ее нравственного сознания и поведения [2].

Сам факт наличия у ребенка нравственного сознания, знания нравственных норм и правил еще не влечет за собой правильного морального поведения, нередко под влиянием противоречивых жизненных обстоятельств у людей, в том числе и у детей, происходит разрыв между нравственным сознанием и поведением. Поэтому нравственная воспитанность является как бы показателем единства сознания и поведения. Нравственное воспитание - процесс достижения ребенком высокой нравственной воспитанности посредством педагогической организации всей его жизни, формирования нравственного сознания в единстве с поступками.

Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

От них требуется:

-- "знать, что они граждане своей страны;

-- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

-- любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

-- дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

-- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

-- беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

-- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

-- творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству"

Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития. Методы воспитания и формы организации деятельности школьников могут выступать, как единое воспитательное явление. Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников.

Деятельность детей организуется в двух направлениях: коллективном и личностном (индивидуальном). В соответствии с этим методы воспитания можно подразделить на две основные функциональные группы.

1. Группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей: 1) единые педагогические требования; 2) методы и формы самоуправления; 3) традиции; 4) игра; 5) перспектива.

2. Группа методов индивидуального воздействия; 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.

Между этими методами воспитания существует очень тесная связь. Ребенок, как личность формируется и в обществе сверстников, и индивидуально.

Программа "Этическая грамматика" для начальной школы содержит следующие разделы:

1.Основные понятия этики.

2. Внешний вид человека.

3. Здоровье.

4. Праздники в нашей жизни.

5. Поведение в школе.

6. Книги.

7. Семья.

8. Общение.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста, например, проблемы первого года обучения, подготовка к переходу в среднюю школу..Достаточное количество времени рекомендуется отводить заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение: Имеют значение вопросы школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д.Уроки этической грамматики должны быть построены так, чтобы они готовили детей ко взрослой жизни (укреплять здоровье, беречь семью и пр.).Этические навыки будут развиваться у учащихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на уроках этической грамматики.Предполагается использование на уроках этической грамматики межпредметных связей с "Литературным чтением", "Музыкой" и др.

Главным законом страны является Конституция, а главным Законом о детях - этот Закон “О правах ребенка”. Все права и обязанности детей записаны в этом Законе и других законах нашей Республики Беларусь.
Ребенком считается человек до того времени, пока ему не исполнится 18 лет.

В этом Законе говорится, какие права есть у детей и как государство, государственные работники и вообще все люди должны защищать эти права.

От имени государства права детей должны защищать работники специальных отделов охраны детства исполкомов, прокуроры и судьи. Если в суде или при обсуждении важных вопросов в государственных организациях возникает спор, чьи интересы важнее: государства, взрослых или детей, то решение должно быть в пользу детей.

Каждый ребенок имеет право жить, а государство защищает это право. Ребенка нельзя казнить или посадить в тюрьму на всю жизнь, даже если он совершил страшное преступление.

Если ребенок хочет, чтобы его права уважались, то он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с государством и обществом, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу, животных и растения, а также все, что сделано руками человека и на пользу ему.

У детей есть право получить выбранную профессию, а до этого они могут работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться.

Все дети имеют право выбирать, где и как им отдыхать, в какие кружки ходить после занятий в школе. Государство заботится о том, чтобы это было не очень дорого для детей и их родителей.
Закрыть какое-нибудь место отдыха детей можно только с разрешения органов власти.

У детей есть право объединяться и создавать свои организации. Но они должны помнить, что при этом нельзя нарушать законы своей страны и нужно уважать других людей, не оскорблять их своими поступками.

Правовое образование - это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Правовое воспитание - это формирование правового сознания и поведения юного гражданина, которое определяется характером и политикой государства и тесно связано с гражданским воспитанием.

Правовое образование - это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

ближайшая цель - формирование системы правовых знаний;

промежуточная цель - формирование правовой убежденности;

конечная цель - формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников.

Целью правового образования сегодня является подготовка учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в гражданском обществе, правовом государстве. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве. Развитие личностных мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивида в управлении страной, решении задач различного уровня - от общенациональных, государственных до семейно-бытовых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: