* Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
* Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
* Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным "уродом", если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
"Здоровый образ жизни» -- "поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья". Укрепление же здоровья -- "мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия".
В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:
1) здоровый образ жизни -- его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний.
На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
- исследование состояния здоровья детей школьного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья обучающихся;
Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.
Работа по здоровьесбережению младших школьников
Школьные факторы риска.
Программа здоровьесберегающего обучения современного школьника включает следующие факторы:
1. Соблюдение режима дня.
Учет индивидуальных особенностей – необходимое условие для организации деятельности ученика и его режима дня. Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечетлевается в памяти.
2. Рациональное питание.
Пища должна быть полноценной и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, микроэлементы и безвредной.
3. Двигательная активность.
Движение как форма физиологической активности, присуще всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта ребенка.
4. Предупреждение вредных привычек и формирование здорового образа жизни.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек,то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
Работа по здоровьесбережению младших школьников.
Методические рекомендации
1.Обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Для этого используются конторки с наклонной поверхностью. Часть урока гиперактивный ученик сидит за партой, а часть стоит за конторкой. Ребята меняют позы каждые 15 минут. Часть заданий весь класс выполняет в режиме «стоя»: устный счет, проговаривание правил, т.е. задания, выполняемые 1-1,5 мин. Таким образом, сохраняется телесная вертикаль, позвоночник, осанка.
2. Использую сенсорно-поисковый тренажер.В разных уголках кабинета вывешиваются необходимые наглядные пособия. Например, ответы к заданиям из устного счета, называю пример, дети ищут нужный ответ, поворачиваясь всем корпусом, показывают его. Отличительной особенностью является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного образа. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающим миром, художественное воспитание эффективны в данном режиме,т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. Самое главное здесь то, что ответ на вопрос дети получают, совершая поисковые движения глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность, снижает утомляемость, а также формирует зрительное восприятие и сенсорно-моторные функции.
3. В течение 3-х лет использовала «экологическое панно». На правой стене кабинета висит с изображением пейзажа предгорий Кавказа (фактически, это окрестности нашей станицы), слева- три больших окна. Таким образом, дети не ощущают себя в замкнутом пространстве кабинета, его рамки раздвинулись. На панно я помещаю дидактический материал, и мы совершаем путешествия, играем. Я отметила, что дети более комфортно себя чувствуют, быстрее включается их воображение.
Кроме того, на каждом уроке провожу по 2 физминутки, рекомендованные В.Ф.Базарным. Вот несколько из них:
1. Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно- сигнальных сюжетов: Все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетательные движения головой, глазами и туловищем, продолжительность упражнения 1,5-2 мин. Выполняется оно так: в 4-х углах кабинета фиксируются яркие, привлекающие внимание образно- сюжетные картинки. Каждый сюжетный комплекс меняется 1 раз в две недели и под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4. Порядок цифр меняется, таким образом, меняется и последовательность выполнения упражнений. Такими картинками я пользовалась 2 года. Выполняя физические упражнения, дети также анализируют картинки и восстанавливают сюжетную линию. Сейчас кабинет оборудован сигнальными огоньками.
2.Методика зрительно-координатных тренажей с помощью схемы универсальных символов (СУС). Схема- тренажер находится на потолке. Дети становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнения. Мы выполняем его разными способами и чаще всего после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. это упражнение снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и нервную возбудимость. Оно способствует также доброжелательности, улучшает чувства гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
3.Применяю дыхательную и пальчиковую гимнастику, комплексы разминок для глаз (окно-перспектива, игры- «оркестр», «надуть шарик» и т.д.)
Перед уроками выходим на утреннюю зарядку во двор школы или в коридор.