Пояснительная записка.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.
4.1. Обоснование выбора.
Этот выбор сделан не случайно:
1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
|
|
5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:
— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
— сплочение классного коллектива;
— органичное включение родителей в воспитательный процесс;
— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры».
4.2. Содержание игры-путешествия.
Взяв за основу содержания игры-путешествия факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение», в котором привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, ОЗМ, истории определили цель, задачи.
|
|
Цель игры-путешествия:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Задачи игры-путешествия:
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
— воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
— создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Предмет изучения в ходе игры-путешествия:
Народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.
Структура игры-путешествия:
Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия.